14 января 2023

Так ли нужны курсы и тренинги по информационной безопасности?

«Забудьте все, чему вас учили в институте» – эта фраза не просто так стала устойчивым выражением. Современное высшее образование, за редким исключением, просто не ставит задачу дать выпускнику актуальные знания для старта работы по профессии.

С другой стороны, и курсы повышения квалификации, дополнительного обучения, не всегда означают получение практических навыков. Например, многие курсы EdTech-компаний «грешат» избыточными обещаниями, и, как следствие, завышенными ожиданиями выпускников, которые разбиваются при первой же попытке трудоустройства.

Эта проблема актуальна как для ИТ-специальностей в целом, так и непосредственно для специалистов по кибербезопасности. В этой статье будут разобраны основные направления курсов по информационной безопасности, их полезность для специалиста и критерии выбора программы для разных специалистов.

Зачем курсы, если есть ВУЗ?

Важно понимать, что академическое образование в России, в актуальном состоянии, состоит из двух компонентов:

  1. Советское наследие, которое заключается в изучении фундаментальных основ и процессов в профессии. Предполагается, что на основе этих знаний специалист сможет быстро освоить актуальные навыки, которые основаны на фундаментальных знаниях.
  2. Влияние европейского (западного) подхода, для которого характерен уклон в самообразование: специалист учится находить нужные ему знания и осваивать их самостоятельно.

Применительно к кибербезопасности, на этот базис «добавляется» надстройка, в виде партнерских программ ВУЗов и вендоров, создание университетских киберполигонов, практики, стажировок и других активностей, которые позволяют получить актуальные знания по тем или иным направлениям.

Денис Синицын

Руководитель Тренинг-центра IT-компании «Аурига»

Провайдеры обучения, гос. учреждения или коммерческие компании стараются поддерживать актуальность учебных материалов, иметь связь с реалиями, в первую очередь с бизнесом, который заинтересован в получении высококвалифицированных выпускников.

Если говорить про гос. структуры в обучении ИБ – государству не выгодно выпускать людей со знаниями, которые устаревают, как только студент переступает порог вуза или даже в процессе обучения. Особенно в текущей ситуации, когда взят тренд на импортозамещение, в том числе в сфере ИТ.

С коммерческими компаниями гораздо проще: на плаву останутся те, кто пользуется спросом. Интересный, актуальный курс/тренинг/вебинар – есть спрос, люди готовы за это платить.

Таким образом, университет выпускает специалистов с качественной базовой подготовкой и некоторым количеством практических навыков, которых достаточно для начальных позиций в карьере. Однако, это не значит, что в дальнейшем можно идти по карьерной лестнице «по выслуге лет», сразу по нескольким причинам.

Первая из них заключается в специфике профессии, которая тесно связана с техническим прогрессом и передовыми технологиями. Каждый год появляются новые ИБ-инструменты, цепочки атак, уязвимости, сервисы и недопустимые события, от которых компании нужно защищать. Соответственно, образование информационной безопасности – это непрерывный процесс, в рамках которого есть и элементы самообразования, и дополнительного обучения.

Второй аспект связан со спецификой образовательных процессов и тем путем, которые проходят знания, которые «получены сегодня», прежде чем попадут в обучающие программы.

Илья Воропаев


Руководитель лаборатории кибербезопасности Инженерной школы ГУАП

По обобщенной статистике, от момента первичной реализации атак с помощью уязвимостей нулевого дня до разработки методики защиты проходит от нескольких часов до нескольких дней, затем выпускаются внутренние методические документы компаний для служебного пользования (до месяца), затем методика защиты попадает в средства защиты от атак, реализуемые в виде программных продуктов и, соответственно, докладывается на конференциях (несколько месяцев), и только затем методичка спускается до реализации в самых передовых курсах подготовки специалистов (до 1 года). Затем методика защиты становится обязательной для исполнения и регламентируется законодательным органом или регулятором (от полугода до 10 лет). Итого – от момента реализации методики защиты от атак с помощью zero-day-уязвимостей до реализации самых перспективных программ обучения стандартно проходит от месяца до года, что является крайне большим сроком для актуальности знаний в области информационной безопасности, а особенно в текущих реалиях ускоренного развития техники.

Поскольку ВУЗ априори не может систематически выпускать сразу уверенных практиков, то есть специалистов уровня middle и выше, а поспеть за появлением новых трендов, инструментов и уязвимостей самостоятельно достаточно трудно, возрастает роль дополнительного образования и профессиональной переподготовки в информационной безопасности.

