17 декабря 2020

Все в ЦОД

Российский рынок дата-центров все еще далек от насыщения и, по мнению экспертов, будет расти, в том числе в Петербурге. Драйверами для его развития должны стать высокая доля промышленных предприятий, серьезная концентрация IT-компаний в регионе, умеренный климат и доступные площади для застройки.

Емкость рынка ЦОД принято оценивать по количеству стойко-мест, или стоек, как введенных в эксплуатацию, так и заполненных оборудованием клиентов. «Сегодня число стойко-мест для коммерческой эксплуатации в России составляет примерно 50 тыс. единиц. Еще два года назад, по данным iKS-Consulting, этот показатель равнялся 39,3 тыс.»,— говорит директор отделения инженерной инфраструктуры Rubytech Константин Зиновьев. В 2019 году количество стойко-мест для коммерческой эксплуатации увеличилось на 12,3%, а совокупный уровень доходов российских поставщиков ЦОД вырос на 27,8% и составил 28,5 млрд рублей. «Пока этот рынок очень далек от насыщения и точно будет расти дальше, учитывая вступление в силу ФЗ № 374 и № 375 («законы Яровой».— BG) и неутихающую пандемию COVID-19, которая стала катализатором перехода к удаленному взаимодействию»,— добавляет господин Зиновьев.

Генеральный директор компании Linxdatacenter в России Ольга Соколова считает, что развитию сегмента способствует целый перечень драйверов: цифровизация бизнеса и госсектора, развитие сегмента разработки ПО, большое количество стартапов в различных перспективных направлениях IT — от виртуальной реальности до больших данных и AI, а также рост спроса на различные сервисы распространения видеоконтента. «Отдельно стоит упомянуть развитие экономики экосистем — увязку широкого спектра взаимодополняющих продуктов и услуг на единой платформе с доступом по принципу "одно окно", например, маркетплейсы банков, е-commerce»,— уточняет она.

По словам Александра Тугова, директора по развитию услуг провайдера IT-инфраструктуры Selectel, все большим компаниям нужны вычислительные мощности: бизнес-процессы переходят в онлайн и требуют более сложной инфраструктуры. «У России есть простор для роста. По статистике 50% представителей малого бизнеса до сих пор держит свои системы на офисном сервере. Все они — потенциальные клиенты коммерческих дата-центров, ведь когда-то компании вырастут, и домашнего сервера будет уже не хватать»,— констатирует эксперт.

Региональные мощности

Сегодня более 65% рынка коммерческих ЦОД сосредоточено в Москве и области, говорит технический директор компании Oberon Василий Непокрытый, однако многие поставщики услуг смотрят в сторону Петербурга. «Там ниже конкуренция, есть магистральные каналы и доступные площади для застройки, более умеренный и холодный, а значит, благоприятный для дата-центров климат»,— считает он.

Среди крупнейших игроков рынка — Selectel, «Ростелеком» (укрепившийся после поглощения DataLine), IXcellerate, DataPro, «MTC Авантаж», Xelent, а также Linxdatacenter. «В целом петербургские ЦОД сегодня занимают небольшую долю российского рынка. Однако в будущем ситуация может измениться, и локальный рынок тоже покажет рост,— согласен господин Зиновьев.— Этому будет способствовать высокая доля промышленных предприятий и серьезная концентрация IT-компаний в регионе».

Так, в конце октября ПАО «МТС» запустило в Тосненском районе Ленинградской области первый на Северо-Западе модульный ЦОД, инвестировав в его строительство 1,8 млрд рублей. Пока подведенная мощность составляет 8 МВт с потенциалом расширения до 16 МВт. В ближайшие годы компания готова инвестировать еще более миллиарда рублей в увеличение количества модулей с двух до четырех.

В декабре в Петербурге собственный дата-центр на 800 стоек общей площадью 4,2 тыс. кв. м и проектной мощностью 7,4 тыс. кВт планирует запустить компания «Ростелеком». «Его уровень надежности — Tier III. Зарезервированы все основные инженерные системы (энерго- и холодоснабжение), телеком-инфраструктура. Этот ЦОД сможет предложить клиентам все наши имеющиеся сервисы — от традиционного colocation до высокоуровневых облачных сервисов. Он ориентирован на бизнес и государственных заказчиков»,— рассказывают в компании.

В историческом центре Петербурга фактически завершено строительство центра обработки данных АО «Гознак», который, по словам представителей компании, начнет функционировать во втором квартале 2021 года. «ЦОД спроектирован и построен с учетом требований стандарта Tier III. Вмещает в себя 470 серверных стоек общей мощностью 6 МВт, размещенных на площади 3 тыс. кв. м. Инфраструктура защищена тремя периметрами безопасности, включая системы видеонаблюдения, сигнализацию, систему контроля и управления доступом и военизированную охрану»,— говорят в АО «Гознак», поясняя, что дата-центр будет обслуживать потребности заказчиков предприятия, среди которых федеральные органы исполнительной власти, федеральные внебюджетные фонды, крупные коммерческие организации.

Отдать на аутсорс

Коммерческие ЦОД, как правило, принадлежат компаниям, работающим в сфере IT и облачных услуг. «Новые игроки на этом рынке появляются редко, и чаще всего в привлечении клиентов работает бренд компании, ее опыт в этой сфере, предлагаемые услуги»,— рассказывают в компании «Мегафон».

При этом требования к площадкам — к их отказоустойчивости, доступности, надежности — настолько разные, что своего потребителя находят все. «Масштабные территориально распределенные коммерческие дата-центры уровня Tier III–VI — для крупного корпоративного рынка: банков, операторов связи, ритейлеров и даже промышленности; локальные и совсем небольшие центры обработки данных, размещенные в регионах,— для SMB-компаний, которые могут вынести на арендованные "виртуальные фермы" самые ресурсоемкие процессы, например, рендер изображений»,— приводит пример Василий Непокрытый. По его словам, в последние пару лет дефицит коммерческих мощностей запустил и новый тренд — треш-дата-центры (от англ. trash «мусор».— BG). «Это более дешевые услуги — стоимость ниже до 30% — на базе полупромышленных площадок, которые минимально оптимизированы для установки оборудования ЦОД»,— описывает он данный сегмент.

По словам директора по маркетингу дата-центра Xelent Ильи Рогова, компании предпочитают размещать данные в ЦОД на своих серверах. «По сути, обеспечение работоспособности серверов не является профильной деятельностью ни для одной компании, кроме, собственно, операторов ЦОД. Использование коммерческого ЦОД стало показателем уровня развития компании»,— уверен он.

Если же клиент предпочитает отказаться от собственных серверов в пользу перенесения данных в облако сервис-провайдера в ЦОД, то он снимает с себя еще больший объем рутинной активности, касающейся работы IT-инфраструктуры. «В этом случае заказчик получает не просто доступность своих серверов, систем хранения данных и сетевого оборудования, а гарантию на работу нужного ему объема мощностей или даже готовых сервисов с гарантированным уровнем доступности (SLA)»,— рассказывает Владимир Калин, руководитель направления услуг ЦОД в Северо-Западном регионе управления сервисов Softline.

Собственная база

В экономике остаются сценарии, при которых бизнесу выгодно или необходимо иметь свои ЦОД. Это гарантия — иногда, по мнению некоторых экспертов, необоснованная,— что данные не будут переданы третьим лицам. «Кроме того, ответственность за корректную работу сервиса не разделяется со сторонней организацией, а находится в контуре компании. Это возможность держать все под контролем и не зависеть от сторонних организаций,— отмечает Александр Тугов из Selectel.— Иногда развивать свой корпоративный дата-центр и выгоднее. Например, если вы очень крупная компания и можете позволить себе вложиться в "железо" однократно (на два-три года), но сразу существенно».

Как правило, собственные дата-центры используют IT-гиганты: их бизнес-модель плотно привязана к компетенциям в IT, включая инфраструктуру, поэтому такое сращивание органично, добавляет Ольга Соколова. Свои ЦОД нередко есть у крупных ритейлеров, e-commerce, фармацевтических компаний — все они работают с огромным объемом данных.

Развитие дата-центров характерно и для компаний с госучастием, на которые распространяется требование о «приземлении» данных на территории РФ. «Чаще всего выбор строительства собственного дата-центра обусловлен внутренними и законодательными ограничениями в области безопасности»,— объясняет Владимир Калин. По мнению Константина Зиновьева, не исключено, что менее крупные, с точки зрения IT, госучреждения в дальнейшем будут в этих ЦОД консолидироваться.

 

Источник: Коммерсант

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend