14 января 2023

Время вынужденной активности

В 2022 году рынок M&A в России значительно активизировался. Основными его трендами стали продажи международными компаниями своих подразделений в стране и приятые решения их «дочек» о самостоятельной деятельности.

По оценке большинства экспертов, в 2022 году в России существенно активизировался рынок M&A, причем не совсем в традиционных сделках слияния и поглощения. Из-за кардинального изменения геополитической ситуации после начала СВО многие зарубежные иностранные компании решили уйти из России и продали или выставили свой местный бизнес на продажу. Ряд их «дочек» принял решение о самостоятельной деятельности. В настоящее время наблюдается скупка иностранных активов российскими компаниями, данный тренд сохранится и в 2023 году.

Особые обстоятельства

Рынок M&A уже давно не был настолько активным, как в этом году, отмечает Елена Ершова, руководитель группы организации сделок слияний и поглощений в России компании «Технологии доверия» (ТеДо, до недавнего времени компания была частью международной сети PwC). Геополитическая ситуация повлияла очень сильно. С одной стороны, поток иностранных компаний, которые хотят продать свои российские активы. С другой стороны, очень высокий спрос на активы иностранцев со стороны российских инвесторов, а также инвесторов из отдельных зарубежных стран (Азия, Ближний Восток, некоторые страны ближнего зарубежья). «В большинстве случаев речь идет о сделках по покупке-продаже активов с дисконтом. Спрос со стороны российских инвесторов можно объяснить двумя причинами: первое — это ограничения, связанные с передвижением российского капитала; второе — это возможность привлечения заемного капитала внутри страны. Российские банки достаточно активны и готовы участвовать в финансировании сделок по приобретению как российских, так и западных активов»,— говорит эксперт.

Схожие выводы делает и партнер, руководитель корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и партнеры» Кирилл Саськов. По словам специалиста, 2022 год стал в определенном смысле уникальным для рынка M&A, причем эта уникальность будет иметь долгоиграющие последствия. «Одним из самых очевидных трендов является продажа бизнеса, принадлежащего иностранными инвесторам. В отсутствие политических причин такие инвесторы продолжали бы развивать принадлежащие им компании, вкладывая средства в российскую экономику. Ярким и нехарактерным элементом этого тренда является продажа, в том числе крупного бизнеса по цене существенно ниже рыночной. Также серьезное влияние на сделки оказывает необходимость осуществления длительных процедур получения административных разрешений. В некоторых секторах сделки запрещены целиком. Альтернативным выбором для иностранных владельцев российского бизнеса является реструктуризация бизнеса, заключение соглашений с российским менеджментом и передача его в доверительное управление»,— добавляет он.

В целом, уточняет партнер и руководитель практики корпоративного права Maxima Legal Наталья Дятлова, суммарная стоимость сделок сократилась на четверть по сравнению с прошлым годом. При этом количество транзакций осталось примерно на том же уровне или немного упало, хоть и не так существенно (в пределах 5–8%). Однако в рублевом выражении сумма сделок снизилась заметнее: более чем в два раза, достигнув отметки 60%. При этом действительная стоимость реализуемых активов возросла.

Наибольшее количество сделок, указывает эксперт, состоялось в таких отраслях, как лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение, торговля, транспорт, строительство и девелопмент, услуги, финансовые институты, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство, спорт и IT. В некоторых крупнейших сделках стоимость передачи активов оценивалась сторонами равной минимальному размеру уставного капитала.

Рассчитывая на прибыль

Петербург и Ленобласть в силу своих географических и экономических особенностей, присутствия многих иностранных компаний, оказались в этом году в гуще событий на рынке M&A. В частности, еще весной московский булочно-кондитерский комбинат «Коломенский» приобрел российское подразделение финской компании Fazer (базировавшееся в Петербурге). Еще одна финская компания — Nokian Tyres — продает производство шин во Всеволожске компании «Татнефть». Определился претендент, но пока не раскрывается, на покупку мебельной фабрики IKEA (свои торговые комплексы в России шведский холдинг решил не оставлять) в Тихвине.

Свои особенности наблюдались на рынке автопроизводства. Петербургский автозавод Nissan в этом году перешел в собственность государственного ФГУП «НАМИ». Сообщалось, что сделка была совершена за символическую стоимость и предполагает опцион обратного выкупа в течение шести лет. Закрыл и выставил на продажу свой автозавод в Петербурге и автоконцерн Toyota. К cделке, как с Nissan, по предварительным данным, компания не готова и надеется получить с реализации актива рыночную прибыль.

По словам госпожи Дятловой, в 2022 году ушел с российского рынка и американский производитель офисной бумаги Sylvamo (компания International Paper, которая в то же время владеет 51% группы компаний «Илим»). При этом был заморожен проект стоимостью $230 млн по модернизации в Ленобласти производства Светогорского целлюлозно-бумажного комбината, анонсированный в конце января 2022 года и рассчитанный до 2025-го. «Это один из самых привлекательных активов компании в России. При этом, по имеющейся в открытом доступе информации о предельном уровне цены, американская компания сможет продать свои активы в России в десять раз ниже рыночной оценки стоимости доли компании. Вместо рыночной оценки в $8 млрд называют цену сделки в $800 млн»,— отмечает эксперт.

Особенности интеграции

В настоящее время в рамках процессов поглощений у бизнеса идет выстраивание новых вертикально интегрированных структур или холдингов из приобретаемых компаний, отмечает директор, руководитель департамента «Технологии и системная интеграция» Axenix (ранее Accenture) Мария Григорьева. Такие изменения сопровождаются определенным перечнем действий. От стандартного обсуждения с юристами разных сторон условий сделки и финансистами сложностей казначейский операций, до решения технических задач, влияющих на непрерывность работы бизнеса. «Ключевые моменты таких технических особенностях сделок: обеспечение передачи и сохранения данных, поддержка на период перехода, замена инфраструктуры и сетевых мощностей, проработка систем безопасности. Кроме того, наблюдается агрессивно быстрое импортозамещение ERP-систем и обеспечение работы роботизированных систем, по которым прекращается поддержка»,— рассказывает госпожа Григорьева.

Сложности интеграции IT в компаниях, сменивших владельцев, подтверждает и генеральный директор компании DataRu Роман Гоц. Он также отмечает, что в самой IT-отрасли активный выход из материнских компаний и продажа локального бизнеса наблюдались весной. В последние несколько месяцев поток таких сделок практически завершился. «Почти все иностранные IT-компании, включая китайские, либо закрыли офисы в России, либо релоцировали сотрудников. Где это было возможно — они продали часть или весь бизнес российским физическим или юридическим лицам. Это, вкупе с растущим интересом к технологическому суверенитету, привело к множественным слияниям и поглощениям на российском IT-рынке. У кого уже был бизнес, связанный с технологическим суверенитетом,— сливаются с другими компаниями. У кого нет — оперативно запускают стартапы на продажу»,— добавляет он.

Тренды сохранятся

По мнению экспертов, основные тренды 2022 года на рынке M&A сохранятся и в 2023-м. «Мы ожидаем, что рынок будет оставаться довольно активным и в наступающем году. Как минимум в первом полугодии будет продолжаться выход западных инвесторов из российских активов, и мы увидим еще целый ряд закрытых сделок. Также будет продолжаться активность между российскими инвесторами, обусловленная запущенными процессами по перестройке российской экономики и ее адаптацией к новым рыночным условиям»,— считает госпожа Ершова.

По словам господина Саськова, говоря о возможных перспективах рынка в 2023-м, можно предположить, что в условиях токсичности российских денег, а также собственных ограничений на вывод капитала они могут быть направлены на приобретение активов в условиях стресс-скупки внутри страны. Это, в свою очередь, может повлечь снижение как стоимости сделок, так и их объема, ведь часть владельцев попытается сохранить активы, не продавая их в отсутствие разумной конъюнктуры.

Источник: Коммерсант

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 

Как строить личный бренд в 2024 году? Запись вебинара iTrend и РБК Компании

12 марта 2024

27 февраля 2024 года коммуникационное агентство iTrend и сервис РБК Компании провели вебинар «Новая искренность 2.0. Почему личный бренд — это тренд 2024?».

 

Проект «Облакотеки» и iTrend номинирован на премию «ЦОДы.РФ» в номинации «Креатив года»

12 марта 2024

Telegram-канал КучевыеАйТи, проект разработчика облачных сервисов «Облакотека» и коммуникационного агентства iTrend, номинирован на национальную премию «ЦОДы.РФ».

 
Все новости iTrend