Какие бывают курсы по ИБ

Евгений Царев

Управляющий RTM Group, эксперт в области кибербезопасности и права в ИТ

Укрупненно курсы можно поделить на теоретические (знание законодательства и организации процесса ИБ) и практические (работу со средствами защиты). Законодательство делится, в свою очередь, на федеральное (КИИ, ПДн и т.д.) и отраслевое (Банковская безопасность, Энергетическая безопасность и проч.). Практика принципиально делится на обнаружение недостатков ИБ (пентесты, аудиты) и их устранение (настройка SIEM, DLP и так далее). Один специалист редко может охватить весь спектр вопросов, поэтому и тематика курсов дробится достаточно мелко.


Курсы для специалистов по кибербезопасности можно условно поделить по двум признакам:

  1. По уровню подготовки.
  2. По специальности.

Соответственно, существуют как программы для новичков, так и для опытных специалистов самых разных направлений и отраслей. Также, курсы можно разделить и по их владельцам. Их может проводить вендор, просто ИБ-компания, EdTech или классическое, аккредитованное образовательное учреждение.

Антон Башарин

Технический директор Swordfish Security, эксперт в области кибербезопасности

Теория без практики в большей части забывается. Статистика утверждает, что без практики или домашних заданий через неделю «студент» не в состоянии вспомнить больше 25% того материала, что было в курсе. Поэтому подход, когда есть возможность услышанное «пощупать» руками, очень эффективен. Тем более, если мы говорим про ИБ-курсы. В своей практике мы видели детский восторг «студента», который на практической части смог проэксплуатировать уязвимость в песочнице и вытянуть из системы данные, к которым не было доступа.

Насчет баланса сложно сказать, все зависит от темы. Думаю, что оптимальное соотношение - это 30/70 (теория/практика).

Например, хорошим (недорогим) вариантом может быть создание (использование) интерактивных тренингов, в которых происходит имитация работы устройства и взаимодействие пользователя с ним.

Краеугольным камнем образования в кибербезопасности можно назвать вопрос соотношения практики и теории, а также подхода к обучению. Здесь можно привести два полярных примера, каждый из которых можно назвать крайностью.

Первый пример – это обучение комплаенс-консультантов в формате бесконечного чтения нормативных актов, разбора практики на основе Консультант.Плюс или похожих программ, а также разбор кейсов из уже существующей практики. Нормативная документация сама по себе энергозатратна с точки зрения интерпретации «на общечеловеческий», а формальный, теоретический подход к ней и вовсе способен «убить» даже самого мотивированного слушателя.

Второй пример – это программы повышения квалификации для пентестеров, в рамках которых теория дается в формате «вот вам файл – ждем на экзамене», и весь упор делается на практическое применение на киберполигонах или в лабораторной среде, когда ученик должен сам «методом проб и ошибок» дойти до правильного алгоритма действий.

Александр Моисеев

Ведущий консультант по ИБ AKTIV.CONSULTING

Разумеется если вдаваться в крайности – от того, что зачитают вслух курс без практической отработки – пользы будет немного. И наоборот, если с первой минуты занятия открыть консоль и начать вбивать туда команды одну за другой, без объяснения, то пользы также будет мало. Поэтому баланс возможно соблюсти путем сочетания объяснения преподавательским составом сценариев, особенностей ИТ-технологий и отработкой практических навыков.

Частично, такую разность подходов можно списать на специфику подготовки конкретных специалистов, но это не отменяет того факта, что правильная комбинация теории, практики и методик обучения даст гораздо больший результат, чем превалирование одной составляющей над всеми остальными. Учеба по безопасности киберпространства не обязательно должна быть «испытанием на прочность и мотивированность» для ученика.

А актуальны ли эти курсы?

Уровень актуальности данных в рамках курса напрямую зависит от компании, которая предоставляет эту учебную программу. И он может серьезно отличаться.

Например, государственные учебные заведения вносят изменения в свои учебные программы, как правило, один раз в год. Это обусловлено в том числе и тем фактором, что с момента получения данных до момента их подтверждения неизбежно должно пройти время, а изучение потенциально неподтвержденной информации в рамках академического образования недопустимо.

Валерий Степанов

Руководитель направления Центра компетенций по информационной безопасности Т1 Интеграции

Каждый день появляются новые уязвимости и исследования различных векторов атак, поэтому стереотип, что знания, которые даются на курсах, уже утратили свою актуальность на момент обучения, отчасти применим к ИБ-курсам. При этом большая часть курсов по информационной безопасности направлена на создание прочного фундамента в виде теоретических и практических знаний самых основ, которые не теряют актуальности.

В то же время, курсы вендоров по работе с их софтом почти всегда содержат актуальную, прикладную информацию, поскольку для них эта прямая выгода: чем лучше сотрудник будет использовать возможности ПО, тем эффективнее оно будет работать, и тем выше будет репутация бренда, а следовательно – и клиентская лояльность.

