Стартовал эксперимент по маркировке радиоэлектроники
С 1 декабря 2023 г. стартовал эксперимент по маркировке отдельных видов радиоэлектронной продукции. Эксперимент затрагивает производителей розеток, ламп, светотехники, фонарей и других устройств.
Постановление о начале эксперимента подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Бизнес принимает в нем участие добровольно. Коды маркировки производители и другие участники цепочки поставок получают бесплатно.
Оператором эксперимента выступает ООО "Оператор-ЦРПТ" ("Честный знак"). Уполномоченные за проведение эксперимента - Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по аккредитации и Федеральная служба безопасности.
До 10 февраля 2024 г. Минпромторг должен утвердить требования к информационной системе и защите информации, разработать и утвердить методические рекомендации по проведению эксперимента и план-график.
Устройства, производители которых могут участвовать в эксперименте, перечислены в документе. К ним относятся выпрямители, статические преобразователи, реле на напряжение не более 1000 В, штепсели и розетки, соединители и контактные элементы для проводов и кабелей на напряжение не более 1000 В, лампы накаливания, светодиодные источники света, светодиоды, фонари, светильники и осветительное оборудование, полупроводниковые фоточувствительные приборы и другие устройства.
Алексей Самыгин, старший юрист Национального центра интеллектуального капитала (НЦИК), объяснил ComNews, как работает система маркировки. Производитель или импортер наносит марку с уникальным кодом на товар, и на каждом этапе движения - от отгрузки со склада производителя до покупки конечным потребителем - марку сканируют, а сведения, полученные при сканировании, загружаются в единую информационную систему. Маркировка помогает проверить подлинность товара и проследить его путь от производства до прилавка.
До проведения эксперимента Центр развития перспективных технологий ("Оператор-ЦРПТ") сообщил, что почти 40 компаний готовы поучаствовать. ООО "Энергоинжиниринговая компания "Энерком" (эксперт в энергосберегающих решениях для промышленных предприятий) и ООО "РуСИД" (российский производитель светодиодов) подтвердили ComNews участие в эксперименте. "Чем раньше бизнес присоединится к тестированию, тем более эффективно можно организовать процессы маркировки на предприятии. В ходе эксперимента участники смогут протестировать различные технические решения и повлиять на формирование наиболее комфортных условий для внедрения системы в отрасли. Убежден, что активное участие бизнеса во всех процессах, способствующих развитию отечественного производства, необходимо для развития отрасли", - рассказал генеральный директор "РуСИДа" Дмитрий Аникин. Он относится к инициативе положительно и считает, что внедрение маркировки поможет защитить клиентов от подделок и обеспечит им безопасность при использовании светотехнической продукции. Кроме того, маркировка стимулирует развитие отечественного производства, так как контрафактные товары будет легче выявлять и устранять.
Алексей Самыгин, старший юрист НЦИК, объяснил, что исходя из сведений сайта "Честный знак", любой товар, который не имеет марки с уникальным кодом, считается контрафактным. В то же время Гражданский кодекс понимает под контрафактом товары или услуги, которые маркированы зарегистрированным товарным знаком незаконно - без согласия правообладателя товарного знака, действующего на территории России (п.1 ст.1515 ГК РФ). Товарные знаки нужны, чтобы потребитель понимал, чей товар или услугу он приобретает.
"В комбинации система маркировки и товарные знаки должны сделать товарооборот в отрасли радиоэлектронной продукции более подконтрольным оригинальным производителям и импортерам, более прозрачным для потребителя. По отдельности эти механизмы также будут показывать результат, но не так эффективно", - считает Алексей Самыгин.
Основатель и продюсер разработчика и производителя робототехнических EdTech-наборов АО "РОББО" Павел Фролов считает, что пока нет прописанных требований к информационной системе, методических рекомендаций и плана-графика, рано прогнозировать пользу и результаты эксперимента. "Особой необходимости в маркировке электроники нет, ее обычно не подделывают, потому что производство такого оборудования - сложный технологический процесс. Тот же, кто сможет подделать целое устройство, справится и с подделкой маркировки - для него это будет тривиальной задачей", - считает Павел Фролов.
Источник: Comnews
Коммуникации компаний на Хабре: привлекаем внимание IT-специалистов. Вебинар Хабра и iTrend
10 сентября 202424 сентября в 16:00 Хабр и коммуникационное агентство iTrend проведут открытый вебинар, в рамках которого эксперты поделятся своим опытом ведения блога на самой популярной технологической площадке.
iTrend организует панельную дискуссию «Российские ИТ на глобальном рынке: стратегия выживших» на Международном технологическом Конгрессе-2024
2 сентября 2024Ключевые игроки ИТ-отрасли и представители профессиональных ассоциаций обсудят перспективы российского технологического бизнеса в контексте расширения БРИКС.
iTrend начал работу с DCLogic
21 августа 2024iTrend начал работу с DCLogic. Компания входит в топ-10 самых эффективных ИТ-компаний страны 2023 года, а также в топ-100 крупнейших интеграторов и разработчиков отечественного ПО по версии CNews.
iTrend выступит информационным партнером Международного технологического Конгресса-2024
20 августа 2024Мероприятие пройдет с 17 по 19 сентября 2024 года в Конгрессно-выставочном центре «Патриот» (Московская область).
iTrend проведет дискуссию о маркетинге и PR в ИТ на ИТ-форуме РУССОФТ
15 августа 20248-10 сентября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится ИТ-форум РУССОФТ-2024, приуроченный к 25-летнему юбилею Ассоциации.