27 декабря 2018

Профессия будущего: транспортный инженер

В 2017 году в среднем по России на каждую тысячу жителей страны приходилось по 288 легковых автомобилей. Если выйти на улицу в любом городе-миллионнике в час пик, можно воочию увидеть результаты: «кровеносные» сосуды транспортной системы находятся в удручающем состоянии, все магистрали забиты. По данным экспертов компании INRIX, в 2017 году водители простояли в столичных пробках 91 час — около 26% времени, проведенного за рулем.

Решать проблему можно разными путями, но лучше всего ее предотвращать. Занимаются этим инженеры транспортного планирования — профессионалы, которые управляют и оптимизируют движение транспортных потоков в мегаполисах. Что это за профессия и почему она так важна сегодня?

Как все начиналось

Профессия транспортного инженера появилась в Европе и Америке еще в 60-е годы XX века: города развивались, их транспортные системы усложнялись, автомобилизация населения увеличивалась. Как следствие, повысились требования к обеспечению безопасности на дорогах и поиску решений текущих транспортных проблем. Понадобились специалисты, сфера профессиональной деятельности которых лежала бы в нескольких областях — математика, инженерия и экономика. С помощью математических формул и алгоритмов были описаны общие принципы поведения и взаимодействия участников движения. Результатом стали математические транспортные модели, отражающие близкое к реальному движение транспорта в городе. Это позволило осознанно прогнозировать развитие транспортных ситуаций и рассчитывать эффективность технических решений при планировании инфраструктуры еще до строительства.

Неудивительно, что за рубежом профессия развивалась активнее, чем в СССР — полезные для людей и компаний открытия и технологии быстро монетизировались и становились отдельными областями экономики. Тем не менее, своя школа была и в Советском Союзе — в Омске, где занимались вопросами моделирования транспортных потоков на основе математических моделей. Но, в отличие от западной модели транспортного развития, в нашей стране она не была востребована государством из-за плановой экономики и низкого уровня автомобилизации страны.

Зачем нужны транспортные инженеры?

Основная задача транспортного инженера — сделать так, чтобы жителям любого города, независимо от его размеров, было комфортно по нему перемещаться. Во время работы учитывается множество параметров транспортной системы и взаимное влияние всех видов транспорта. Старания транспортных инженеров позволяют разрешать вот такие сложности.

Ситуация № 1: строится новый жилой квартал, существующая транспортная сеть перегружена — всем очевидно, что нужно строить новые дороги. Но где именно их проектировать? Как понять, будут ли ей пользоваться и сколько грузов по ней можно перевезти? Решит ли новая дорога поставленные задачи? Все эти вопросы адресуют транспортному инженеру. Он соберет данные о перемещении транспорта по прилегающим дорогам, просчитает возможные варианты перераспределения трафика и предложит оптимальные решения.

А еще, как показывает практика, иногда строительство новой дороги…излишне. Может получиться так, что магистраль станет мешать транспортным потокам на прилегающих дорогах и это только затруднит дорожную ситуацию — тогда транспортный инженер, взвесив все «за» и «против», предложит построить трамвайную линию.

К нему же можно обратиться с вопросом о том, как, например, наиболее эффективно организовать дорожное движения на время ремонта и перекрытия проезжей части или перенаправить транспортные потоки в случае проведения массовых мероприятий.

Ситуация № 2: строят платную дорогу, которая, по уверению застройщика, решит массу транспортных проблем региона. Чтобы дорога была удобной и выгодной всем: автомобилистам, застройщику, обществу, а также не ухудшила экологическую ситуацию региона — снова зовут транспортного инженера. Он создаст транспортную модель объекта, выполнит расчеты и с высокой точностью сделает прогнозы о том, насколько магистраль поможет региону и рынку перевозок, кто будет по ней ездить и как быстро «отобьется» ее строительство.

