12 мая 2022

Цифровой университет: как вузам конкурировать с EdTech-гигантами

Рынок образовательных услуг стремительно растет и меняется: EdTech-компании, взлетевшие на волне пандемии, задают новые стандарты в отрасли. Цифровые технологии помогают им организовать удобный и эффективный процесс обучения. Классическим вузам приходится перестраиваться и догонять. Какие цифровые вызовы стоят перед университетами, как быстрее адаптироваться к новым реалиям и не потерять рынок дополнительного образования для взрослых?

В 2021 году рынок онлайн-образования в целом вырос на 80%, оценили в Smart Ranking. А выручка 115 частных EdTech-компаний в России по итогам года составила 73,3 млрд рублей, увеличившись практически в 2 раза по сравнению с 2020 годом. В 2022 году темпы роста рынка сохранятся, прогнозируют эксперты.

Вузы и EdTech-компании конкурируют в сегменте образования для взрослых. Основной продукт — программы дополнительного образования и курсы повышения квалификации. Частные компании более гибко реагируют на потребности и предпочтения аудитории — как по наполнению курсов, так и по организации учебного процесса.

Новые форматы для вузов — это возможность выйти на значительно большую аудиторию, чем постшкольное образование. Для этого им стоит сосредоточиться на внедрении полноценного цифрового образовательного продукта. Он включает:

  • удобную платформу для коммуникаций, лекций и семинаров, тестирования;
  • ИТ-инфраструктуру, позволяющую студентам выполнять практические работы и изучать технологии без ограничений;
  • систему сопровождения обучающихся, которая базируется на глубокой аналитике и персонализации.

Разберем, какие задачи стоят перед университетами сегодня и как они их решают.

Задача 1: создать цифровую образовательную среду

Внезапный переход на онлайн-обучение в 2020 году с трудом можно назвать успешным. В мае 2020 года 73% студентов сомневались в качестве высшего образования в онлайн-формате.

Сейчас перед учреждениями новый вызов — организовать гибридное обучение. Нужно построить бесшовный учебный процесс с применением онлайн- и офлайн-методик. И это не менее сложная задача.

Образовательные платформы стали развиваться с начала 2010-х годов. Продвинутые вузы и до пандемии использовали инструменты для удаленных коммуникаций и совместной работы, личные кабинеты и корпоративную почту. Сегодня же этого мало: нужно объединять разрозненные инструменты в единую цифровую образовательную среду. Такой проект невозможен без цифровой платформы для всех задач — коммуникаций, доставки контента и тестирования студентов, хранения учебных записей и результатов.

Для создания и поддержки такой платформы нужно развивать ИТ-инфраструктуру вуза и наращивать ИТ-экспертизу внутри.

Бизнес-школа при одном из вузов России поставила цель — увеличить количество слушателей с 1200 до 30 тыс. в год. Для этого необходимо внедрять инструменты гибридного и онлайн-обучения, обеспечить вычислительные мощности для их стабильной работы при высокой нагрузке, довести долю цифровых продуктов в учебных курсах до 50%.

В 2020 году запустили проект «Цифровая образовательная среда». Он работает на базе системы управления онлайн-обучением LMS Moodle 3.9 в нашем облаке. На нее перенесли платформу обучения, контент 35 онлайн-курсов и цифровую лабораторию.

Цифровая среда бизнес-школы развивается на облачной инфраструктуре (IaaS) и с помощью управляемых сервисов (PaaS). Это позволяет одновременно обучать до 5 тыс. человек, автоматически масштабировать мощности в зависимости от нагрузки, быстро запускать цифровые продукты.

Задача 2: организовать практическую работу в онлайне

Одно из наиболее востребованных направлений дополнительного образования для взрослых — информационные технологии. ИТ-специалистам важно получить прикладные навыки. Студенты ценят возможность разрабатывать, тестировать, изучать цифровые продукты на базе передовых технологий. Нужен простор для экспериментов, когда можно залезть «под капот» решения, не боясь что-то сломать или «уронить». В этом вузам помогает бизнес. Например, образовательные центры VK есть в 12 ведущих технических вузах страны. Сейчас перед университетами стоит новый вызов — вести проектную работу в гибридном формате: как на очных занятиях, так и удаленно.

В Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) создали цифровую лабораторию в облаке. В ней студенты могут проводить научные исследования и писать выпускные квалификационные работы (ВКР). Обычно работы посвящены параллельным и распределенным вычислениям, а эксперименты в лаборатории — проверке масштабируемости алгоритмов. Эта крайне ресурсоемкая задача требует мощной ИТ-инфраструктуры.

Цифровую лабораторию разместили в облаке, чтобы не вкладываться в дорогую и быстро устаревающую «железную» инфраструктуру. Вуз регулирует количество используемых вычислительных мощностей и наращивает их по мере необходимости. В облаке разграничены права доступа, чтобы студенты не мешали друг другу при проведении исследований и получали максимально чистый результат.

Задача 3: управлять эффективностью процесса

Сегодня мало составить интересную программу и организовать удобную доставку контента до слушателя курса. Нужно контролировать, как студент усваивает знания и насколько обучение эффективно конкретно для него. Проблемы с учебой должны быть очевидны не к концу семестра, а в режиме реального времени. Здесь не обойтись без интеллектуальных систем на основе аналитики больших данных и машинного обучения.

В России в рамках Национальной технологической инициативы (НТИразработали систему предупреждения студентов об угрозе отчисления. Планируется, что она будет доступна вузам по модели подписки. Анализируя оценки, дисциплину и посещаемость, алгоритмы искусственного интеллекта предсказывают кандидатов на вылет в течение семестра. Сведения об отстающих студентах передаются преподавателям. Пилотный проект реализован в Томском государственном университете, сервис показал точность 98%.

Но это лишь одна грань аналитики в образовании. Есть и другие сценарии. Например, рекомендательная система американского университета Остин Пии помогает подобрать курсы. Она анализирует учебную активность студента и выбор других учащихся с похожими интересами. Точность рекомендаций — 90%. В ИТМО есть сервис, помогающий выбрать научного руководителя дипломной работы в зависимости от степени его погружения в тему и интересов студента. Другое решение этого вуза помогает определиться с дисциплинами «по выбору» — то есть теми, которые попадают в учебную программу по инициативе студента. В Университете Балтимора в Мэриленде анализируют, как студенты изучают материалы курса, какой процент завершает обучение и какова вовлеченность слушателей. На основе этих данных решают, как усовершенствовать учебную программу.

Зарубежные опросы показывают, что больше 60% студентов хотят учиться по персональной программе, «заточенной» под их потребности, график и темп обучения. Эта тенденция характерна и для России. Цифровые сервисы помогают создавать индивидуальные образовательные траектории.

Кооперация — короткий путь к успеху

Создать полноценный цифровой образовательный продукт — нетривиальная задача для вузов. Она требует знания рынка и аудитории, больших расходов и глубоких ИТ-компетенций для построения инфраструктуры, разработки и внедрения продвинутых цифровых решений. Ускорить переход на новые рыночные рельсы поможет кооперация с технологичными компаниями и игроками рынка EdTech.

Например, инфраструктуру для цифровой образовательной среды и инструменты для быстрой разработки ИТ-решений проще получить в облаке. Это позволит не тратить много средств на закупку «железа», а поддержкой, обновлением и работоспособностью систем займется провайдер.

В достижении нужной скорости помогает использование PaaS. Платформенные сервисы (PaaS) — это облачные базы данных, инструменты аналитики Big Data, кластера Kubernetes как сервис, речевые технологии и многое другое. С их помощью можно быстрее разрабатывать и выводить на рынок различные цифровые решения. Это могут быть мобильные приложения для студентов, электронный деканат для сотрудников, цифровые зачетки, виртуальные ассистенты для преподавателей и учащихся, витрины курсов и многое другое.

Другая форма сотрудничества — запуск совместных образовательных программ. Это выгодно обеим сторонам: репутация и мощная научно-исследовательская база вуза в синергии с современными инструментами организации учебного процесса от частной компании складываются в ценный продукт. Например, EdTech-компании уже активно привлекают экспертизу с профессионального рынка, а ИТ-компании готовы помогать наращивать компетенции специалистов по сложным технологиям. Так, VK Cloud Solutions, Слёрм и Intel организовали вечернюю «Школу Kubernetes для разработчиков». В конце 2021 года в ней прошли бесплатное обучение Kubernetes 15 тыс. человек. Эти практики сотрудничества могут брать на вооружение и классические вузы.

Спрос на DevOps-инженеров вырос на 70% за последние два года. Ориентируясь на запрос рынка, образовательный портал GeekBrains запустил факультет DevOps. Программа длительностью 1,5 года рассчитана на обучение профессии с нуля. Один из курсов внутри факультета разработан совместно с VK Cloud Solutions. Он называется «Основы облачных технологий» и включает 12 часов теории и 24 часа практики от специалистов провайдера. Студенты получают возможность реализовать проект на облачной платформе и работать с реальными облачными сервисами.

В ближайшие 10 лет структура активного потребления перераспределится в сторону поколения Z. При этом следующее поколение — «альфа» — войдет в платежеспособный возраст и также будет вносить свои коррективы в рынок предложений. Не нужно быть социологом, чтобы уже сейчас заметить, что это люди повышенной диджитальности и требовательности к кастомизации продуктов и свободе выбора. Ценностный профиль нового поколения студентов базируется на интересе, безопасности и социальном признании — уже в меньшей степени влияет императив «надо». Без модернизации подходов классические вузы будут терять свою аудиторию. Экспертиза технологических компаний и опыт игроков рынка EdTech могут помочь им создавать востребованные цифровые образовательные продукты, а главное — поддержать преемственность высшей школы.

Источник: Инвест-Форсайт

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend