2 февраля 2023

Свой открытый код

На фоне ограничений в сфере проприетарного зарубежного ПО и запроса со стороны бизнеса на его замещение интерес к открытому программному обеспечению в РФ будет неизбежно расти. Open Source и раньше был в фокусе внимания отечественных разработчиков, но сегодня нужно пересмотреть подходы к его применению в рамках импортозамещения. Как именно это сделать, RSpectr рассказал генеральный директор компании «Аэродиск» Вячеслав Володкович.

НОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ

Ранее открытое ПО уже пытались сделать основным инструментом импортозамещения в софтверной разработке и рассматривали его как основу будущего корпуса российских программных решений для различных сегментов рынка.

Тогда этот подход встретил волну критики. Зачем вкладываться в разработку своего софта, если можно купить уже готовое, вопрошали скептики. Они указывали и на то, что Open-Source-продукция часто оказывается сырой и менее функциональной по сравнению с проприетарным ПО, а также менее проработанной с точки зрения кибербезопасности.

ТОЛЬКО В 2022 ГОДУ СЛОЖИЛАСЬ СИТУАЦИЯ, КОТОРАЯ ПРЕВРАТИЛА OPEN-SOURCE-ПОДХОД В ОДИН ИЗ БАЗОВЫХ СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ IT-ОТРАСЛИ

Однако с учетом резких перемен в развитии экономики его реализация потребует выполнения ряда обязательных условий, которые ранее не носили критически важного характера.

Например, сегодня стало абсолютно ясно, что разработать по-настоящему независимый IT-продукт можно не на любой платформе, а только на отечественной, созданной по принципам технологического суверенитета.

ПРИЧИНЫ НА ПОВЕРХНОСТИ

Уязвимости, закладки и прочие незадекларированные возможности как неотъемлемая часть любых проприетарных продуктов – лишь вершина айсберга рисков, возникающих при использовании импортных решений. Сегодня стало очевидно, что без управления процессом разработки на всех стадиях нужного результата не достичь.

ДАЖЕ В САМЫХ РАЗВИТЫХ OPEN-SOURCE-СООБЩЕСТВАХ АБСОЛЮТНОЙ ОТКРЫТОСТИ И СВОБОДНОГО ОТ ОГРАНИЧЕНИЙ ТВОРЧЕСТВА НЕ СУЩЕСТВУЕТ

Любой проект на основе открытого ПО так или иначе курируется определенным интеллектуальным ядром: это пул идейных вдохновителей и core-разработчиков, который составляет базу подобного продукта или платформы.

Этот пул всегда находится в определенной стране, он всегда заинтересован в каком-то векторе проекта и координирует весь процесс его развития. Подобная модель справедлива в отношении любой серьезной Open-Source-инициативы.

ГАРАНТИЙ ТОГО, ЧТО В ЛЮБОЙ МОМЕНТ РОССИЮ НЕ ОТКЛЮЧАТ ОТ УЧАСТИЯ В СООБЩЕСТВЕ ИЛИ ОТКРЫТЫХ ПЛАТФОРМ В РАМКАХ ОЧЕРЕДНОГО ВИТКА САНКЦИЙ, НИКТО ПРЕДОСТАВИТЬ НЕ МОЖЕТ

Также мы хорошо помним адресную раздачу уязвимостей и различных зловредов в обновлениях открытого ПО, предназначенных специально для пользователей из РФ в начале прошлого года. Таким образом, Open Source – не панацея, его придется создавать и полностью развивать нам самим.

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА

Классический рецепт успешного подхода в этом направлении прост: 0,01% core-разработчиков и энтузиастов проекта пишут 80% базового кода, который далее развивается остальными 99,9% участников до состояния рабочих версий софта.

Их мотивирует либо потребность в функциональности открытого программного продукта, либо желание прокачать свои навыки и получить опыт работы в живом проекте.

Единственная, но довольно большая проблема здесь – как обеспечить участие самых главных 0,01%? Людей, которые умеют и хотят писать код, в РФ много, но проблема в том, что самые компетентные из них чаще всего создают продукты Enterprise-уровня или работают над созданием проприетарных вендорских решений. Увлечь их проектом на открытом ПО крайне сложно.

ПРИВЛЕКАТЬ КОМПЕТЕНТНЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОТКРЫТОЕ ПО МОЖНО, ПРЕДОСТАВИВ ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ РАБОТАТЬ С АКТУАЛЬНЫМ СТЕКОМ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ПРИВЛЕКАЯ УНИКАЛЬНЫМ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ ПРОЕКТОМ, А ТАКЖЕ СВЕРХИНТЕРЕСНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТЬЮ

Вторая опция – привлекать на работу с Open-Source-новичков, давая им стимул и все необходимые возможности развиваться.

Пока полностью созданного в России открытого ПО не существует, все отечественные разработки в этом направлении хотя бы частично основаны на базовых фрагментах кода международного.

Чтобы появился полностью свой, нативный в масштабах национальной IT-отрасли Open-Source-проект, должны быть запущены инициативы, которые привлекут внимание тех самых 0,01% core-разработчиков и будут интересны и массовому сегменту программистов.

Нужно обеспечить необходимые условия для «перекрестного опыления»:

  • сообщество обогащается новыми кадрами для развития решений, в перспективе – для создания новых продуктов;
  • бизнес приобретает доступ к необходимым IT-продуктам;
  • государство получает импортозамещение на основе отечественных безопасных платформ.

При этом одной из главных выигрышных сторон такого подхода является его способность не только экономить средства на разработку, но и значительно ускорять ее за счет гибкого подхода к организации процесса, а также массовости.

ЕСТЬ НА ЧТО ОПИРАТЬСЯ

У нас есть опыт успешных Open-Source-инициатив – сегменты СУБД и инструментов управления контейнерами успешно заполнены российскими открытыми решениями PostgreSQL, ClickHouse и Deckhouse.

Этот опыт дает очень хорошие шансы на успешное закрытие потребностей в программных решениях для IT-инфраструктуры в области ПО для виртуализации, инструментов управления системами хранения данных, мониторинга, а также средств резервного копирования. Особо стоит выделить задачу создания софта для управления репозиторием кода.

Почему у упомянутых проектов получилось? Сыграла роль востребованность программного продукта реальным бизнесом, установление четких и понятных правил работы над кодом в данных сообществах, а также продуманная структура их организации и дорожная карта развития продуктов.

OPEN SOURCE – ТАКАЯ ЖЕ СЕРЬЕЗНАЯ РАБОТА, КАК И ЛЮБАЯ ДРУГАЯ РАЗРАБОТКА ПО, ПОЭТОМУ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖЕН ПОНЯТНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ НОВИЧКА В СООБЩЕСТВЕ

Специалисты должны понимать, куда они приходят, где их стартовая точка, в каких направлениях они могут двигаться, какие рубежи на этом пути и в какие сроки достижимы. Поэтому важно прописать, кто и как оценивает новый код, по каким критериям его принимают и включают в состав продукта.

Кроме того,

В РАМКАХ OPEN-SOURCE-ПРОЕКТА БЕЗ ПОДРОБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НИ ОДИН ПРОДУКТ НЕ «ВЫСТРЕЛИТ»

Сам по себе код никому не нужен, необходимо давать пользователям все инструменты для его развертывания, эксплуатации и поддержки.

Все эти принципы тиражируемы из проекта в проект, различаются они только строгостью применения и глубиной проработки, поэтому здесь больших проблем при старте работы над открытым ПО возникать не должно.

ВЕРХНЕУРОВНЕВАЯ МОТИВАЦИЯ

В сложившихся условиях очень большую роль будет играть инициатива государства, активность по идеологической проработке и развитию престижа участия в отечественных Open-Source-проектах.

РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ИНФОРМИРОВАНИИ IT-ОТРАСЛИ И БИЗНЕСА О ТАКИХ ИНИЦИАТИВАХ В РАМКАХ ЧЕТКОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ: ВЕБИНАРЫ, КОНФЕРЕНЦИИ И ВСТРЕЧИ ВЖИВУЮ, ВЫКЛАДЫВАНИЕ РЕСУРСОВ И НАРАБОТОК В ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП

Нужно популяризировать это направление, превращая его в социальное движение, заражать людей идеей причастности к созданию реально востребованного популярного продукта.

Уже сейчас крупные российские IT-компании Open-Source-инициативы успешно запускают, но делают это в режиме «кому надо, тот узнает». Но настоящее развитие возможно только в рамках идеологического манифеста, который запустит осознанное развитие в масштабах отрасли.

ЭТО ПОЗВОЛИТ РАСКОНСЕРВИРОВАТЬ ЗАМОРОЖЕННЫЕ ПРОЕКТЫ С ОТКРЫТЫМ КОДОМ, ЗАПУСТИТЬ НОВЫЕ, А ТАКЖЕ ОБЕСПЕЧИТЬ ИНТЕРЕС НЕОБХОДИМОГО КОЛИЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛОВ

Это тот самый случай, когда идеология является решающим компонентом в развитии конкретной бизнес-инициативы, которая носит стратегический характер.

Источник: Rspectr.com

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 прошел открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend