21 мая 2024

Вырасти в ИТ: как менторы прокачивают карьеру ИТ-специалистов

Где искать сегодня наставников, под какие задачи, как с ними работать?
 

По данным сервиса по подбору менторов Solvery, емкость российского рынка менторинга в сфере ИТ составляет порядка 10% от числа выпускников ИT-курсов и 3–5% сотрудников ИТ-отрасли. В денежном выражении объем этого сегмента EdTech-рынка оценивается в $55 млн в год. Менторство стало одним из мощных инструментов роста в ИТ и развития профессиональных навыков как у начинающих, так и у опытных специалистов. Главное — знать, как его использовать на практике. Где искать сегодня наставников, под какие задачи, как с ними работать?

Кто может быть ментором

Ментор, или наставник, — специалист с практическим опытом, эксперт в своей области, готовый делиться своими знаниями, помогать другим развивать карьеру и компетенции.

Наставниками в ИТ становятся сотрудники, у которых есть цель прокачать менеджерские навыки. Это могут быть как специалисты уровня midlle+, так и senior, тимлиды. При этом они должны быть открытыми к общению, располагать свободным временем и желанием вкладываться в развитие своих менти.

Наставники помогают подопечным погрузиться в определенную тему, глубже изучить практическую часть по направлению работы или достичь конкретного результата. На период менторства наставник формирует план действий, который приведет к желаемым целям. Поэтому наставничество — это, по сути, сопровождение сотрудника на пути его становления, развития в профессии и компании.

Кому требуется наставничество

Чаще всего к менторам обращаются начинающие специалисты — джуны или джуны+, которые только прошли обучение и хотят устроиться в компанию или уже работают, но им нужно доучиться, пройти путь до мидла, повысить свой грейд и в целом освоиться максимально быстро. Таким сотрудникам наставник нужен в первую очередь: профессионал ответит на любые вопросы, поможет разобраться в задачах и спланировать развитие.

Опытные специалисты — сеньоры или тимлиды — приходят к таким же опытным наставникам, когда хотят сменить направление работы или стек технологий, сделать следующий шаг в карьере. Например, из data scientist в ретейле перейти на аналогичную позицию в финтехе или из разработки уйти в бизнес-аналитику. Так как это совершенно разные сферы, могут быть различные нюансы и свои технические особенности, поэтому человеку нужна помощь, чтобы понять детали.

Такое менторство обычно длится меньше, чем у джуна, потому что ментор и его подопечный имеют большой бэкраунд и разговаривают на одном языке. В этом случае наставник ускоряет старт подопечного в новом направлении.

Опытные сеньоры четко осознают, какой результат хотят получить от работы с ментором, в какой задаче разобраться, чего добиться, сразу понимают, что они хотят, какой результат им нужен. Джунам в этом плане сложнее, особенно сразу после окончания обучения — когда слишком много информации, трудно сразу понять, в каком направлении двигаться дальше, сколько на это может потребоваться времени и как применять на практике услышанное от ментора.

Как джуны, так и сеньоры получают в процессе наставничества не просто теорию, но и необходимый практический опыт, а также взгляд со стороны на задачи, требующие решения. Но важно помнить, что менторство никогда не заменяет какие-либо курсы. Оно работает в синергии с обучением, дополняет его, помогает даже уже состоявшимся ИТ-специалистам в два раза быстрее выйти на нужный уровень, грейд в новом направлении, добиться максимального результата. Главное — применять в работе то, что транслирует ментор.

Где искать своего ментора

Во многих компаниях менторинг пока не внедрен, и это нужно учитывать при устройстве на работу. Если менторская программа, стажировки с наставниками отсутствуют, то сотруднику, желающему добиться быстрых результатов, придется искать помощи вне компании. Это тоже достаточно распространенная практика. Ментора можно найти в тематических чатах и сообществах в Telegram, Twitter или блогах. Там же можно изучить рекомендации от тех, кто менторство уже проходил и может посоветовать конкретного специалиста. Также опытные ИТ-специалисты очень часто публикуются на VC или Habr.

Как в сообществах, так и личных блогах специалисты, готовые выступить в роли ментора, рассказывают о себе, о своем опыте, о том, как выстроена их программа наставничества. Такое менторство, скорее всего, будет платным, но вполне доступным по стоимости, ведь менторы в процессе наставничества тоже учатся и получают необходимый опыт в сфере обучения, а также дополнительную мотивацию и новые смыслы в профессии.

Еще один канал поиска — YouTube. Нередко эксперты ведут свои видеоблоги, записывают обучающие курсы, не афишируя при этом, что занимаются менторством. Можно написать им напрямую — объяснить, зачем вам нужно наставничество, почему вы хотите видеть в роли ментора именно этого человека, какие знания хотите получить и какие навыки прокачать, и попросить с вами позаниматься. Многие на это соглашаются, даже если обычно не ведут менторинг.

Стоит учитывать, что все менторы абсолютно разные, поэтому искать наставника вне компании нужно под свой психотип, восприятие информации, изучить предварительно предлагаемую программу, опыт в требуемой сфере и только после этого соглашаться на сотрудничество.

***

Менторство можно сравнить с системой обучения, когда еще на старте есть четкое понимание, сколько оно будет длиться, какие темы предстоит изучить, какие навыки нарастить и какой результат на выходе получить. Поэтому, идя за помощью к наставнику, нужно заранее договориться с ним об ожиданиях, количественных или качественных показателях, которых необходимо достичь за определенный период, и как будет оцениваться итог наставничества.

Помощь ментора помогает избежать распространенных ошибок, найти решение сложных задач или проблем быстрее, освоить конкретные технологии и добиться нужных результатов в карьере. Наставник не дает конкретные алгоритмы, но направляет в нужное русло.

Источник: IT World

Приглашаем на конференцию для директоров по маркетингу и PR-руководителей ИТ-компаний 

5 июня 2024

На мероприятии встретятся директора по маркетингу и PR-руководители крупных российских ИТ-компаний.

 

Экс-редактор Comnews присоединился к команде iTrend

30 мая 2024

На позицию руководителя проектов коммуникационного агентства iTrend вышел Денис Шишулин – ранее многолетний выпускающий редактор издательской группы ComNews, одного из самых авторитетных ИТ-изданий в России. В iTrend Денис будет отвечать за стратегическое руководство ряда PR-проектов с ИТ-компаниями, оперативное взаимодействие со СМИ, координацию работы команд, а также за качество проектов, которыми руководит в агентстве.

 

iTrend — в числе топ-агентств России по версии «Рейтинга Рунета»

28 мая 2024

Опубликованы итоги ранкинга коммуникационных агентств от «Рейтинга Рунета–2024». iTrend занял лидирующие места в ключевых для агентства срезах — PR в ИТ-отрасли, SMM в ИТ-отрасли, PR и SMM на аудиторию b2b enterprise, PR-аналитика, PR первых лиц и др.

 

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 
Все новости iTrend