Ситуация № 3: светофоры. Часто они работают явно не самым оптимальным и удобным образом, замедляя передвижение по городу. Транспортный инженер разберется и с этим: рассчитает оптимальные сигнальные планы для ключевых перекрестков сети, что позволяет, как показала практика, повысить пропускную способность транспортных улов до 20%. Благодаря работе транспортных инженеров может возрасти и эффективность работы всей автоматизированной системы управления дорожного движения (АСУДД).

Нельзя забывать и про создание отдельных полос для общественного транспорта, чтобы автобусы всегда вовремя приходили на остановку — это обеспечит предсказуемость времени проезда для горожан. Среди того, во что еще может быть вовлечен транспортный инженер — логичность и доступность инфраструктуры: в любом городе нужно продумать, как обеспечить доступность школ, больниц и других жизненно важных объектов.

Обычному горожанину работа инженера сэкономит массу времени: меньше придется стоять в пробках и тратить времени на дорогу к работе и обратно, будут оптимизированы маршруты общественного транспорта и снизится уровень транспортных заторов. Качественно изменится организация дорожного движения и увеличится безопасность на дорогах — повысится гибкость системы управления транспортными потоками и транспортными системами.

Необходимые навыки

Транспортный инженер должен обладать гибким умом: чтобы не заниматься исключительно городской урбанистикой, а мыслить глобально, хорошо знать математику, и, в целом, быть любознательным. А первое, что он должен понимать, где и как все эти навыки применить. С этим проблем быть не должно — уже сегодня за границей ни один значимый объект, связанный с транспортной инфраструктурой, не будет прорабатываться без создания транспортных моделей.

Сегодня транспортная модель — основа любого проекта, именно транспортному инженеру предстоит оценить, будет ли система работать до начала проектирования и строительства. Транспортное моделирование — процесс, необходимый на всех уровнях создания городской среды: будь то генеральный план или разработка городской структуры общественного транспорта, оптимальные светофорные циклы, система парковок.

Поэтому, что еще точно пригодится транспортному инженеру — значение трех аббревиатур: ПКРТИ, КСОДД, КСОТ. Термины, прикладное использование которых позволяет городам и агломерациям создавать не только устойчивую транспортную систему, но и обеспечивать развитие всего региона в целом.

ПКРТИ — программа комплексного развития систем транспортной инфраструктуры. Это большой документ, в котором описаны основные мероприятия по повышения надежности функционирования транспортных систем для развития транспортной инфраструктуры городов. В него же входят мероприятия по обеспечению комфортных и безопасных условий для проживания населения и улучшения экологического состояния.

КСОДД — комплексные схемы по организации дорожного движения, актуальное направление развития дорожно-транспортной ситуации города или района на перспективу.

КСОТ — стратегический документ, определяющий направления развития городского, пригородного и межмуниципального общественного транспорта. Он нужен для того, чтобы люди, пользующиеся общественным транспортом, тратили как можно меньше времени на дорогу до офиса, дома или, например, кинотеатра — а значит, больше времени могли бы посвятить работе или отдыху.

Мы на своей практике убедились, что все больше городов с населением более 300 тысяч человек просят вместе с выполненными программами ПКРТИ, КСОДД И КСОТ передать им и транспортную модель, которую можно будет использовать в дальнейшем для оценки и обоснования новых предлагаемых решений. Конечно, чтобы использовать и поддерживать транспортную модель в актуальном состоянии — нужны квалифицированные специалисты. Пока их совсем мало, и практически нет в регионах — поэтому, когда мы выполняем проект, приходится учить заказчика прямо на месте.

Где учиться?

Комплексный подход к управлению транспортными потоками в России до сих пор в диковинку. Поэтому отдельной специальности «Транспортный инженер» в нашем образовании нет.

Но не все так печально: при желании, обучаться можно — в основном в архитектурно-строительных университетах и университетах путей сообщения, на факультетах по эксплуатации транспорта, пассажирским перевозкам, транспортной логистике. Именно там есть специальные академические версии программных продуктов для транспортного планирования и моделирования, например, академическая версия популярного программного решения — PTV Vision Traffic Suite. С помощью таких инструментов на мастер-классах и дополнительных курсах обучают моделированию транспортных потоков.

