8 октября 2022

Софт среди чужих

Давний вопрос, стоящий перед заказчиками софта, – создавать IT-продукт с нуля собственными силами или приобрести у вендора, обострился в условиях срочного импортозамещения. Многие сейчас повернулись в сторону inhouse (собственной) разработки, отмечают эксперты. Об экономических затратах и рисках такого пути – в материале RSpectr.

КАДРЫ РЕШАТ

Как сообщил на конференции «Российское ПО: вызовы нового времени и поиск новых решений» 27 сентября директор заказной разработки «Девелоника» (ГК «Софтлайн») Виктор Алгазин, практически любое предприятие приходит к мысли о том, что предпочтительнее создавать собственные IT-продукты, чем покупать типовые решения. Это может быть дороже, но будет точно отвечать потребностям бизнеса, пояснил эксперт.

Он отметил, что

У БОЛЬШИНСТВА КОМПАНИЙ ТАК ИЛИ ИНАЧЕ ВЫДЕЛЕНА ФУНКЦИЯ СОЗДАНИЯ ИЛИ РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВЫХ ПРОДУКТОВ

И этот тренд появился не вчера. Вместе с тем формированию таких подразделений мешал кадровый голод. «На IТ-рынке было крайне мало нормальных специалистов или они были недоступны по бюджету», – сказал Виктор Алгазин. Но с конца февраля ситуация изменилась – многие из тех, кто работал на проектах для иностранных компаний, не смогли или не захотели покинуть страну.

Виктор Алгазин, «Девелоника»:

 Январский и мартовский рынок труда кардинально различаются. Сейчас компании повернулись в сторону inhouse-разработки. Я это в большей степени связываю с тем, что для них ресурс, за который раньше нужно было бороться, сейчас стал доступен.

Руководитель проектов ГК «СиСофт» Степан Воробьев считает, что кадровый дефицит никуда не ушел. Ускорение цифровизации, массовое импортозамещение значительно повысили спрос на IТ-специалистов, усилив и без того заметный кадровый голод, сообщил он RSpectr. Поэтому не исключено, что создать собственное IТ-подразделение будет просто-напросто не из кого.

ЗАТРАТЫ И РИСКИ

Экономика заказной разработки внутри компании всегда менее выгодная, высказала мнение руководитель направления Solar Dozor компании «Ростелеком-Солар» Галина Рябова. По ее словам, любое стандартное потоковое производство дешевле, чем кустарное.

Галина Рябова обратила внимание на еще одну проблему инсорсинговых разработок – поддержание работоспособности системы внутри корпорации.

Галина Рябова, «Ростелеком-Солар»:

 Если из команды, которая разрабатывала продукт, уходят ключевые специалисты, то она теряет экспертизу. У компаний-разработчиков такая проблема тоже есть, но поскольку это их основная работа, то чаще всего существует доступная внутри компании замена.

Ее позицию подтверждает Степан Воробьев: «Если говорить о разработке собственных систем автоматизации, то пока ее может себе позволить только крупный бизнес из-за серьезных временных и финансовых затрат».

Еще одна проблема связана с трудозатратами на первичную аккредитацию и сертификацию по безопасности для вендоров, добавила Галина Рябова.

Ряд опрошенных RSpectr экспертов также указали на минусы разработки собственного софта. Так, директор по развитию компании Makves Дмитрий Петушков отмечает, что собственная зрелая разработка, например, по информбезопасности требует минимум год, плюс ресурсы на поддержку и тестирование продукта. Стать совершенно независимыми от закупки софта у вендора практически невозможно.

Исполнительный директор компании «Смарт-Софт» Сергей Черномашенцев считает, что

ЕСЛИ СОЗДАВАТЬ ПО СВОИМИ СИЛАМИ, ТО ПРИДЕТСЯ НАНЯТЬ КОМАНДУ ИЗ 30 ЧЕЛОВЕК

Из которых после окончания проекта полезными останутся только трое – для поддержки софта.

Также значительных затрат требует решение задач совместимости с инфраструктурой организации, сообщил RSpectr заместитель директора департамента консалтинга ГК Innostage Марат Залотдинов. Для них обычно привлекается команда вендора, однако не факт, что они будут решены быстро. Правда, сейчас разработчики сильно заинтересованы в совершенствовании и развитии своих продуктов, поэтому в большинстве случаев идут навстречу, считает эксперт.

С конца февраля по середину июня 2022 года спрос на отечественное ПО в России существенно увеличился. В некоторых категориях софта, таких как офисные приложения, ОС и системы управления данными, по некоторым сведениям, рост продаж достигал 300% относительно февраля–июня 2021 года, приводит статистику Степан Воробьев. «Это говорит о том, что российский бизнес в целом уже сделал свой выбор в пользу готового ПО. Разработчикам есть что предложить, потребителям – из чего выбрать», – говорит он. Эксперт добавил, что гибкие ценовые предложения и бесплатные пробные периоды позволяют найти и приобрести максимально выгодное решение.

