14 января 2023

Удаленная работа тормозит адаптацию ИТ-специалистов

Мед­лен­нее всех адап­ти­руют­ся на но­вом ра­бочем мес­те пред­ста­вите­ли ИТ-ин­дус­трии. Та­кой вы­вод сде­лали спе­циа­лис­ты SuperJob по ито­гам ис­сле­дова­ния. Так, прог­рам­мис­там в сред­нем тре­бует­ся 111 дней для адап­та­ции на но­вом ра­бочем мес­те. Иг­ро­ки рын­ка объ­яс­няют си­туа­цию слож­ностью про­цес­сов в ИТ-сфе­ре, а так­же рас­простра­нен­ностью уда­лен­ной ра­боты.

По словам авторов опроса, в котором приняли участие 3000 представителей экономически активного населения, имеющего опыт работы на последнем месте от года, из всех округов страны, среднестатистический россиянин адаптируется на новом рабочем месте за 60 дней. "Быстрее всех к новым условиям работы привыкают охранники, водители и прорабы, медленнее всех - программисты, аналитики и главные бухгалтеры.

"Представители ИТ-индустрии адаптируются в среднем медленнее всех. Отвечая на вопрос "Через какое время после начала работы на вашем последнем месте работы вы почувствовали, что полностью адаптировались, стали "своим"/"своей"?", 7% отметили, что до сих пор не адаптировались, 10% - сразу или через день, 12% - через неделю, столько же - через месяц, а через три месяца смогли адаптироваться четверть опрошенных - 24%, через полгода - 20%, а каждый пятый (10%) - через год. Затруднились ответить 5%", - рассказали представители SuperJob.

По их словам, у сисадминов в среднем уходит 67 дней. "6% из них сказали, что они до сих пор не адаптировались. Такое же количество респондентов сказали, что сразу или через день, через неделю влились в коллектив и привыкли к работе четверть респондентов - 26%, через месяц - 18%, через три месяца - 18%, через шесть месяцев - 12%, через год - 3%", - сообщили авторы опроса.

HR-директор GoodsForecast Елизавета Русских говорит, что на длительность адаптации ИТ-специалистов оказывает влияние несколько факторов. "Во-первых, удаленная работа, так любимая большинством ИТ-специалистов, при которой на адаптацию уходит сильно больше времени и нет личного контакта, упрощающего привыкание к коллективу и процессам. Во-вторых, не стоит забывать про сложность самой работы и высокоинтеллектуальные задачи, которые требуют от человека больших ресурсов, в том числе психических. В-третьих, новизна самой сферы, где много нового и не понятного до конца никому. В ИТ много новых, не так давно созданных организаций, и в большинстве из них процессы еще не простроены. Четвертое - это отсутствие контроля над процессом адаптации и прохождения испытательного срока со стороны HR и даже непосредственного руководителя. При этом если даже у новичка есть в компании наставник, то он, скорее всего, занят своими задачами", - объясняет она.

По ее словам, в ИТ очень быстро все меняется, и проектная и рабочая документация либо успевает устареть, либо вовсе отсутствует, что тоже усложняет адаптацию и полноценное вливание в работу. "Есть также особенности темперамента: в основном айтишники считают себя интровертами, как следствие, не очень настроены на неформальное общение внутри компании, которое могло бы упростить и ускорить адаптацию. Ну и не секрет, что в отрасли остается высокая текучка, люди часто меняют место работы и, возможно, просто устают адаптироваться", - говорит Елизавета Русских.

По ее словам, за последние годы стало сложнее адаптировать ИТ-специалистов, так как технологии и процессы, подходы стремительно меняются, не все успевают оставаться в тренде и осваивать всё новые подходы. "Для многих даже опытных сотрудников нужен наставник, который был бы доступен. Вовсе не обязательно, что этот человек учит, как работать и как выполнять свои задачи, но он объясняет, как именно в этой компании идет работа, и выступает как связующее звено с остальным коллективом. Ну и конечно, документация и прочие факторы из первого вопроса, только уже со знаком "плюс", - говорит она.

