23 декабря 2022

ТРИЗ, дизайн-мышление и форсайт. Как ИТ-компании создать креативную команду для внедрения инноваций

Александр Богуцкий, руководитель программы «Культивация инноваций» в IT_One, рассказывает о пользе трех методологий: например, ТРИЗ помогает преодолеть противоречия изобретателя, форсайт — работать с футурологией, дизайн-мышление — сделать продукт наиболее заточенным под клиента.

Разбираемся, что из этого выбрать ИТ-компании.

 

Инновации и ИТ — разве это не одно и то же?

Кажется, что ИТ — это исключительно про инновации. Действительно, цифровые решения и технологии сегодня сменяют и дополняют друг друга с поразительной быстротой. Ежегодно аналитики фиксируют появление большого количества новых прорывных технологий, самые яркие (но не всегда наиболее перспективные) из которых вызывают на рынке ажиотаж. 

Но в том-то и загвоздка: технологий становится катастрофически много.

Даже компания, обладающая большим опытом в ИТ, рискует в какой-то момент не успеть за развитием рынка, пропустить появление важной для себя технологии или приложить усилия в неверном направлении.

Особенно важно это стало для российских ИТ-компаний, которые по сути должны крайне быстро масштабироваться и нарастить экспертизу в тех направлениях и нишах, где ранее ведущие роли играли западные вендоры. 

Грамотное внедрение инноваций позволит российским разработчикам:

  • стать лидерами на локальном рынке,
  • создавать конкурентоспособные продукты высокого качества на глобальном рынке. 

Инновации содержат много неопределенностей:

  1. Не всегда можно утверждать, что технология идеально подходит для решения текущих задач.
  2. Возможно, где-то уже существует решение, которое позволит качественно улучшить определенный бизнес-процесс. С другой стороны, отдельные задачи невозможно решить традиционными способами — требуется креативный подход.

Поэтому управление инновациями — это сложный процесс, придающий ИТ-бизнесу способность к адаптивности. Он принесет пользу для расширения продуктового портфеля компании и освоения новых рыночных ниш.

Рассказываем о трех методологиях управления инновациями. 

 

ТРИЗ: преодолеваем тупиковые противоречия

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач, — методология совершенствования технических систем, которая получила популярность еще в 40-50-х годах прошлого века благодаря трудам советского инженера-изобретателя Генриха Альтшуллера.

Суть: при создании любых инновационных систем изобретатель периодически сталкивается с противоречиями, которые кажутся тупиковыми. Задача исследователя на этом этапе — проанализировать закономерность развития системы и переформулировать условия задачи так, чтобы отсечь бесперспективные и неэффективные решения.

В основе методологии ТРИЗ — набор приемов и шаблонов для выявления и устранения противоречий в системе, с которой связана задача. 

Со временем область применения ТРИЗ расширилась: помимо решения технических задач ее стали использовать для решения задач повышенной сложности, требующих креативности. Это стало особенно важно сегодня, поскольку в современном мире существует тренд на конвергенцию, и разделение систем на технические и нетехнические становится достаточно условным.

ТРИЗ оперирует понятием идеального конечного решения (ИКР) — описания ситуации, когда системы как таковой еще нет, но ее функция выполняется. То есть мы формулируем исходную проблему и конечное идеальное решение, для достижения которого необходимо преодолеть ряд противоречий. 

В ИТ таких ситуаций с противоречием и идеальным решением очень много: 

  • платформы для шеринговых сервисов — когда такси нет, а пассажиры доставлены в нужный пункт;
  • системы no-code — когда нет программистов, а нужное бизнес-пользователю приложение написано;
  • интеллектуальный ассистент с технологией распознавания речи — когда пользователи не могут набрать и отослать текст традиционным «ручным» способом, а сообщение создано и отправлено по назначению.

ТРИЗ применяется многими технологическими корпорациями.

Например, Samsung использовал ее при конструировании робота-пылесоса и проектировании ЖК-экрана. Intel — при изготовлении микрочипов, когда необходимо было найти технологию надежного удаления пузырьков воздуха перед травлением. 

 

Дизайн-мышление: ставим себя на место пользователя

Дизайн-мышление (Design Thinking) — методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на креативном, а не на аналитическом подходе.

Отход от аналитического мышления и критического анализа в сторону творческого процесса позволяет изобретателю выйти за плоскость привычных и очевидных идей в поисках неожиданного, но в данном случае идеального решения проблемы. 

Дизайн-мышление относят к юзероцентричным методам — то есть ориентированным на человека и социум, а не на бизнес-задачи.

Ключевые вопросы, которые задает себе изобретатель:

  • «Кто будет пользоваться моей системой?»,
  • «Как моя система повлияет на условия жизни людей?».

Суть: работа над инновацией здесь начинается с этапа эмпатии, а анализ и определение проблемы, генерация идей, прототипирование и выбор лучшего решения просходят после.

В основе методологии — четыре постулата:

  1. Правило человечности напоминает о социально-ориентированном характере любой инновационной деятельности независимо от ее контекста. 
  2. Правило неопределенности требует экспериментировать и смотреть на привычные вещи по-новому.
  3. Правило редизайна говорит о том, что создание нового — это модернизация уже существующих средств для наилучшего удовлетворения неизменных потребностей человека в новых условиях. 
  4. Правило осязаемости означает, что воплощать идеи следует на практике, в форме прототипов.