Александр Зубриков

Генеральный директор ITGLOBAL.COM Security

К сожалению, даже в самых приближенных к реальности курсах всегда есть место для «художественного вымысла». Ведь если разбирать только очень конкретные векторы атак, которые могут быть обнаружены только в конкретной компании и при определенных условиях, то такие знания трудно будет адаптировать и применить в более общих и частных случаях.

Также нельзя забывать про теорию, ведь без подробного разбора основ, методологий и теоретических аспектов, нельзя будет усвоить и практические знания. Без знания теории, лишь используя практические знания, специалист по ИБ будет машинально запоминать алгоритм действия без его четкого понимания, а значит не сможет применять его в других ситуациях. Баланс теории и практики должен подбираться индивидуально, исходя из особенностей обучающегося и его способностей воспринимать материал, а также навыков самостоятельного обучения и поиска информации.

Если же рассматривать разные частные курсы от образовательных и ИБ-компаний, то важно помнить, что наиболее актуальная информация попадает к ним уже после того, как была использована для внутреннего обучения тех сотрудников, которые эти данные «нашли».

Как и в любой профессии, «инсайдерскую информацию» можно найти только путем общения с практиками, внутри комьюнити, либо с помощью самостоятельного ресерча данных в открытых источниках. Во всех остальных случаях, систематизированное обучение в рамках курса предоставляет информацию более доступно, структурировано и комплексно.

Какие курсы выбрать

Если у будущего специалиста нет образования в области IT, и он собирается освоить профессию в кибербезопасности с нуля, лучше пойти учиться в EdTech-компанию. Однако, важно помнить, что все обещания о заработной плате сразу после обучения стоит поделить на три.

В случае с людьми, которые имеют IT-специальность, многое зависит от уже имеющихся знаний и опыта, а также сферы, в которую специалист планирует переквалифицироваться. Помимо EdTech-ов можно рассмотреть университетское дополнительное профессиональное образование (ДПО) или курсы профильных ИБ-компаний. Также, можно рассмотреть возможные стажировки в интересующей сфере.

Для ИБ-специалистов, которые планируют пройти программу профпереподготовки по информационной безопасности, наиболее актуальны курсы и стажировки профильных представителей отрасли а также вендоров, на решении которых им предстоит работать.

Если говорить о тех решениях, которые актуальны для бизнеса и корпоративного обучения, то здесь многое зависит от того, какой штат специалистов необходимо обучить и насколько разнятся их рабочие обязанности.

Итоги

Курсы по защите информации, программы переквалификации и повышения квалификации – это назревшая необходимость, которая обусловлена:

  • спецификой самой профессии;
  • ситуацией в отрасли;
  • влиянием внешних факторов.

«Профицита» ИБ-специалистов, вероятно, не было за всю историю, но сейчас дефицит таких кадров ощущается особенно остро, поскольку запрос на их услуги растет, как и актуальность киберугроз для государства и бизнеса.

Денис Попов

Руководитель направления ИБ компании MONT

Есть базовые вещи, которые являются основой таких курсов. Сложность заключается в другом. Как правило, курсы по ИБ бывают узко специализированы или наоборот являются обобщенными, и в силу этой обобщенности слишком поверхностными.

Например, может быть углубленный технический курс по сетевой безопасности или напротив, курс исключительно по нормативным документам. Но человека, который его закончил, нельзя автоматически признавать специалистом в данной сфере. Как и везде в образовании, помимо теории чрезвычайно важна и практика. А ее зачастую не хватает на подобных курсах. Ведь до недавнего времени ИБ много где была «бумажной» да в общем-то и продолжает такой быть, хотя подвижки произошли и изменения в законодательстве обязывают привести ИБ в режим боевой готовности не только на бумаге.

Текущие изменения в мире и стране являются настоящим вызовом не только для ИБ-вендоров разных мастей, но и для образования в сфере ИБ. Знание нормативно-правовой базы безусловно важно и нужно, но далеко не всегда способно защитить от существующих вызовов в данном направлении. 

При этом, самообразование остается одним из возможных «ситуационных» способов получить практические навыки и компетенции, но не может служить «правилом для всех», поскольку большинство людей качественнее усваивают знания, которые систематизированы, структурированы и «подаются в определенном формате обучения.

Источник: Cyber Media

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 

Как строить личный бренд в 2024 году? Запись вебинара iTrend и РБК Компании

12 марта 2024

27 февраля 2024 года коммуникационное агентство iTrend и сервис РБК Компании провели вебинар «Новая искренность 2.0. Почему личный бренд — это тренд 2024?».

 

Проект «Облакотеки» и iTrend номинирован на премию «ЦОДы.РФ» в номинации «Креатив года»

12 марта 2024

Telegram-канал КучевыеАйТи, проект разработчика облачных сервисов «Облакотека» и коммуникационного агентства iTrend, номинирован на национальную премию «ЦОДы.РФ».

 
Все новости iTrend