29 октября 2022

Трудности IT-перевода

В начале 2022 года у SAP в России было около 1,5 тыс. крупных клиентов, подсчитали в TAdviser. В 2020 году доля SAP-решений на отечественном рынке ПО для автоматизации бизнеса составляла 42%, а на проектах SAP работало более 10 тыс. человек. Каковы реалии перехода специалистов с зарубежных корпоративных IT—платформ (в том числе SAP) на российские аналоги, читателям RSpectr рассказала руководитель практики 1С в Axenix (ex-Accenture) Кристина Грибовская.

ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ

При переходе с SAP на 1С возникает вопрос: необходимо IT-специалистам полноценное обучение новой платформе или достаточно корректировки имеющихся знаний под новую систему?

Бизнес-логика процессов, используемая в обеих системах, схожа.

ЕСЛИ АНАЛИТИК ХОРОШО РАЗБИРАЕТСЯ В СПЕЦИФИКЕ ПРОЦЕССА, ЕМУ НЕ СОСТАВИТ ТРУДА НАЙТИ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЕГО ОТРАЖЕНИЯ НА ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ПЛАТФОРМЕ

Это сразу повышает качество коммуникации с командой заказчика и обеспечивает конечный успех перехода. Например, специалисты, имеющие опыт взаимодействия с системой SAP ERP, легко находят аналогию в части объектов и данных, организации бизнес-процесса и аналитики в 1С.

Но есть и моменты, осложняющие переход специалистов на российское решение. В SAP гораздо больше возможностей расширения аналитических разрезов работы компании, платформа крайне гибкая в плане глубины и вариативности различных настроек. До 90% объема любого проекта внедрения SAP – это точечная настройка возможностей системы под процессы компании. В 1С все наоборот: настройка занимает существенно меньшую часть проекта внедрения по сравнению с доработкой процессов.

В итоге при переходе с SAP на 1С глубокого переобучения не потребуется только на уровне общей логики применения. Однако такие вещи, как настройка 1С, изучение структуры объектов и бизнес-процессов, при переходе на российскую платформу придется осваивать с азов.

НЕМНОГО ИСТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

На уровне архитектуры в системах все примерно одинаково, но если перейти на уровень функциональных блоков, то здесь есть очевидная разница. В SAP наблюдается четкое разделение специалистов по конкретным модулям, тогда как в 1С больше специалистов широкого профиля.

Чаще всего 1С-специалист знает большое количество модулей и хорошо владеет спецификой интеграции их между собой. Его коллега из SAP хорошо знает один основной модуль и разбирается в смежном, а также в их интеграции. «Саперов» с глубокими знаниями всех модулей платформы – крайне мало.

ИСТОРИЧЕСКИ ВНЕДРЕНИЕ ПЛАТФОРМ 1С ПРОИСХОДИЛО В СРЕДНЕМ И НИЖНЕМ СЕГМЕНТЕ БИЗНЕСА, ГДЕ ЗАКАЗЧИКИ НЕ БЫЛИ ГОТОВЫ ВКЛАДЫВАТЬ СЕРЬЕЗНЫЕ СРЕДСТВА В IT-ПРОЕКТЫ

Эта система начала выходить в верхний сегмент около восьми-десяти лет назад с решений «1С:ERP» и «1С: Управление холдингом».

До этого момента у заказчиков устанавливались отдельные продукты вендора под конкретную задачу. Получалось так: сегодня у консультанта по 1С идет проект по закупкам и складским запасам, завтра – по производству и ремонту, послезавтра – по финансам.

Чтобы быть востребованным на всех проектах, 1С-консультанты регулярно проходили обучение, осваивая как можно больше модулей. Чем больше модулей знал эксперт 1С, тем более востребованным и высокооплачиваемым он становился на рынке.

SAP – сложная, глубоко проработанная система с использованием на тысячах проектов по всему миру. По сути, под каждый модуль требовался отдельный специалист с глубокими компетенциями в своей узкой области.

Тем не менее ситуация меняется: в 2021 году доля проектов по внедрению 1С в России впервые превысила долю SAP. Сейчас российская платформа все чаще внедряется крупными корпоративными заказчиками. Продукты 1С постоянно усложняются в сторону детализации и углубления функциональности модулей.

В итоге по аналогии с SAP мы увидим формирование прослойки узкопрофильных 1С-экспертов. Времени изучать множество модулей 1С, как это происходило раньше, у них больше не будет.