Основные идеи методологии были сформулированы профессором Джоном Арнольдом и развиты Гербертом Саймоном в 1960-х годах. В 2004 году был основан Стэнфордский институт дизайна (Stanford d.school), сотрудники которого продвигают идею дизайн-мышления и разрабатывают методы, позволяющие применять навыки креативности к самым разнообразным областям.

Сегодня эта методология может быть полезна в ИТ, инженерии, образовании, в построении карьеры — и повседневной жизни.

Широко известен пример Московского метрополитена, где благодаря дизайн-мышлению был создан Центр обеспечения мобильности пассажиров. До конца осознать, с какими проблемами сталкиваются в метро пассажиры на инвалидных колясках, стало возможным только на этапе эмпатии.

General Electric при конструировании аппаратов МРТ выяснили причины страха детей при прохождении исследования (резкие звуки, замкнутое пространство) и постарались минимизировать эти факторы. 

Та же эмпатия — представление себя на месте конечного потребителя — позволяет разработчикам создавать более удобные и функциональные мобильные приложения, веб-сайты, прикладные программы. Сегодня эта тенденция хорошо заметна, например, в направлении мобильного банкинга.

 

Форсайт и рапид-форсайт: прогнозируем будущее

Форсайт (Foresight) — методология проектирования будущего, в основе которой лежит предположение, что будущее не является детерминированным.

В 1950-60-е годы в США начали проводить опросы экспертов, которым нужно было выразить свое видение будущего.

Их ответы агрегировались, и создавалась коллективная прогнозная модель. 

Позже, к 2020-м годам, возникла идея организовать совместную работу экспертов и аналитиков: появился вариант «открытой модели форсайта», вариант — рапид-форсайт (Rapid Foresight). Теперь исследователи работают в рамках коллективной сессии, где каждый участник формирует представление о будущем и принимает индивидуальные решения на определенном сегменте в рамках своих компетенций, но не видит целостной картины.

Объединив эти «кусочки мозаики», аналитики получают желаемую прогнозную модель. Важно, что при создании образа будущего рапид-форсайт позволяет максимально использовать те источники, которые в этом будущем займут влиятельные позиции: это эксперты, организации, структуры. 


Читайте по теме: Топ-3 отрасли, которые получат развитие в условиях санкций — прогноз аналитика


Форсайт и рапид-форсайт учитывают возможные изменения во всех сферах общественной деятельности: науке и технологиях, экономике, социальных и общественных отношениях, культуре. 

Такой способ применим в ИТ и может помочь в формировании нового сегмента рынка, инновационной отрасли или направления компании. Кстати, появление и популяризация многих технологических изобретений были предсказаны заранее, например: 

  • превращение видеотелефона в универсальное средство связи;
  • постановка диагнозов с помощью ЭВМ;
  • успешное решение проблемы спама.

Аналитики не смогли спрогнозировать только точные даты этих событий. Поэтому разовые технологические прогнозы должны систематически уточняться. 

 

Каким методам следовать и как их внедрять?

Методология ТРИЗ поможет ИТ-компании решить задачи, связанные с противоречиями — например, при доработке и оптимизации программного продукта. Фактически работа архитектора крупного ИТ-решения в большинстве случаев связана как раз с необходимостью разрешать противоречия.

Опыта системного внедрения ТРИЗ в работу компаний в России пока не так много, в основном это компетенции:

  • подразделений инноваций,
  • отдельных специалистов,
  • инновационно ориентированных топ-менеджеров,
  • собственников компаний. Они проходят обучение методологии, а затем применяют ее в своем бизнесе или в рамках рабочей деятельности. 

Таким образом, этапы внедрения ТРИЗ — это путь от формирования экспертизы на уровне компании к полномасштабному использованию методологии в бизнес-деятельности:

  1. Обучение достаточного количества заинтересованных лиц, которые смогут прменять методологию в работе каждый день.
  2. Выделение «чемпионов» — специалистов, активно использующих ТРИЗ и заинтересованных в передаче опыта другим, например в рамках подразделения.
  3. Формирование экспертной группы специалистов по ТРИЗ, которая станет ценным ресурсом компании и будет готова помочь любому подразделению.
  4. Применение ТРИЗ в производственных и бизнес-процессах компании. 

Дизайн-мышление помогает при решении задач, которые связаны с обеспечением удобства конечных пользователей. В ИТ это рабочий инструмент:

  • менеджеров по продукту (Product Manager),
  • руководителей проектных команд (Project Manager).

Они решают определенные бизнес-задачи, анализируя потребности внешнего или внутреннего заказчика. 

Применительно к Design Thinking можно рассматривать этапы внедрения в компании, аналогичные методологии ТРИЗ. 

Форсайт — это по сути методология проектирования будущего. Она будет особенно полезна для управленцев и ключевых экспертов компании, которые занимаются стратегическим планированием и аналитическим прогнозированием. 

Начинать внедрение методологии, разумеется, нужно с обучения. Следующий этап — наработка практики его использования и развитие экспертности. 

Источник: Rusbase

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар iTrend «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

19 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов». Организаторы — коммуникационное агентство iTrend, ассоциация РУССОФТ и консалтинговая группа BITOBE.

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 
Все новости iTrend