29 октября 2022

Унесенные санкциями: как сфера образования справляется с дефицитом ПО

В образовательной сфере, как и во многих других, остро стоит вопрос с импортозамещением программного обеспечения (ПО). Каковы альтернативы для программных инструментов, используемых в школах и высших учебных заведениях? 

Вакуум в моменте? 

Партнерские программы поставщиков ПО предоставляли льготные условия для использования лицензий российскими учебными заведениями. И отечественная система образования активно этим пользовалась.

Уход Microsoft, Adobe и прочих международных вендоров — болезненный момент, подтолкнувший ускоренный переход на российское ПО, которое до этого внедрялось зачастую в пилотном режиме или точечно.

Помимо активно используемых решений, знакомых ученикам и родителям по «Электронному дневнику», уже сейчас крупнейшие российские разработчики (1С, «Гарант», «Консультант Плюс» и др.) готовы предоставить решения для школ и вузов. Кроме того, на рынке представлены и активно используются российские ОС: «Альт», «Астра Линукс» и РедОС.

Активными потребителями российского ПО сегодня являются технические вузы. Среди востребованных продуктов — системы автоматизированного проектирования (CAD), инженерного анализа (CAE) и информационного моделирования зданий (BIM).

Примером одного из крупнейших проектов импортозамещения в сфере образования стало приобретение МГТУ им. Баумана более 1000 CAD лицензий для замещения иностранного ПО отечественной системой «Компас-3D».

Процесс пошел

Ключевые проблемные направления сегодня — решения Adobe (редакторы PDF, например), Microsoft (офисный пакет), Autodesk (САПР AutoCAD), а также ряд популярных антивирусных решений, инструменты видеосвязи Skype и Zoom, наложившие ограничения на доступ к полному функционалу решений.

Замена этих продуктов на российские аналоги уже началась. Так, вместо решений Adobe используется редактор Master PDF Editor, Microsoft меняют на пакеты «МойОфис» или «Р7-Офис», с AutoCAD вузы переходят на nanoCAD.

В сегменте средств онлайн-коммуникации для образовательных учреждений применяются такие инструменты, как IVA Technologies и Webinar Meetings, TrueConf, Dialog, CommuniGate, «Первая форма» и другие.

Например, Webinar Meetings — российский сервис для проведения онлайн-встреч, который сегодня часто используется в высших учебных заведениях, покрывает привычный функционал Zoom, а также позволяет проводить встречи на большое количество участников.

Достаточно широкие возможности для сферы образования открывают сервисы VK (экс-Mail.ru), которые объединяют в одном пакете средства корпоративной коммуникации, интеграцию с офисными программами и организацию облачного хранилища данных.

Есть и другие — Dion, TrueConf и пр.

В сегменте антивирусной защиты инфраструктуры учебных заведений активно разворачиваются решения от Kaspersky.

Проблемные места 

Не для всех западных решений есть российские аналоги. Поэтому быстрого и бесшовного перехода с импортного ПО на российское не получится.

Да, в настоящее время рынок российского ПО стремительно развивается, растет конкуренция, меняется динамика ценообразования. Предлагаемые продукты «взрослеют» и развиваются.

Безусловно, в рамках переходного периода необходима не только закупка, установка и обучение, но и подготовка обучающих материалов, перенос/перевод уже сделанных наработок на новые инструменты.

Определенной проблемой импортозамещения в сфере образования остается недостаток гибкости и невысокая скорость адаптации к изменениям, в целом характерные для сегмента.

Если говорить о корпоративном образовании и управлении талантами, то исследование, проведенное нашей компанией, показало, что наиболее болезненным для компаний стал уход с рынка компании SAP с их платформой Success Factors.

Однако и здесь ситуация не безнадежна. Для покрытия полного объема процессов HR мы предлагаем рассматривать сочетание двух (или более) систем (отдельно кадровое администрирование и управление талантами).

Для основных административных процессов может рассматриваться система 1С, а для управления талантами — Mirapolis, Websoft и Goodt.

Автор: Мария Григорьева Управляющий директор Axenix (экс-Accenture)
Источник: Инвест-Форсайт

 

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 прошел открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend