29 октября 2022

Трудности IT-перевода

В начале 2022 года у SAP в России было около 1,5 тыс. крупных клиентов, подсчитали в TAdviser. В 2020 году доля SAP-решений на отечественном рынке ПО для автоматизации бизнеса составляла 42%, а на проектах SAP работало более 10 тыс. человек. Каковы реалии перехода специалистов с зарубежных корпоративных IT—платформ (в том числе SAP) на российские аналоги, читателям RSpectr рассказала руководитель практики 1С в Axenix (ex-Accenture) Кристина Грибовская.

ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ

При переходе с SAP на 1С возникает вопрос: необходимо IT-специалистам полноценное обучение новой платформе или достаточно корректировки имеющихся знаний под новую систему?

Бизнес-логика процессов, используемая в обеих системах, схожа.

ЕСЛИ АНАЛИТИК ХОРОШО РАЗБИРАЕТСЯ В СПЕЦИФИКЕ ПРОЦЕССА, ЕМУ НЕ СОСТАВИТ ТРУДА НАЙТИ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЕГО ОТРАЖЕНИЯ НА ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ПЛАТФОРМЕ

Это сразу повышает качество коммуникации с командой заказчика и обеспечивает конечный успех перехода. Например, специалисты, имеющие опыт взаимодействия с системой SAP ERP, легко находят аналогию в части объектов и данных, организации бизнес-процесса и аналитики в 1С.

Но есть и моменты, осложняющие переход специалистов на российское решение. В SAP гораздо больше возможностей расширения аналитических разрезов работы компании, платформа крайне гибкая в плане глубины и вариативности различных настроек. До 90% объема любого проекта внедрения SAP – это точечная настройка возможностей системы под процессы компании. В 1С все наоборот: настройка занимает существенно меньшую часть проекта внедрения по сравнению с доработкой процессов.

В итоге при переходе с SAP на 1С глубокого переобучения не потребуется только на уровне общей логики применения. Однако такие вещи, как настройка 1С, изучение структуры объектов и бизнес-процессов, при переходе на российскую платформу придется осваивать с азов.

НЕМНОГО ИСТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

На уровне архитектуры в системах все примерно одинаково, но если перейти на уровень функциональных блоков, то здесь есть очевидная разница. В SAP наблюдается четкое разделение специалистов по конкретным модулям, тогда как в 1С больше специалистов широкого профиля.

Чаще всего 1С-специалист знает большое количество модулей и хорошо владеет спецификой интеграции их между собой. Его коллега из SAP хорошо знает один основной модуль и разбирается в смежном, а также в их интеграции. «Саперов» с глубокими знаниями всех модулей платформы – крайне мало.

ИСТОРИЧЕСКИ ВНЕДРЕНИЕ ПЛАТФОРМ 1С ПРОИСХОДИЛО В СРЕДНЕМ И НИЖНЕМ СЕГМЕНТЕ БИЗНЕСА, ГДЕ ЗАКАЗЧИКИ НЕ БЫЛИ ГОТОВЫ ВКЛАДЫВАТЬ СЕРЬЕЗНЫЕ СРЕДСТВА В IT-ПРОЕКТЫ

Эта система начала выходить в верхний сегмент около восьми-десяти лет назад с решений «1С:ERP» и «1С: Управление холдингом».

До этого момента у заказчиков устанавливались отдельные продукты вендора под конкретную задачу. Получалось так: сегодня у консультанта по 1С идет проект по закупкам и складским запасам, завтра – по производству и ремонту, послезавтра – по финансам.

Чтобы быть востребованным на всех проектах, 1С-консультанты регулярно проходили обучение, осваивая как можно больше модулей. Чем больше модулей знал эксперт 1С, тем более востребованным и высокооплачиваемым он становился на рынке.

SAP – сложная, глубоко проработанная система с использованием на тысячах проектов по всему миру. По сути, под каждый модуль требовался отдельный специалист с глубокими компетенциями в своей узкой области.

Тем не менее ситуация меняется: в 2021 году доля проектов по внедрению 1С в России впервые превысила долю SAP. Сейчас российская платформа все чаще внедряется крупными корпоративными заказчиками. Продукты 1С постоянно усложняются в сторону детализации и углубления функциональности модулей.

В итоге по аналогии с SAP мы увидим формирование прослойки узкопрофильных 1С-экспертов. Времени изучать множество модулей 1С, как это происходило раньше, у них больше не будет.

ПЕРЕКРЕСТНОЕ ОПЫЛЕНИЕ

В целом, SAP и 1С – совершенно разные платформы. До недавнего времени специалисты по этим системам в России развивались независимо, почти не соприкасаясь.

Пересечения были возможны в отдельных ситуациях. Например, когда операционная деятельность компании полностью ведется на SAP, но возникает задача выгружать информацию в систему 1С для формирования проводок по бухгалтерскому и налоговому учету.

При этом специалистам SAP было неважно, как реализованы в 1С такие проводки. Операциями, которые приходят в 1С, занимался отдельный консультант. Сейчас же ситуация поменялась в задачах миграции. Необходимо хорошо знать обе системы.

СПЕЦИАЛИСТЫ 1С, КОТОРЫЕ УЧАСТВУЮТ В ПРОЕКТАХ ПО ПЕРЕХОДУ, ТАКЖЕ ДОЛЖНЫ ОБЩАТЬСЯ С ЗАКАЗЧИКОМ И С КОНСУЛЬТАНТАМИ SAP

Им приходится вникать в то, как в SAP реализованы те или иные процессы. Появляется что-то вроде «универсального специалиста».

Конечно, не имеет смысла обучать специалистов 1С работе в SAP, но им нужно вникать в основные моменты хотя бы на уровне функционального минимума, необходимого для успеха проектов по миграции.

ЭТО НАДОЛГО?

Не стоит ожидать, что текущая ситуация в какой-то момент времени резко изменится. Переходный период миграции с SAP на 1С и другие российские IT-продукты может длиться годами, так как крупные организации неспособны в один момент отказаться от используемых решений.

Параллельно будут развиваться два типа проектов. В первом продолжится поддержка существующих систем. Во втором произойдет плановый переход с SAP на 1С как часть тренда carve out, когда глобальные решения переносятся на локальную инфраструктуру и отечественное ПО.

Один из вариантов первого сценария – внесение изменений в определенные части кода. SAP предусматривает подобные доработки на языке программирования ABAP, пусть незначительные и только на некоторых участках.

Однако их может оказаться вполне достаточно для выпуска обновлений, которые будут поддерживать SAP-решения в российских компаниях в рабочем состоянии. Поэтому поддержка и доработка этих решений останутся актуальными.

В целом же это путь с конечной остановкой. Какое-то время центры компетенций смогут эффективно выпускать обновления и поддерживать SAP в работоспособном состоянии. Но если вендор не вернется, тогда стоимость сопровождения решений такими центрами будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Как только она превысит эффект от внедрения альтернативной системы, можно будет увидеть еще одну волну переходов на отечественные платформы.

ВЕНДОР И ЕГО РОЛЬ

Смена SAP-тренда проектов с внедрения новых на поддержку существующих приведет к потере предмета для работы значительной части специалистов, занимающихся внедрением.

Им придется делать выбор между переходом на новые системы (1С), уходом в проекты поддержки или релокацией. Например, в страны СНГ, где SAP функционирует.

При этом у 1С для переквалификации есть все условия. Сегодня у вендора в активе сеть из 25 тыс. партнеров. Это внушительное количество обучающих центров, различных курсов, которые можно пройти онлайн и получить доступ к системе 1С.

Есть и очные курсы с опытными преподавателями. 1С также проводит интенсивную работу по подготовке кадров в вузах. Некоторые партнеры, например Axenix, запускают собственные проекты по переподготовке специалистов, как для сотрудников компании, так и для потенциальных кандидатов, в том числе студентов.

СЛЕДУЮЩАЯ ТОЧКА РОСТА ПЛАТФОРМЫ – ЭТО ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЛОКАЛЬНЫМ РЕШЕНИЯМ

Чем больше сообщество 1С будет рассказывать о внедрениях и преимуществах своих решений, в частности системы ERP, на примере больших клиентских проектов, тем больше будет мотивации у молодежи изучать платформу с последующим построением карьеры 1С-специалиста.

Источник: Rspectr.com

Приглашаем на конференцию для директоров по маркетингу и PR-руководителей ИТ-компаний 

5 июня 2024

На мероприятии встретятся директора по маркетингу и PR-руководители крупных российских ИТ-компаний.

 

Экс-редактор Comnews присоединился к команде iTrend

30 мая 2024

На позицию руководителя проектов коммуникационного агентства iTrend вышел Денис Шишулин – ранее многолетний выпускающий редактор издательской группы ComNews, одного из самых авторитетных ИТ-изданий в России. В iTrend Денис будет отвечать за стратегическое руководство ряда PR-проектов с ИТ-компаниями, оперативное взаимодействие со СМИ, координацию работы команд, а также за качество проектов, которыми руководит в агентстве.

 

iTrend — в числе топ-агентств России по версии «Рейтинга Рунета»

28 мая 2024

Опубликованы итоги ранкинга коммуникационных агентств от «Рейтинга Рунета–2024». iTrend занял лидирующие места в ключевых для агентства срезах — PR в ИТ-отрасли, SMM в ИТ-отрасли, PR и SMM на аудиторию b2b enterprise, PR-аналитика, PR первых лиц и др.

 

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 
Все новости iTrend