ПЕРЕКРЕСТНОЕ ОПЫЛЕНИЕ

В целом, SAP и 1С – совершенно разные платформы. До недавнего времени специалисты по этим системам в России развивались независимо, почти не соприкасаясь.

Пересечения были возможны в отдельных ситуациях. Например, когда операционная деятельность компании полностью ведется на SAP, но возникает задача выгружать информацию в систему 1С для формирования проводок по бухгалтерскому и налоговому учету.

При этом специалистам SAP было неважно, как реализованы в 1С такие проводки. Операциями, которые приходят в 1С, занимался отдельный консультант. Сейчас же ситуация поменялась в задачах миграции. Необходимо хорошо знать обе системы.

СПЕЦИАЛИСТЫ 1С, КОТОРЫЕ УЧАСТВУЮТ В ПРОЕКТАХ ПО ПЕРЕХОДУ, ТАКЖЕ ДОЛЖНЫ ОБЩАТЬСЯ С ЗАКАЗЧИКОМ И С КОНСУЛЬТАНТАМИ SAP

Им приходится вникать в то, как в SAP реализованы те или иные процессы. Появляется что-то вроде «универсального специалиста».

Конечно, не имеет смысла обучать специалистов 1С работе в SAP, но им нужно вникать в основные моменты хотя бы на уровне функционального минимума, необходимого для успеха проектов по миграции.

ЭТО НАДОЛГО?

Не стоит ожидать, что текущая ситуация в какой-то момент времени резко изменится. Переходный период миграции с SAP на 1С и другие российские IT-продукты может длиться годами, так как крупные организации неспособны в один момент отказаться от используемых решений.

Параллельно будут развиваться два типа проектов. В первом продолжится поддержка существующих систем. Во втором произойдет плановый переход с SAP на 1С как часть тренда carve out, когда глобальные решения переносятся на локальную инфраструктуру и отечественное ПО.

Один из вариантов первого сценария – внесение изменений в определенные части кода. SAP предусматривает подобные доработки на языке программирования ABAP, пусть незначительные и только на некоторых участках.

Однако их может оказаться вполне достаточно для выпуска обновлений, которые будут поддерживать SAP-решения в российских компаниях в рабочем состоянии. Поэтому поддержка и доработка этих решений останутся актуальными.

В целом же это путь с конечной остановкой. Какое-то время центры компетенций смогут эффективно выпускать обновления и поддерживать SAP в работоспособном состоянии. Но если вендор не вернется, тогда стоимость сопровождения решений такими центрами будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Как только она превысит эффект от внедрения альтернативной системы, можно будет увидеть еще одну волну переходов на отечественные платформы.

ВЕНДОР И ЕГО РОЛЬ

Смена SAP-тренда проектов с внедрения новых на поддержку существующих приведет к потере предмета для работы значительной части специалистов, занимающихся внедрением.

Им придется делать выбор между переходом на новые системы (1С), уходом в проекты поддержки или релокацией. Например, в страны СНГ, где SAP функционирует.

При этом у 1С для переквалификации есть все условия. Сегодня у вендора в активе сеть из 25 тыс. партнеров. Это внушительное количество обучающих центров, различных курсов, которые можно пройти онлайн и получить доступ к системе 1С.

Есть и очные курсы с опытными преподавателями. 1С также проводит интенсивную работу по подготовке кадров в вузах. Некоторые партнеры, например Axenix, запускают собственные проекты по переподготовке специалистов, как для сотрудников компании, так и для потенциальных кандидатов, в том числе студентов.

СЛЕДУЮЩАЯ ТОЧКА РОСТА ПЛАТФОРМЫ – ЭТО ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЛОКАЛЬНЫМ РЕШЕНИЯМ

Чем больше сообщество 1С будет рассказывать о внедрениях и преимуществах своих решений, в частности системы ERP, на примере больших клиентских проектов, тем больше будет мотивации у молодежи изучать платформу с последующим построением карьеры 1С-специалиста.

Источник: Rspectr.com

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 

Как строить личный бренд в 2024 году? Запись вебинара iTrend и РБК Компании

12 марта 2024

27 февраля 2024 года коммуникационное агентство iTrend и сервис РБК Компании провели вебинар «Новая искренность 2.0. Почему личный бренд — это тренд 2024?».

 

Проект «Облакотеки» и iTrend номинирован на премию «ЦОДы.РФ» в номинации «Креатив года»

12 марта 2024

Telegram-канал КучевыеАйТи, проект разработчика облачных сервисов «Облакотека» и коммуникационного агентства iTrend, номинирован на национальную премию «ЦОДы.РФ».

 
Все новости iTrend