14 января 2023

Вкус импортозамещения

В 2022 году отечественная IT-отрасль пережила сильнейшую трансформацию. После ухода иностранных вендоров освободившиеся ниши стали стремительно занимать поставщики отечественных решений. О том, какое влияние испытал сегмент 1С в России в уходящем году и как просчитать перспективы развития автоматизации бизнеса на ближайшее будущее, RSpectr рассказал заместитель генерального директора CorpSoft24 Дмитрий Пучков.

 

УСЛОВИЯ ИГРЫ

В настоящее время 90-95% малых предприятий России пользуется 1С. В среднем бизнесе доля этих решений составляет примерно 50% по отношению к зарубежным системам. Полагаю, что в 2023 году присутствие отечественной программы возрастет до 60-65%.

Традиционно многие крупные компании РФ использовали SAP, поэтому здесь позиции 1C не так сильны – до начала 2022 года она занимала не более трети этого рынка. Однако сейчас в этом сегменте наблюдается активный переход на российские системы, и за 2022-2023 годы, скорее всего, доля отечественного продукта возрастет до 50%. А в ближайшие пять лет она может увеличиться до 75-80%. Как мы можем убедиться,

АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ, А ТАКЖЕ ПОСЛЕДОВАВШЕЕ ЗА НИМИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ СТАЛИ ДРАЙВЕРОМ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ПРОЕКТОВ СИЛАМИ РОССИЙСКИХ ВЕНДОРОВ

Компания «1С» и все партнерское сообщество с оживлением и энтузиазмом встретили уход с российского рынка крупных конкурентов: SAP, Oracle и Microsoft. Есть уверенность в том, что, даже если те захотят вернуться, им будет непросто заново отвоевать потерянные позиции.

Благодаря импортозамещению в 2022 году наблюдался рост выручки по рынку 1С на 10-15% по сравнению с прошлым годом, в следующем я ожидаю роста примерно на таком же уровне. Компании, причастные к импортозамещению, будут работать с крупными клиентами и смогут показать рост существенно выше.

ЭТА СИТУАЦИЯ ПОДТВЕРДИЛА КИТАЙСКУЮ ТРАКТОВКУ ТЕРМИНА «КРИЗИС» – ОДНОВРЕМЕННО И ОПАСНОСТЬ, И ВОЗМОЖНОСТИ

Пока признаков завершения кризиса не наблюдается. Более того, уходящий год станет, скорее всего, его начальной фазой, а еще как минимум пару лет нас ждут турбулентные времена. На 2023–2024 годы прогнозируются снижение ВВП России, за которым последует дефицит бюджета, а показатели реальной инфляции могут превысить уровень в 15-20%.

Как бы то ни было, сложно представить, что малые предприятия перестанут обновлять «1С:Бухгалтерию» или покупать «1С:Отчетность». Крупные компании также не остановят проекты, в основе которых заложен переход на отечественное ПО с зарубежных систем и сервисов.

Сложнее придется среднему бизнесу с частным капиталом и партнерам 1С. В этом сегменте вполне возможно сокращение финансирования из-за приостановки и переноса непрофильных проектов, без которых в ближайшие два-три года вполне можно прожить.

РЕАЛИИ РЫНКА

В следующем году мы увидим рост цен на 10% по услугам на 1С. Если сейчас средняя ставка оплаты консультанта в Москве составляет чуть больше 3 тыс. рублей за один час работы, то к концу следующего года она вряд ли будет менее 3,5 тыс. рублей. Ведущие компании будут требовать по 4–4,5 тыс. рублей.

Кризис практически незаметен сейчас, однако я это связываю, прежде всего, с высоким сезоном. Уже на протяжении многих лет конец календарного года и пара-тройка месяцев нового отличаются запредельной загрузкой сотрудников. Но возникает вопрос: что будет в апреле-мае?

КРИЗИС НЕ ДАСТ ОСОБО РАЗГУЛЯТЬСЯ, И РОСТ ЗАРПЛАТ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ЗАМЕДЛИТСЯ. НО ОЖИДАТЬ СНИЖЕНИЯ ИХ ДОХОДОВ НЕ СТОИТ

Скорее всего, мы увидим рост на 8-10% в год в среднем по рынку, что не станет препятствием для развития IT-бизнеса. При этом в условиях возможного дефицита специалистов новый виток получит борьба за молодых программистов. Тот, кто научится их привлекать и удерживать, получит значительное преимущество.

Рынок типовых услуг 1С и стандартных проектов будет постепенно сжиматься. На первый план выйдут сложные, уникальные и масштабные программы крупных заказчиков. За них нужно будет браться, несмотря на все возможные риски, ресурсоемкость, демпинг и вероятные проблемы с обеспечением проекта финансами. Это позволит переждать бурю и вырасти на фоне конкурентов.

БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА МОЖНО БУДЕТ НАЙТИ В ОСВОЕНИИ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Естественно, при сохранении существующих вызовов эта задача потребует большего напряжения сил и привлечения ресурсов. Многим следует подготовиться к тому, что доходов станет меньше, а работать придется ощутимо больше.

Импортозамещение как национальная программа сохранит статус «двигателя прогресса», однако снижение притока новых клиентов неизбежно. Важно работать с текущими заказчиками, предлагать им новые услуги и сервисы.

ТОЧКИ РОСТА

Несмотря на все сложности и препятствия, появляются новые точки роста. Переход с платформы SAP на 1С сейчас является ключевым направлением во многих крупных российских компаниях. Эта тенденция еще лет на пять точно загрузит ведущих партнеров «1С».

Также возрастет важность аналитических модулей, BI-систем, систем обработки больших объемов данных. Те, кто быстрее других освоит это направление, получат серьезный бонус.

ТРЕТЬИМ ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ ВЕКТОРОМ РАЗВИТИЯ IT-БИЗНЕСА СТАНЕТ ВЫХОД НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ, АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕСА ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ

И здесь речь не только о странах ближнего зарубежья, но и Азии, Ближнего Востока, Центральной и Латинской Америки, где потребность в автоматизации растет с каждым годом. При определенных усилиях по анализу потребностей местного бизнеса и локализации систем 1С можно рассчитывать на запуск и развитие проектов в этих регионах уже в 2023 году с потенциалом дальнейшего масштабирования.

Кроме того, весьма перспективными направлениями станут мобильная разработка, инструменты корпоративной коммуникации и безбумажный документооборот. Сейчас многие работодатели не представляют работу без личного электронного кабинета сотрудника.

Наконец, еще одной точкой роста в новых условиях станут задачи, связанные с увеличением производительности, параллельностью работы автоматизированных систем, а также оптимизация инфраструктуры, ее адаптация к российскому софту на уровне баз данных и операционных систем.

В качестве заключения хочется подчеркнуть, что нас ждет увлекательное время и уже сейчас следует задуматься о том, как решать обозначенные выше проблемы и использовать возможности надвигающегося кризиса. Нужно создавать стратегию работы с наиболее важными клиентами и продумывать выход на новые, в том числе зарубежные, рынки.

Необходимо тщательно развивать, мотивировать, холить и лелеять главный актив консалтингового бизнеса – сотрудников. Нехватка даже средних по уровню специалистов может наступить совсем скоро.

Стоит объединяться в консорциумы, укреплять партнерские связи, помогать друг другу решать сложные задачи и отвечать на новые вызовы, которые открылись перед нами в текущем году.

Хочется надеяться, что при грамотном планировании ресурсов и этапов в рамках финансового года для многих компаний в 1С-сегменте 2023 год раскроет новый потенциал, а рост бизнеса не заставит себя долго ждать.

Источник: Rspectr.com

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend