Свой открытый код

На фоне ограничений в сфере проприетарного зарубежного ПО и запроса со стороны бизнеса на его замещение интерес к открытому программному обеспечению в РФ будет неизбежно расти. Open Source и раньше был в фокусе внимания отечественных разработчиков, но сегодня нужно пересмотреть подходы к его применению в рамках импортозамещения. Как именно это сделать, RSpectr рассказал генеральный директор компании «Аэродиск» Вячеслав Володкович.
НОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ
Ранее открытое ПО уже пытались сделать основным инструментом импортозамещения в софтверной разработке и рассматривали его как основу будущего корпуса российских программных решений для различных сегментов рынка.
Тогда этот подход встретил волну критики. Зачем вкладываться в разработку своего софта, если можно купить уже готовое, вопрошали скептики. Они указывали и на то, что Open-Source-продукция часто оказывается сырой и менее функциональной по сравнению с проприетарным ПО, а также менее проработанной с точки зрения кибербезопасности.
ТОЛЬКО В 2022 ГОДУ СЛОЖИЛАСЬ СИТУАЦИЯ, КОТОРАЯ ПРЕВРАТИЛА OPEN-SOURCE-ПОДХОД В ОДИН ИЗ БАЗОВЫХ СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ IT-ОТРАСЛИ
Однако с учетом резких перемен в развитии экономики его реализация потребует выполнения ряда обязательных условий, которые ранее не носили критически важного характера.
Например, сегодня стало абсолютно ясно, что разработать по-настоящему независимый IT-продукт можно не на любой платформе, а только на отечественной, созданной по принципам технологического суверенитета.
ПРИЧИНЫ НА ПОВЕРХНОСТИ
Уязвимости, закладки и прочие незадекларированные возможности как неотъемлемая часть любых проприетарных продуктов – лишь вершина айсберга рисков, возникающих при использовании импортных решений. Сегодня стало очевидно, что без управления процессом разработки на всех стадиях нужного результата не достичь.
ДАЖЕ В САМЫХ РАЗВИТЫХ OPEN-SOURCE-СООБЩЕСТВАХ АБСОЛЮТНОЙ ОТКРЫТОСТИ И СВОБОДНОГО ОТ ОГРАНИЧЕНИЙ ТВОРЧЕСТВА НЕ СУЩЕСТВУЕТ
Любой проект на основе открытого ПО так или иначе курируется определенным интеллектуальным ядром: это пул идейных вдохновителей и core-разработчиков, который составляет базу подобного продукта или платформы.
Этот пул всегда находится в определенной стране, он всегда заинтересован в каком-то векторе проекта и координирует весь процесс его развития. Подобная модель справедлива в отношении любой серьезной Open-Source-инициативы.
ГАРАНТИЙ ТОГО, ЧТО В ЛЮБОЙ МОМЕНТ РОССИЮ НЕ ОТКЛЮЧАТ ОТ УЧАСТИЯ В СООБЩЕСТВЕ ИЛИ ОТКРЫТЫХ ПЛАТФОРМ В РАМКАХ ОЧЕРЕДНОГО ВИТКА САНКЦИЙ, НИКТО ПРЕДОСТАВИТЬ НЕ МОЖЕТ
Также мы хорошо помним адресную раздачу уязвимостей и различных зловредов в обновлениях открытого ПО, предназначенных специально для пользователей из РФ в начале прошлого года. Таким образом, Open Source – не панацея, его придется создавать и полностью развивать нам самим.
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА
Классический рецепт успешного подхода в этом направлении прост: 0,01% core-разработчиков и энтузиастов проекта пишут 80% базового кода, который далее развивается остальными 99,9% участников до состояния рабочих версий софта.
Их мотивирует либо потребность в функциональности открытого программного продукта, либо желание прокачать свои навыки и получить опыт работы в живом проекте.
Единственная, но довольно большая проблема здесь – как обеспечить участие самых главных 0,01%? Людей, которые умеют и хотят писать код, в РФ много, но проблема в том, что самые компетентные из них чаще всего создают продукты Enterprise-уровня или работают над созданием проприетарных вендорских решений. Увлечь их проектом на открытом ПО крайне сложно.
ПРИВЛЕКАТЬ КОМПЕТЕНТНЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОТКРЫТОЕ ПО МОЖНО, ПРЕДОСТАВИВ ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ РАБОТАТЬ С АКТУАЛЬНЫМ СТЕКОМ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ПРИВЛЕКАЯ УНИКАЛЬНЫМ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ ПРОЕКТОМ, А ТАКЖЕ СВЕРХИНТЕРЕСНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТЬЮ
Вторая опция – привлекать на работу с Open-Source-новичков, давая им стимул и все необходимые возможности развиваться.
Пока полностью созданного в России открытого ПО не существует, все отечественные разработки в этом направлении хотя бы частично основаны на базовых фрагментах кода международного.
Чтобы появился полностью свой, нативный в масштабах национальной IT-отрасли Open-Source-проект, должны быть запущены инициативы, которые привлекут внимание тех самых 0,01% core-разработчиков и будут интересны и массовому сегменту программистов.
Нужно обеспечить необходимые условия для «перекрестного опыления»:
- сообщество обогащается новыми кадрами для развития решений, в перспективе – для создания новых продуктов;
- бизнес приобретает доступ к необходимым IT-продуктам;
- государство получает импортозамещение на основе отечественных безопасных платформ.
При этом одной из главных выигрышных сторон такого подхода является его способность не только экономить средства на разработку, но и значительно ускорять ее за счет гибкого подхода к организации процесса, а также массовости.
ЕСТЬ НА ЧТО ОПИРАТЬСЯ
У нас есть опыт успешных Open-Source-инициатив – сегменты СУБД и инструментов управления контейнерами успешно заполнены российскими открытыми решениями PostgreSQL, ClickHouse и Deckhouse.
Этот опыт дает очень хорошие шансы на успешное закрытие потребностей в программных решениях для IT-инфраструктуры в области ПО для виртуализации, инструментов управления системами хранения данных, мониторинга, а также средств резервного копирования. Особо стоит выделить задачу создания софта для управления репозиторием кода.
Почему у упомянутых проектов получилось? Сыграла роль востребованность программного продукта реальным бизнесом, установление четких и понятных правил работы над кодом в данных сообществах, а также продуманная структура их организации и дорожная карта развития продуктов.
OPEN SOURCE – ТАКАЯ ЖЕ СЕРЬЕЗНАЯ РАБОТА, КАК И ЛЮБАЯ ДРУГАЯ РАЗРАБОТКА ПО, ПОЭТОМУ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖЕН ПОНЯТНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ НОВИЧКА В СООБЩЕСТВЕ
Специалисты должны понимать, куда они приходят, где их стартовая точка, в каких направлениях они могут двигаться, какие рубежи на этом пути и в какие сроки достижимы. Поэтому важно прописать, кто и как оценивает новый код, по каким критериям его принимают и включают в состав продукта.
Кроме того,
В РАМКАХ OPEN-SOURCE-ПРОЕКТА БЕЗ ПОДРОБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НИ ОДИН ПРОДУКТ НЕ «ВЫСТРЕЛИТ»
Сам по себе код никому не нужен, необходимо давать пользователям все инструменты для его развертывания, эксплуатации и поддержки.
Все эти принципы тиражируемы из проекта в проект, различаются они только строгостью применения и глубиной проработки, поэтому здесь больших проблем при старте работы над открытым ПО возникать не должно.
ВЕРХНЕУРОВНЕВАЯ МОТИВАЦИЯ
В сложившихся условиях очень большую роль будет играть инициатива государства, активность по идеологической проработке и развитию престижа участия в отечественных Open-Source-проектах.
РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ИНФОРМИРОВАНИИ IT-ОТРАСЛИ И БИЗНЕСА О ТАКИХ ИНИЦИАТИВАХ В РАМКАХ ЧЕТКОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ: ВЕБИНАРЫ, КОНФЕРЕНЦИИ И ВСТРЕЧИ ВЖИВУЮ, ВЫКЛАДЫВАНИЕ РЕСУРСОВ И НАРАБОТОК В ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП
Нужно популяризировать это направление, превращая его в социальное движение, заражать людей идеей причастности к созданию реально востребованного популярного продукта.
Уже сейчас крупные российские IT-компании Open-Source-инициативы успешно запускают, но делают это в режиме «кому надо, тот узнает». Но настоящее развитие возможно только в рамках идеологического манифеста, который запустит осознанное развитие в масштабах отрасли.
ЭТО ПОЗВОЛИТ РАСКОНСЕРВИРОВАТЬ ЗАМОРОЖЕННЫЕ ПРОЕКТЫ С ОТКРЫТЫМ КОДОМ, ЗАПУСТИТЬ НОВЫЕ, А ТАКЖЕ ОБЕСПЕЧИТЬ ИНТЕРЕС НЕОБХОДИМОГО КОЛИЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛОВ
Это тот самый случай, когда идеология является решающим компонентом в развитии конкретной бизнес-инициативы, которая носит стратегический характер.
Источник: Rspectr.com
«Стратегия развития Telegram-канала ИТ-компании»: запись онлайн-встречи MCIO и iTrend
25 октября 2023iTrend начал работу с одним из лидеров российского рынка разработки решений на базе нейросетей — компанией «Наносемантика»
20 сентября 2023«Наносемантика» входит в ТОП-10 российских компаний, занимающихся нейросетями, по версии CNews.
Стоп-фразы, или Что никогда нельзя писать в текстах - разбираем на VC
20 сентября 2023Вот лишь поверхностным взглядом слова и фразы-мусор, которые мы стараемся не допускать в текстах.
Маркировка рекламы создаст новую профессию? Комментируем тему для Ъ
13 сентября 2023Рекламщикам понадобились маркировщики: новые правила создали новую специальность
Как мемы и юмор помогают бизнесу. Комментируем для "Делового Петербурга"
29 августа 2023Digital–директор iTrend Ася Шабалина поделилась своим мнением об использовании мемов и юмора в маркетинге.