HR-директор Navicon Екатерина Худобко говорит, что на полноценную адаптацию ИТ-специалиста в среднем уходит четыре месяца. "Первые три - это классический испытательный срок, рубеж, после которого становится понятно, сможет ли человек влиться в команду. Четвертый месяц обычно нужен, чтобы сотрудник полностью включился в работу, а также для того, чтобы у него сложилось понимание своего места в компании. Я считаю, что успех адаптации в первую очередь зависит от качества онбординга и индивидуальной работы с новым сотрудником. Недостаточно просто взять его в команду и оставить один на один разбираться с внутренними регламентами или технической документацией. Важно активно ему помогать. В частности, формировать четкий план задач, готовить под каждую из них подробное ТЗ и контролировать ход и результаты работы. Так процесс адаптации может пройти гораздо быстрее и легче", - уверена Екатерина Худобко.

Руководитель департамента подбора и адаптации персонала в ГК Softline Мария Григорович отмечает, что ИТ-специалистам, устраиваясь на новую работу, требуется изучить практику работы компании, ее внутренние правила и специфику. "Само собой, это требует определенного времени. Многое зависит от особенностей конкретной компании, а также позиции и пула задач, которые будет выполнять специалист. По нашему опыту, при использовании плана адаптации сотрудника, участии и поддержке грамотного руководителя и наставника можно сделать этот процесс мягче, независимо от направления и позиции", - объясняет она. По ее словам, для каких-то технических специальностей, возможно, сроки адаптации стали больше. "Это связано с тем, что ИТ-рынок постоянно развивается, решения становятся сложнее, а конкуренция за высококомпетентных ИТ-специалистов растет. Многое зависит от размеров компании, ее внутренних правил и специфики работы, а также от того, как организован процесс адаптации новых сотрудников в конкретной организации", - говорит Мария Григорович.

Директор по персоналу компании - разработчика ПО "МойОфис" Александра Мин уверена, что самая быстрая адаптация у тех, кто понимает свои задачи и ожидаемые результаты. "Чем выше уровень специалиста, тем осознаннее он подходит к работе - а значит, больше проясняет, чаще задает вопросы и сам стремится, чтобы как можно быстрее вникнуть в работу, социализироваться и показать крутой результат. В нашей компании в период адаптации новичкам на помощь приходит руководитель и наставник. Именно они подсказывают, как находить общий язык с коллегами, как и где найти нужную информацию для работы, планируют вместе спринты, подсвечивают особенности продуктов и т.д. Мы помогаем в адаптации не только новым сотрудникам, но и их руководителям и наставникам. Важно прояснять их роли, помогать и обучать работе с новичком и рассказывать, как быстрее помочь в адаптации", - делится она.

Заместитель директора по работе с персоналом Auriga Оксана Капасова говорит, что более медленная адаптация ИТ-специалистов связанна с тем, что ИТ-сфера дает гораздо больше возможностей для выбора, больше бенефитов, больше вариантов продуктов для разработки, а в условиях жесткой конкуренции адаптировать всегда сложнее. "Программисты, в силу профессии, склонны к критическому мышлению - они больше сравнивают, дольше привыкают к коммуникациям, им требуется больше времени, чтобы влиться в команду. Кроме того, существенно на скорость адаптации влияет возможность удаленной работы - когда сотрудник видится с коллегами только через zoom и skype, его ассимиляция в компании происходит гораздо медленнее, чем если он регулярно имеет возможность даже просто попить кофе в неформальной обстановке офисного кафетерия", - уверена она.

Руководитель направления адаптации компании Innostage Айгуль Валеева отмечает, что медленная адаптация характерна для быстрорастущих компаний, а также встречается в компаниях со множеством направлений бизнеса и технологий. "Например, если у вас работает не более 200 человек, адаптировать специалистов сравнительно проще. Компаниям с большой и распределенной организационной структурой и большим набором бизнес-процессов и ответственных лиц, принимающих решения, в этом плане намного сложнее. В целом медленная адаптация - не признак недоработки со стороны работодателя или некомпетентности специалиста. Работа может быть действительно сложная, в которую погрузиться всего за неделю практически невозможно", - считает она.

Ведущий специалист по работе с персоналом компании Linxdatacenter Юлия Лукеча говорит, что ИТ-специалисты могут адаптироваться к новой рабочей среде чуть дольше других сотрудников и ситуация в последние годы не изменилась. "Комфортная среда для программистов или ИT-инженеров - это программы, код и железо. Кроме того, работа айтишников требует большой степени сосредоточенности и концентрации внимания. Общение строится внутри рабочей команды и может не выходить за ее пределы. Это удлиняет процесс адаптации в рамках компании. В последние годы многие компании перешли на удаленный или гибридный формат работы, причем ИТ-отрасль была в первых рядах этой трансформации. Это может сказываться на скорости и качестве адаптации сотрудников в новой компании. Меняя работодателя, но оставаясь в знакомой атмосфере домашнего офиса, сотрудник на этапе вхождения в новую среду практически не выходит из "зоны комфорта", но при этом медленнее знакомится с корпоративной культурой, бизнес-процессами и новыми коллегами", - говорит она.

Руководитель отдела подбора персонала "Т1 Интеграции" Наталия Фролова согласна, что в ИТ-индустрии наблюдается тенденция на усложнение процесса адаптации. "В первую очередь она связана с массовым переходом ИТ-специалистов на гибридный или полностью удаленный формат работы. Зачастую сегодня ИТ-команды территориально размещены в разных городах. При подобном формате работы адаптация нового сотрудника усложняется тем, что человек находится наедине с новыми процессами без "живой помощи" коллег и руководителя. Скорость адаптации сильно зависит от правильного алгоритма бизнес-процесса в компании. Облегчают и ускоряют ее выстроенная навигация по процессам и ключевым особенностям организации, например в форме квеста, знакомство с командой, план адаптации, welcome-встречи c прикрепленным менеджером по адаптации, четкая постановка задач для нового сотрудника, выделенный контакт в случае рабочих вопросов, опросы, регулярные встречи с руководителем", - считает Наталия Фролова.

По ее словам, в первые три месяца работы при возможности посещения офиса новому сотруднику рекомендуется как можно чаще участвовать в офлайн-встречах с коллегами, задавать на них вопросы в зависимости от того, что является ключевой информацией для позиции специалиста. "Живой контакт позволяет лучше всего адаптироваться и вливаться в коллектив и компанию. При отсутствии такой возможности следует проводить онлайн-встречи с включенной камерой, ставить звонки руководителю и коллегам", - заключила она.

CEO веб-интегратора "Осьминожка" Михаил Шрайбман говорит, что чем выше компетенции разработчика, тем больше необходимо дополнительных "примочек" для его плодотворной работы - смузи, "разговоры о великом", качественные задачи ("я хочу работать только с интересными задачами, всякую "ерунду" делайте сами"). "Мой профессиональный опыт подсказывает, что для продуктивной работы разработчиков требуется либо зарплата в полтора раза выше рынка, либо различные вышеупомянутые экстраординарные элементы корпоративной культуры. Мы решили эту проблему следующим образом: составили конкретный портрет нашего сотрудника и на собеседовании организовываем максимально откровенный разговор, чтобы понять, соответствует ли соискатель данному портрету. Это увеличивает сроки поиска, однако новый запуск хантинга обходится куда дороже", - делится опытом Михаил Шрайбман. По его словам, в России рынок разработки "перегрет". "При найме мы делаем выбор преимущественно в пользу соискателей из стран СНГ: Таджикистан, Казахстан, Туркменистан и др. В 2023 г. мы намерены заключить партнерство с ведущими вузами вышеупомянутых стран", - рассказал он.

СTO платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress Максим Клименко считает, что более длительная адаптация - нормальное явление. "ИТ-специалистов становится больше. Количество их специализаций растет, как и сложность самих программ и процессов. Влияет на тенденцию и переход из узких знаний и опыта к более обширным историям. Не зря появились так называемые Fullstack-разработчики, которые могут бэкенд и фронтенд. Им нужно знать десятки технологий и уметь правильно их применять. Логично, что им требуется больше времени, чтобы вникнуть в процессы новой компании", - уверен он.

Источник: Comnews

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 прошел открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend