24 мая 2023

Цены ПОд присмотром

Сегодня российский бизнес переходит на национальное ПО или имеет такие планы. Государство поддерживает разработчиков налоговыми льготами и преференциями. В период развития отрасли важно, чтобы стоимость софта необоснованно не увеличивалась, считают эксперты. Почему повышение все же происходит и что даст ограничение роста цен на российское ПО, о котором игроки ИТ-рынка договорились в апреле с Минцифры РФ, рассказали собеседники RSpectr.

ПОДОРОЖАНИЕ И ЕГО ПРИЧИНЫ

Российское ПО за год выросло в цене на 15-20%, по разным оценкам экспертов. Отчасти это связано с уходом зарубежных вендоров и низкой конкуренцией в отрасли, рассказала RSpectr гендиректор и основатель Hopper IT Наталья Краснобаева. Кроме того, наблюдаются сложности с закупкой зарубежного оборудования, которое требуется для выпуска софта.

Дефицит комплектующих не сильно сказался на стоимости производства ПО, зато на нее повлияла инфляция, указал в беседе с RSpectr председатель совета директоров компании «Базальт СПО», советник главы Минцифры РФ Алексей Смирнов.

Все эксперты отметили влияние растущих зарплат айтишников на ценообразование отечественного софта. Ведь нужно было удержать их от отъезда из страны, уточнил RSpectr заместитель генерального директора компании «Гарда Технологии» Рустэм Хайретдинов. По его словам,

В СРЕДНЕМ ЗАРПЛАТЫ РАЗРАБОТЧИКОВ ПОДНЯЛИСЬ ЗА 2022 ГОД НА 30%

Рустэм Хайретдинов, «Гарда Технологии»:

– Повышение цен по отрасли не превысило 50%, что вместе со льготами полностью покрывает рост накладных расходов по текущим проектам, но не дает компаниям запускать новые разработки.

ИСКУШЕНИЕ СВЕРХПРИБЫЛЬЮ

По данным аналитиков АРПП «Отечественный софт», по итогам 2022 года спрос на российские решения вырос в 10 и более раз в зависимости от класса ПО. У ряда российских разработчиков возникло искушение получить сверхприбыль, отметил в разговоре с RSpectr заместитель генерального директора по науке и развитию компании «ИВК» Валерий Андреев. По его словам, компании могли пытаться оправдать подорожание псевдоценным функционалом, который внезапно появился в новой версии продукта.

Отечественные производители софта, оказавшиеся монополистами из-за ухода иностранных конкурентов, воспользовались ситуацией – зафиксированы случаи увеличения цен в три и более раза, констатировал Рустэм Хайретдинов.

Гендиректор CorpSoft24 Константин Рензяев привел примеры RSpectr, когда выручка разработчика ПО составила 400 млн, а чистая прибыль – 170 млн рублей, то есть маржа была на уровне 50%.

Маржа у многих разработчиков, действительно, выросла, но не за счет цены, а за счет объемов продаж, уточнил Алексей Смирнов. Стоимость разработки программного продукта не зависит от того, какое количество лицензий продано, также отметил эксперт.

Вопрос с себестоимостью риторический – все зависит от того, когда были произведены вложения в софт, обратил внимание Константин Рензяев.

Константин Рензяев, CorpSoft24:

– Если большая часть сделана давно и происходит развитие и доработка, при этом есть продажи, закрывшие первоначальные вложения, то себестоимость не должна сильно увеличиваться, несмотря на рост заработной платы.

Глава CorpSoft24 считает неэтичным поднимать цены на ПО, исходя из спроса и сложившейся ситуации: «Необходимо понимать, что пусть и незначительно, но эти действия являются одним из факторов, толкающих вверх общие потребительские цены».

Всегда будут те, кто задирает цены и использует существующее положение только в своих интересах, отметил в разговоре с RSpectr гендиректор компании «Инполюс» Дмитрий Грязнов.

Как сообщили RSpectr в АРПП «Отечественный софт», рост цен не носил массового характера, а был зафиксирован лишь в нескольких случаях. «Проведенный опрос среди производителей ПО показал, что большая часть (70%) разработчиков не поднимала цены. Остальные респонденты отметили рост в пределах 20%», – пояснил исполнительный директор ассоциации Ренат Лашин.

В компании «МойОфис» не повышали цены на продукты, хотя не меняли их стоимость уже семь лет, рассказал RSpectr генеральный директор «МойОфис» Павел Калякин.

В прошлом году прайс на операционные системы «Альт» вырос на 10%, что ниже уровня инфляции, поделился Валерий Андреев. Алексей Смирнов уточнил, что в 2022 году «Базальт СПО» подняла цены только на часть продуктов.

ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Топ-менеджер «ИВК» считает, что рынок отметил не столько факт запредельного увеличения цен на российское ПО, сколько намечающуюся тенденцию к их неоправданному росту. Эксперт объяснил, что

ГОТОВЯЩИЙСЯ НА ИТ-РЫНКЕ МЕМОРАНДУМ ПОСЛУЖИТ ХОРОШИМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ ТЕМ, КТО НАЦЕЛИЛСЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ СВЕРХПРИБЫЛЕЙ

Валерий Андреев, «ИВК»:

– Документ должен закрепить обязательства разработчиков российского софта повышать его стоимость в рамках разрешенного государством дефлятора – индекса, созданного для измерения общего уровня цен на товары и услуги.

Дмитрий Грязнов полагает, что с учетом нагрузки, которая в связи с импортозамещением ложится на разработчиков, с одной стороны, и покупательской способности предприятий, с другой, среднегодовой рост цен должен составлять порядка 15%. По его словам, большинство ответственных разработчиков придерживается такого подхода.

Рустэм Хайретдинов, «Гарда Технологии»:

– Меморандум ответственности должен отделить органический рост цен, связанный с повышением себестоимости или существенным изменением функциональности, от волюнтаристского повышения в стиле «не нравится – походите по рынку, поищите что-то другое».

О некоем разумном уровне цен на ПО говорилось на встрече компаний отрасли с Минцифры, напомнила Наталья Краснобаева. По словам эксперта, для этого необходимо учитывать многие факторы, в том числе себестоимость, конкуренцию на рынке, уровень спроса и инвестиции производителей.

Рустэм Хайретдинов говорит, что

ОБЫЧНО ЗА ОБРАЗЕЦ РАЗУМНОСТИ ЦЕНЫ ПРИНИМАЕТСЯ ЕЕ УРОВЕНЬ У ПОХОЖИХ ИНОСТРАННЫХ ПРОДУКТОВ ДО ИХ УХОДА ИЗ РОССИИ В 2022 ГОДУ

Определить разумный уровень цены административно нельзя, она должна определяться рынком, уверен Алексей Смирнов. Он объяснил: если в каком-то сегменте конкуренция недостаточная, что привело к росту стоимости, то в этот сегмент пойдут инвестиции, и ситуация выправится.

Алексей Смирнов, «Базальт СПО»:

– Речь идет не о регулировании цен, а о готовности добросовестных разработчиков воздержаться от их чрезмерного роста, пользуясь уходом с рынка зарубежных конкурентов. Рост цен должен быть не сильно выше уровня инфляции.

Основатель ГК ITGLOBAL.COM и Технопарка «ИТ Крым» Дмитрий Гачко также считает, что рынок должен сам определять разумный уровень цен. В беседе с RSpectr он отметил, что фиксация предельной стоимости, о которой сообщало Минцифры, крайне преждевременна.

Дмитрий Гачко, ГК ITGLOBAL.COM, Технопарк «ИТ Крым»:

– Если на рынке ПО российского производства появится игрок, который займет доминирующее положение, тогда должны сработать механизмы антимонопольного ведомства. Другие способы регулирования цен мне кажутся странными.

Валерий Андреев напомнил о тормозящем рост цен действующем налоговом законодательстве: «Существует четкая финансовая дисциплина: в рамках определенного фискального периода цена не может радикально меняться. Иначе компанию ждут крупные неприятности, вплоть до уголовной ответственности руководителей».

С ОГЛЯДКОЙ НА БУДУЩЕЕ

Даже если обсуждаемое участниками ИТ-рынка соглашение не будет носить юридического статуса, оно будет иметь репутационную силу, полагает Валерий Андреев.

Сегодня многие клиенты планируют переход на отечественные программные продукты, а государство поддерживает разработчиков налоговыми льготами и преференциями при закупках – в это время цены на ПО не должны необоснованно взвинчиваться, заключил Алексей Смирнов.

Валерий Андреев заявил, что

РАЗРАБОТЧИКИ ДОЛЖНЫ ФОРМИРОВАТЬ СПРОС, А НЕ ГАСИТЬ ЕГО НЕАДЕКВАТНЫМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ

ИТ-компании могут снижать цены на свои продукты, если они этого хотят, отметил Дмитрий Гачко. Однако, по мнению эксперта, российские разработчики должны зарабатывать достаточно, чтобы иметь возможность тратить на совершенствование ПО, его эволюцию в более качественный софт и наращивание возможностей по дальнейшему экспорту.

Наталья Краснобаева считает, что в меморандум, помимо ценовой политики ответственной работы на ИТ-рынке, должны быть включены вопросы улучшения доступности качественных продуктов для конечных пользователей, а также защиты прав интеллектуальной собственности.

Источник: Rspectr.com

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 прошел открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend