Из этого всего никак нельзя сделать вывод, что рынок VPN в России не увеличивается, отмечают опрошенные "ДП" эксперты. Наоборот — в 2022 году он показал колоссальный рост.
Согласно данным Google Trend, индикатор интереса по запросам в поисковике по VPN в марте 2022 года, когда были заблокированы Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, которая объявлена экстремистской организацией и запрещена на территории России), достигло максимума в 100 пунктов. А затем начало плавно снижаться.
"В ноябре 2022 года индекс запросов был всего 15, и это правда сильно ниже, чем на мартовском пике. Но это в 3 раза больше, чем на начало года. По моим исследованиям, процент пользователей интернета в России, которые знают, что такое VPN, — 20%. В абсолютных цифрах, округлённо, это примерно 20 млн человек. Да, этого явно недостаточно, чтобы утверждать, что информационная блокада прорвана, но это 20 млн человек!" — добавляет Климарёв.
Михаил Сергеев, ведущий инженер CorpSoft24, тоже отмечает, что поворотной точкой для рынка VPN в России стала блокировка соцсетей, которые сильно задействованы в бизнесе и жизни обычных пользователей. "Пользователи мобильных устройств преимущественно пользуются сервисами, которые находятся в топ–10 Google Play и Apple Store. Чем меньше сервис, тем меньше шансов попасть под блокировки. Роскомнадзор периодически блокирует крупные VPN–сервисы, но проблема не решается. Они добавляют в пул ещё адреса и продолжают работать. Проблему с блокировкой можно решить, только заблокировав протоколы, а не конкретные адреса, как это делает Роскомнадзор. Но есть технологии, которые позволяют и это обойти, например Shadowsocks, который был создан в Китае, как раз после различных блокировок VPN", — говорит эксперт.
Дмитрий Гачко, основатель ГК ITGLOBAL.COM, в свою очередь, отмечает, что спрос на VPN в России по сравнению с прошлыми периодами является просто огромным. С февраля скачиваний VPN–сервисов стало почти в 30 раз больше.
Точный объём рынка VPN в России оценить никто не берётся, потому что ситуация меняется от месяца к месяцу. Но, по данным газеты The Times, в июне этого года сервисами VPN для обхода блокировок в России пользовались 24 млн россиян. В феврале их число составляло всего 1,6 млн. По данным Mediascope, активными пользователями интернета в России являются 97,5 млн россиян в возрасте от 12 лет.
Откройте доступ — и всё
Предложения создать национальный сервис прозвучали примерно через месяц после того, как Минцифры направило опросный лист в отраслевые организации по изучению потребностей и особенностей использования VPN в стране. Об этом сообщало издание SecutityLab (принадлежит компании из сферы кибербезопасности Positive Technologies). Неназванные эксперты издания заявили, что это сигнализирует о том, что в последующем VPN может стать монопольной услугой с авторизацией через "Госуслуги". Также они высказали опасения о возможной блокировке всех основных VPN–протоколов.
Михаил Климарёв резко критикует идею создания национального VPN: "Для бизнес–целей никакой “гос–VPN” не нужен, а блокировки обходить, конечно же, такой VPN не поможет. Остаётся вопрос по доступу к российским интернет–ресурсам. Но тут возникает вопрос: а почему, собственно, появилась такая проблема? Ответ такой: некоторые российские интернет–сайты сами ограничили доступ из–за границы, потому что на них совершаются постоянные атаки. Или потому что некоторые из них считают, что нечего иностранцам на них делать. Не нужен никакой сервис для доступа к российским ресурсам, нужно просто открыть этот доступ на российских ресурсах, вот и всё".
Возможную блокировку основных протоколов VPN эксперт считает маловероятной. VPN как технология используется слишком широко и в телекоме, и в банковской сфере, и в корпоративном секторе, и даже в "интернете вещей".
"Но если и заблокируют, то мне не очень понятен механизм реализации. Ну, например, заблокируют самый популярный протокол IPSec, который очень распространён как раз в корпоративном секторе. Но дело в том, что популярные VPN–сервисы для обхода блокировок предпочитают другие протоколы, которые мимикрируют под любой легитимный трафик — под HTTPS, SSH или даже под zoom–соединения. Таким образом, блокировка IPSec коснётся огромной сети банкоматов и вообще никак не затронет сервисы обхода блокировок. Это будет глупейшее решение. Впрочем, я не стал бы утверждать, что оно не будет принято", — заключает Михаил Климарёв.