15 февраля 2024

В России отмечается рост патентования IT-разработок

Российские IT-разработчики в январе – ноябре 2023 г. подали 30 463 заявки на регистрацию интеллектуальной собственности, это на 14,8% больше, чем за тот же период прошлого года, сообщил «Ведомостям» представитель Роспатента.

По данным Минцифры, с начала 2023 г. в реестр отечественного ПО было включено 4333 решения, это на 16% больше, чем в 2022 г. Но и исключать софт из реестра стали в 3 раза чаще: в 2022 г. из реестра вывели 250 решений, а 2023 г. – 792. Большая часть исключенных решений – около 600 – это однотипные записи от одной компании, т. е. убраны отдельные наименования, их собрали под одной реестровой записью, пояснил представитель министерства. Сейчас в реестре 19 417 записей.

Количество новых IT-решений и компаний на российском рынке действительно растет, причем это как совершенно новые компании, так и IT-подразделения, которые выделились из западных компаний, ушедших с рынка, говорит генеральный директор ООО «Аурига» Вячеслав Ванюлин. Подтверждением роста служит двукратное увеличение числа заявок на включение в реестр отечественного ПО с 2021 г., отмечает руководитель продуктового направления Innostage Евгений Федоров.

Новые IT-компании в России сейчас появляются регулярно, говорит основатель «Роббо» Павел Фролов. По его словам, это связано с высокой маржинальностью бизнеса, активным спросом на отечественное ПО и льготами. «В то же время наблюдается рост деклараций и красивых названий. Далеко не всегда за этим стоит готовый продукт», – сетует генеральный директор АНО «Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом» Кирилл Семион.

Параллельно с количеством регистраций в базе Роспатента вырос и спрос на услуги по юридическому сопровождению и подготовке документов для регистрации интеллектуальной собственности. По оценке юридической компании «Ткач и партнеры», спрос на такие услуги вырос в 1,5 раза, а практически 80% запросов были связаны с технологиями, ПО и научными разработками.

Процесс регистрации прав на ПО сейчас в достаточной мере автоматизирован и упрощен, чтобы можно было справиться самостоятельно, говорит руководитель направления «Разрешение IT & IP споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. «То есть это самая обыкновенная госуслуга, требующая заполнения типовых форм и направления относительно небольшого пакета документов», – поясняет эксперт.

По словам Шицле, в обозримом будущем увеличение лицензирования ПО продолжится и будет обусловлено «как развитием глобального IT-рынка, так и спецификой российского, который сейчас столкнулся с острой необходимостью замещения продуктов и решений ушедших и уходящих зарубежных компаний». Замещение это произойдет не сиюминутно, поэтому потенциал роста локального рынка еще далек от исчерпания, считает юрист. Включение в реестр Минцифры дает как налоговые преференции, так и возможность участия в госзакупках и государственных грантовых программах, поясняет Федоров. Попасть в реестр ПО преимущественно стремятся те компании, которые ориентируются на госсектор, отмечает Фролов. «Многие крупные компании при принятии решения о выборе того или иного программного продукта обращают внимание на его присутствие в реестре отечественного ПО как на значимый плюс», – говорит Федоров.

На российском рынке представлены IT-продукты разного качества, функциональной насыщенности и надежности, замечает Ванюлин. «Довольно много новых решений строится на основе переработанных открытых исходных кодов, которые затем упаковываются в проприетарные коробочные продукты. Это явление отражает глобальные тенденции на рынке, – поясняет топ-менеджер. – Важно отметить, что качество и уровень поддержки открытых решений обычно довольно высоки и поэтому компании-разработчики часто используют их в своих продуктах».

Бывают ситуации, когда компании используют решения open source и аккредитуют их как российское ПО, добавляет Фролов. «Чаще всего они его никак не меняют и просто дают ему другое название. В результате госзаказчики, по сути, покупают бесплатное ПО, скачанное из интернета», – поясняет он. По данным из различных источников, примерно каждый пятый продукт является доработанным проектом международного сообщества свободного ПО, отмечает Федоров.

По словам Фролова, сегодня некоторые продукты в реестре Минцифры не соответствуют критериям, введенным в октябре 2022 г. «На волне импортозамещения на рынке появилось множество новых вендоров, выпускающих весьма сырые продукты в попытке как можно быстрее попасть в окно возможностей. Но постепенно тренд меняется, и количество трансформируется в качество», – говорит Федоров. Многие новые отечественные продукты способны закрыть базовые потребности бизнеса, но ряда функций, к которым привыкли заказчики, у них пока нет, отмечает Фролов. Нынешние продукты вендоры смогут сделать зрелыми только спустя 2–3 года, считает он.

Выпуск или регистрация сырого ПО в национальных реестрах довольно распространены во всем мире, так как на IT-рынке быстрая поставка решений может привлечь больше пользователей и инвестиций, говорит Ванюлин. Но конкуренция в итоге регулирует такие ситуации, так как пользователи делают свой выбор и качество продуктов улучшается, отмечает он.

Источник: Ведомости

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар iTrend «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

19 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов». Организаторы — коммуникационное агентство iTrend, ассоциация РУССОФТ и консалтинговая группа BITOBE.

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 
Все новости iTrend