2 июня 2021

За картелями присмотрит искусственный интеллект

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планирует к 2023 году запустить аналитическую информационную систему (АИС) «Антикартель». По замыслу ведомства, платформа будет использовать технологии больших данных и искусственного интеллекта (ИИ), чтобы автоматически искать картельные сговоры на рынках. Затраты ФАС на разработку и запуск АИС составят 110 млн руб. Российские и зарубежные компании давно применяют аналогичные решения для анализа действий конкурентов, говорят эксперты. Но чтобы выводы АИС имели юридическую силу, предупреждают они, потребуется подготовка нормативной базы.

“Ъ” ознакомился с планом цифровой трансформации ФАС, который был опубликован на портале ФГИС КИ 24 мая. Из документа следует, что к 2023 году ведомство планирует разработать и запустить (АИС) «Антикартель» стоимостью 110 млн руб.

Система будет работать на основе распределенного хранилища больших данных, соединенных в единый кластер, рассказали “Ъ” в ФАС. Для автоматизированного поиска возможных нарушений антимонопольного законодательства предполагается внедрение скринингового сервиса, основанного на технологиях машинного обучения и искусственного интеллекта, уточнили в службе.

«АИС позволит автоматизировать процесс выявления и доказывания антиконкурентных соглашений. Кроме того, программа способствует предупреждению нарушений благодаря возможности самопроверки риска участия в картельном соглашении»,— рассчитывают в ФАС.

Судя по всему, «Антикартель» — это модернизированная версия системы «Большой цифровой кот», разработку которой ФАС анонсировала еще в 2018 году. Первый пилотный модуль «Большого цифрового кота» служба запустила осенью 2019 года. Уже тогда декларировалось, что в основе работы IT-платформы будет лежать машинное обучение.

Опрошенные “Ъ” эксперты отмечают, что аналогичные решения уже используются зарубежными и российскими компаниями для анализа действий конкурентов на открытом рынке. Техническая и даже методологическая реализация задачи не составляет проблемы, отмечает директор практики данных и аналитики Accenture в России Михаил Садофьев. «Можно предположить, что сговор будет определяться как по сверке ценовых предложений и движений рынка, так и по косвенным признакам. В их числе, например, новостной фон, изменение аффилированности и даже соцсети»,— говорит эксперт.

По открытым данным такая система может анализировать сайты компаний, их профили в социальных сетях, товарные каталоги, публичную отчетность, сайты закупок, а также данные, которые на уровне государства могут быть запрошены у компаний в рамках внедрения АИС, добавляет Михаил Садофьев.

Скорее всего, информация будет аккумулироваться в едином хранилище данных с распределением по разным центрам обработки данных, полагает гендиректор «РТС-Тендера» Владимир Лишенков. «При помощи технологии BigData каждый новый источник будет обогащать данными из уже созданных объектов мониторинга: заказчиков, поставщиков, закупки»,— добавляет он.

Параметрами для анализа, по мнению господина Лишенкова, могут стать IP-адреса, с которых ведется активность, и их пересечение между поставщиками, а также предмет закупок и группировка поставщиков по номенклатуре участия. «Можно также отслеживать пересечение поставщиков по конкретным регионам, заказчикам, номенклатуре, сравнивать процент снижения цены по регионам, аффилированность руководящих лиц и многое другое»,— добавляет Владимир Лишенков.

Аналогичные скрининговые сервисы внедряются в компаниях с 2012 года, но в случае с проектом ФАС могут возникнуть нормативные затруднения, предупреждает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян: «Крайне сложно сделать так, чтобы решения и выводы АИС имели юридическую силу в суде». Для этого, по мнению эксперта, придется подготовить «большую законодательную нормативную базу».

 

Источник: Коммерсант

Вебинар iTrend «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

19 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов». Организаторы — коммуникационное агентство iTrend, ассоциация РУССОФТ и консалтинговая группа BITOBE.

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 

Как строить личный бренд в 2024 году? Запись вебинара iTrend и РБК Компании

12 марта 2024

27 февраля 2024 года коммуникационное агентство iTrend и сервис РБК Компании провели вебинар «Новая искренность 2.0. Почему личный бренд — это тренд 2024?».

 
Все новости iTrend