Хочется верить, что в России в ближайшее время все-таки появится полноценная специальность транспортного инженера, и ей начнут обучать в вузах. Предпосылки для этого есть, в 2011 году в Высшей школе экономике появился Институт экономики транспорта. Другой пример — Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. Здесь в 2013 году на базе двух кафедр факультета «Логистика и общетранспортные проблемы» был создан Научно-образовательный центр МАДИ, который помогает готовить специалистов по моделированию транспортных потоков.

Никто не отменял и самостоятельного обучения — инженеры, желающие развиваться в сфере транспортного моделирования, могут найти курсы по работе в необходимых программах, принять участие в вебинарах и профильных конференциях, которые организуют компании и профессиональные ассоциации. Специально для тех, кто интересуется темой образования в области транспортного планирования и развития транспортных систем, Ассоциация транспортных инженеров выпускает книги серии «Библиотека транспортного инженера».

Нужна ли профессия?

Развитию транспорта в России сейчас уделяется очень большое внимание: утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, реализуется Национальный проект Министерства транспорта РФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги», подписан Приказ Министерства транспорта РФ от 17 марта 2015 г. 43 «Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения», а с 1 января 2019 года вступает в силу новый 443 Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Все эти документы подразумевают обязательное использование методов математического транспортного моделирования для разработки транспортных проектов. А если учесть размер планируемого финансирования, заявленного Президентом РФ на развитие транспортной инфраструктуры в ближайшее годы, спрос на таких специалистов будет. Особенно учитывая то, что в России рынок транспортных инженеров «недоукомплектован», сложно представить, но на всю огромную страну их пока около двухсот.

Владимир Швецов

Источник: mel.fm

Правильное распределение инвестиций решит проблему выхода российских ИТ-продуктов на зарубежные рынки

25 апреля 2024

НП "Рус­софт" пред­ло­жило раз­де­лить ин­вес­ти­ции по прог­рам­ме "Эко­номи­ка дан­ных" меж­ду раз­ра­бот­чи­ками оте­чес­твен­ных про­дук­тов и пот­ре­бите­лями в про­цен­тном соот­но­шении 70 на 30 соот­ветс­твен­но. Та­кое соот­но­шение нуж­но для раз­ра­бот­ки ка­чес­твен­ных про­дук­тов и пос­ле­дую­ще­го их вы­хода на рын­ки стран БРИКС.

 

Как убрать рекламу на смартфоне: 5 лайфхаков против надоедливых коммерсантов

25 апреля 2024

Всплывающие окна с предложением оформить кредит по максимально невыгодной ставке, внезапно орущие в полный голос странные ролики, контекстная реклама, странно трактующая ваши запросы и вместо двери предлагающая вам купить лифт.

 

Этичному хакингу нужен закон: как защитить «белых» хакеров от угрозы преследования

25 апреля 2024

Пробелы в законодательстве мешают российскому бизнесу привлекать «белых» хакеров для поиска уязвимостей в своих системах. Необходимость установить правила работы «белых» хакеров, которые помогают проверять кибербезопасность компаний и госструктур, обсуждается с лета 2022 года.

 

Реестр российского ПО требует большого апгрейда. Он должен стать аналогом ВДНХ

25 апреля 2024

Реестр российского ПО Минцифры РФ был создан в 2016 году как перечень программного обеспечения, которое официально признано российским. Он является частью стратегии по развитию и поддержке национальной индустрии информационных технологий и обеспечению цифровой безопасности страны.

 

Эксперт Кочерженко: В Россию ежемесячно ввозят 300 тысяч ПК с пиратской Windows

25 апреля 2024

Основатель и генеральный директор Uncom OS Никита Кочерженко рассказал "Российской газете", что в Россию ежемесячно импортируется около 300 тысяч компьютеров с предустановленной и активированной версией Windows предназначенной для других регионов.