17 мая 2022

Джуниорам в ИТ в ближайшее время ничего хорошего не светит?

Недавно один наш клиент высказал очень интересную мысль. Уход глобальных вендоров, владеющих популярными в бизнесе ИТ-решениями,  драматично изменит ландшафт рынка труда в России.

Если раньше можно было на, в принципе, любое образование наложить пару курсов, немного практики и заточить свои скиллы под  конкретный проприетарный продукт, то теперь айтишники будут все чаще иметь дело с open source платформами. А их «пилить» под конкретные задачи бизнеса возможно только при условии наличия фундаментальных знаний в системном программировании. Принципиально иной пласт знаний и, соответственно, требований рынка к квалификации.  То есть, другими словами, окно лёгкого входа в ИТ-специальности, о котором мы с нашими клиентами ещё совсем недавно писали, закрылось. 

А в продолжение этой мысли прочитала хорошую статью на РБК.  О том, что джуниорам в ИТ в ближайшее время ничего хорошего не светит. Бизнес больше не хочет платить за их обучение и развитие. Я вообще всегда подозревала, что вот это "я вообще журналист, но пошел и переучился на QA" или "а не пойти-ка мне поучить Python" - это какое-то очередное инфоцыганство, которое очень скоро схлопнется. А целое поколение, выросшее на мантрах "вы можете изменить свою жизнь и профессию в любой момент и в любом возрасте", вдруг осознает, что всё-таки мама с папой были правы и надо было хорошо учиться. Или не осознает и просто будет обижаться на этот мир, который какой-то не такой. Не дружелюбный.

Я верю в профессиональное развитие, которое, как по спирали, закручивается вокруг базового образования, способностей и умений человека. Можно и нужно отходить в сторону,  но спираль остаётся та же. Хорошо пишущий человек с образованием филолога может с высокой вероятностью быть успешен в роли SMM-специалиста, журналиста, блоггера, контент-редактора, копирайтера или пиарщика, причем в самых разных отраслях - от медицины до нефтегаза. И он же будет очень посредственным программистом, даже если будет упорно учиться. Профессиональный дизайнер обычно отучился в детстве в художке, потом в училище и где-нибудь типа Академии художеств или Мухи в Питере. Лет этак 15 на все про все потратил. А тот, кто открыл в себе тягу и талант к рисованию лет в 35, профессионалом никак не станет. Как ни грустно это осознавать после прочтения многочисленных  книг по саморазвитию :)

====

Некоторые наиболее интересные мысли из материала РБК: 

"Те программисты, которые выходят работать в компании, имеют завышенные представления о своей ценности, не совпадающие с реальным полжением вещей. При всем обилии на рынке труда разработчиков среди них очень мало действительных звезд, которых работодатели были бы готовы отрывать с руками... Эта ситуация во многом связана с популярностью разнообразных курсов, обещающих сделать из вчерашнего клерка знатока Python чуть ли не за месяц. Такие курсы успели выпустить десятки тысяч кандидатов, чей уровень оставляет желать лучшего. Если предыдущие поколения программистов, выпускники мехмата и других профильных вузов хорошо владели математикой, то солидная доля нынешних выпускников - недоучки, овладевшие только самыми простыми навыками. Краткосрочные курсы не дают инженернего мышления, что, соответственно, не дает возможности роста... Сейчас даже на джуниор-позици ожидают от человека, что он уже что-то попробовал делать руками... Низкий порог входа в программисты за последние годы привел к тому, что на рынке осталось крайне мало программистов-фундаменталистов (людей с базовыми фундаментальными знаниями математики, физики, микропроцессорной техники и тд) и все они дорогие... Проблема была заметна и раньше, но до кризиса компании были готовы вкладывать деньги в самостоятельное обучение кандидатов, а сейчас уже нет... Мы готовы были бы джуниоров нанимать, если бы ситуация в экономике была стабильна и сами они не переоценивали бы себя. На сегодняшний момент обучать их за зарплату опытного специалиста мы не готовы... Соискатели, кардинально сменившие сферу деятельности, обходятся компании слишком дорого."

===

Больше - в моем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить интересное!

Ася Власова

Креативный динамичный мотор iTrend, успешное сочетание экспертизы PR и ИТ.

От SMM к Digital PR: как меняются соцсети ИТ-компаний на примере кейсов iTrend

8 апреля 2024

Последнее время я часто думаю о том, что наши проекты по развитию Telegram-каналов ИТ-компаний уже язык не поворачивается назвать SMM.

 

Как развить личный бренд в ИТ-отрасли, и сколько это может стоить?

19 февраля 2024

Коммуникационное агентство iTrend запустило новое направление бизнеса — личный брендинг топ-менеджеров и предпринимателей в ИТ. Виктория Фоменко, руководитель направления личного брендинга iTrend, в интервью «Продвигай ИТ» подробно рассказала о том, каким образом работает услуга, что в себя включает и сколько стоит.

 

Три мира в SMM: чем отличаются подходы к соцсетям в b2b и b2c у малого и крупного бизнеса

24 января 2024

В SMM есть разные миры. И прежде чем выбирать подрядчика или строить инхаус-команду — определите, из какого мира они вам нужны.

 

PR-метрики: практика на рынке и наш подход

25 октября 2023

Упоминания, охваты, МедиаИндекс — на что смотреть и что важнее?

 

Зоны ответственности в коммуникационном проекте

6 октября 2023

О чем стоит помнить заказчику для классного результата

 
Читать блог ITrend