8 июня 2023

В один Qlik не мигрировать

Пользовательские лицензии на Qlik Sense и QlikView, приобретенные до 2022 г., заканчиваются. Можно ли найти в России аналоги продуктам QlikTech? Как выстроить импортонезависимую инфраструктуру, которая не подведет в критический момент?

В 2021 г. эксперты оценивали российский рынок Business Intelligence в 30–40 млрд руб., причем основная его доля приходилась на глобальных лидеров – Microsoft, Tableau и QlikTech. Последний был особенно популярен у российских заказчиков: по оценке TAdviser, к концу 2022 г. более 15% всех внедрений BI-систем в России приходилось именно на продукты QlikTech. После того как вендор приостановил деятельность в стране, клиенты еще какое-то время могли пользоваться приобретенными лицензиями на Qlik Sense и QlikView. Но годовые подписки заканчиваются – и сейчас вопрос миграции на отечественное ПО остро встал перед большинством пользователей.
 
Уход вендоров из России ударил по бизнесу
 
После ухода из России тройки глобальных лидеров BI-рынка – Power BI, Qlik и Tableau – первыми с необходимостью замены систем столкнулись клиенты, попавшие под санкции, а затем и весь сегмент крупного бизнеса. Клиентов Power BI и Tableau, несмотря на долгосрочные лицензии, начали отключать еще до окончания срока подписки. Пик ограничений пришелся на конец 2022-го и начало 2023 г.
 
QlikTech держалась дольше всех. Годовые подписки на Qlik Sense закончатся в течение 2023 г. К нам все чаще обращаются клиенты, у которых отключение произойдет через три-пять месяцев. Более выигрышная позиция у тех компаний, которые в свое время приобрели бессрочные лицензии (как правило, на первое поколение аналитических систем – QlikView). Но и им в течение года-двух придется перестраивать ИТ-инфраструктуру – они не смогут при необходимости купить дополнительные лицензии, т.е. масштабировать систему, чтобы расширить круг пользователей.
 
Сейчас многие пользователи продуктов Qlik задумались о миграции. Однако сделать это сложнее, чем при отказе от продуктов других глобальных вендоров, и связано это с идеологией обработки данных. В отличие от Power BI, продукты QlikTech аккумулируют в себе как инструменты анализа и визуализации, включая дашборды, модель данных, так и дополнительные модули: хранилище, загрузку и обработку данных, витрины данных, ETL. Платформа представляет собой монолит, который содержит в себе все элементы аналитической инфраструктуры, в том числе массивы данных и бизнес-логику. Поэтому переход на новую систему значительно усложняется.
 
Закономерный вопрос: существуют ли ИТ-решения, которые по своим функциональным возможностям способны полноценно заменить зарубежные аналититические платформы? И как осуществить миграцию максимально безболезненно для бизнеса?
 
Есть ли в России «второй Qlik»?
 
Российский рынок аналитических систем быстро развивается. Еще в начале прошлого года выбор продуктов был достаточно ограничен. Более того, большинство отечественных систем, исторически разработанных для государственного сектора, совершенно не подходило для решения задач корпоративного сегмента.
 
За прошедший год рынок несколько структурировался: выделились явные лидеры, появились первые успешные проекты миграции коммерческих компаний на отечественный софт и более прогрессивные разработки: например, в области self-service и облачной аналитики. Отечественные вендоры активно совершенствовали продуктовые линейки.
 
Появились и решения, способные так или иначе заменить QlikTech. В основном это не монолитные системы, а инфраструктура, в которой ETL-инструменты, хранилище данных, если нужно – витрины, расположены отдельно. Такой подход позволяет нивелировать риски, связанные с использованием монолитной архитектуры. Нередко компании даже внедряют несколько различных российских продуктов, действующих в связке. Например, популярно сочетание Visiology как основной платформы, Loginom в качестве инструмента ETL и СУБД PostgreSQL. Visiology, на мой взгляд, – наиболее ориентированный на коммерческий рынок и успешный продукт среди российских BI-систем. Ожидается, что третья версия платформы, которая скоро выйдет, будет максимально похожа на привычный многим Power BI. Преимущество использования такой связки в том, что все компоненты инфраструктуры входят в реестр российского ПО и доступ к ним не может быть ограничен из-за санкций. Но есть и очевидный недостаток: необходимость приобретения, интеграции и поддержки нескольких самостоятельных продуктов сильно ударит по бюджету компании.
 
На российском рынке есть и решения, которые позволяют решать вопрос перехода с QlikTech по принципу единого окна. В одном продукте может содержаться вся необходимая функциональность – ETL, среда визуализации, внутренняя in-memory база и т.д. Среди подобных решений можно назвать систему «Дельта BI».
 
С чего начать миграцию с Qlik
 
Начинать переход с продуктов QlikTech стоит с тщательного аудита задач, которые выполняются в аналитической системе на текущий момент. Необходимо выделить из них наиболее приоритетные (business critical), определить, какие источники данных и бизнес-логика в них применяются, и по результатам аудита планировать миграцию.
 
Благодаря такому подходу уже на первом этапе проекта станет понятно, какие ИТ-инструменты и в какой последовательности нужно развернуть. К примеру, можно ли реализовать проект на базе только BI-решения или сначала необходимо создать хранилище данных, к которому подключить BI-систему? Можно ли использовать облачные платформы, чтобы ускорить реализацию проекта и сэкономить на развертывании и поддержке собственной СХД? Что выбрать – open source и вендорские СУБД? Так, open source исключает зависимость от конкретного поставщика и позволяет уменьшить суммы лицензионных отчислений, но для ряда отраслей, таких как банкинг и финансы, это все еще слишком высокорисковый подход: потенциально любой open source-продукт может содержать в себе закладки и протестный код. 
 
На этом же этапе можно оценить сроки реализации и примерную стоимость проекта. Кроме того, можно понять, какие функциональные блоки необходимо заменить прямо сейчас, а какими можно заняться позже в формате доработок. Так, в первую очередь обычно автоматизируют критически важные для бизнеса отчеты, например, продажи, P&L. Это позволит оптимизировать финансовую нагрузку на бизнес в процессе миграции. 
 
***
 
Большая часть крупных российских компаний, использующих в качестве BI-системы продукты QlikTech, в 2023 г. оказалась в критической ситуации: у них остаются считанные месяцы для того, чтобы найти адекватную замену зарубежному решению. Необходимо понимать: всю функциональность, которую компаниям раньше предоставляло одно решение Qlik, теперь нужно будет обеспечивать по-новому. С точки зрения архитектуры правильно выносить СХД за рамки BI-системы, но это долгий и дорогостоящий подход. Если же миграцию нужно провести быстро и важно сохранить функциональность на уровне привычных систем, то можно выбрать единое готовое решение.
 
Наиболее эффективной стратегией для заказчиков становится построение комплексной инфраструктуры для управления данными. В этом компаниям могут помочь подрядчики-интеграторы, имеющие опыт взаимодействия с российскими вендорами и собравшие большой портфель проверенных импортонезависимых решений.
 
Источник: Иксмедиа

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 

Как строить личный бренд в 2024 году? Запись вебинара iTrend и РБК Компании

12 марта 2024

27 февраля 2024 года коммуникационное агентство iTrend и сервис РБК Компании провели вебинар «Новая искренность 2.0. Почему личный бренд — это тренд 2024?».

 

Проект «Облакотеки» и iTrend номинирован на премию «ЦОДы.РФ» в номинации «Креатив года»

12 марта 2024

Telegram-канал КучевыеАйТи, проект разработчика облачных сервисов «Облакотека» и коммуникационного агентства iTrend, номинирован на национальную премию «ЦОДы.РФ».

 
Все новости iTrend