СОФТ ДЛЯ КЛЮЧЕВЫХ ОБЛАСТЕЙ

Директор по управлению организационными проектами «СИБУР» Михаил Трегубенко поделился на конференции опытом своей компании.

«В самом начале цифровизации мы не пошли по пути только покупок коробочного ПО. У нас часть решений всегда от вендоров (в основном не российских), и часть решений мы делали самостоятельно – у нас достаточно большой внутренний центр компетенций», – рассказал Михаил Трегубенко.

Например, ERP-системы одного класса «СИБУР» закупил как у российских, так и у зарубежных вендоров. Что касается решений по аналитике данных, по построению модели данных, для повышения эффективности производства, то у компании есть внутренняя команда разработки.

Михаил Трегубенко добавил, что в рамках работ по импортозамещению в «СИБУРе» все IT-системы были распределены по степени риска. «Там, где уходит лицензионный софт, немедленно ищем альтернативу. Тот софт, у которого прекратилась поддержка, мы стараемся обслуживать самостоятельно, а где нет прямых рисков – зарубежное ПО продолжаем использовать», – пояснил он.

Представитель «СИБУРа» подчеркнул, что компания активно тестирует российский софт.

Михаил Трегубенко, «СИБУР»:

– При принятии решений ориентируемся на готовность IT-продукта. Где-то мы можем инвестировать и помочь коллегам в пилотировании, а где-то не можем рисковать и хотим уже работающее и апробированное решение.

В свою очередь, директор по информационным технологиям «Почта Банка» Иван Карпов считает, что большие системы (например, автоматические банковские системы, АБС) требуют десятки лет опыта. Если же речь идет о чем-то кастомном, то здесь ситуация иная. Например, для «Почта Банка», заточенного под специфику «Почты России», на рынке нет готовых решений, которые можно взять и внедрить. «Поэтому мы все делаем inhouse. Здесь тоже можно поступить по-разному – разрабатывать глубоко самим или с привлечением партнеров», – пояснил он.

Коммерческий директор компании «Аванпост» Александр Санин в разговоре с RSpectr подчеркивает, что внутренняя разработка имеет важное преимущество – она дает возможность компании полностью контролировать развитие системы, в том числе ее масштаб.

ДОВЕРЯТЬ ПРОФЕССИОНАЛАМ

Имеет смысл вкладываться во внутреннюю разработку только в случае создания узкоспециализированного ПО, например, производственного, поделился своим мнением с RSpectr основатель, директор по разработке и развитию продуктов «МойОфис» Дмитрий Комиссаров. Или когда речь идет о критических сервисах компании, непосредственно влияющих на ее бизнес-процессы, сообщил RSpectr генеральный директор ISPsystem Павел Гуральник.

НАПРИМЕР, БАНКОВСКИЕ СЕРВИСЫ, ПОРТАЛЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ – ОНИ ИНДИВИДУАЛЬНЫ, ТРЕБУЮТ ВНУТРЕННЕГО ШТАТА НА СОПРОВОЖДЕНИЕ, РАЗРАБОТКУ И ОБНОВЛЕНИЕ. ЭТО НЕ МАСШТАБИРУЕМЫЕ НА РЫНОК РЕШЕНИЯ

При этом Павел Гуральник уверен, что разработку ПО надо доверить специализированным компаниям.

Павел Гуральник, ISPsystem:

– Сейчас многие организации принимают решение делать что-то самостоятельно, потому что какой-то продукт от вендора может не соответствовать их пожеланиям в моменте. В долгосрочной перспективе это приводит к тому, что на рынке дублируются одни и те же решения. Они начинают конкурировать друг с другом, а это тормозит технологическое развитие отрасли.

Президент IW Group Алексей Синица в беседе с RSpectr отмечает: как правило,

НА СТАРТЕ ВЫГОДНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СТОРОННЕЕ ПО, НЕ СОБСТВЕННОЙ РАЗРАБОТКИ, ТО ЕСТЬ ПОКУПАТЬ ЛИЦЕНЗИИ И ИХ КАСТОМИЗИРОВАТЬ

Далее наступает этап, когда ПО выгоднее содержать внутри своей организации, развивать его. И этот inhouse-период развития также выгоден до определенного момента. Например, если решение разрастается глобально и уже нет возможности его поддерживать, развивать и сопровождать собственными силами компании, тогда проще отдать ПО на внешнее управление.

«Это всегда цикл: сегодня может быть выгоднее купить и получить максимальную эффективность от ПО, завтра – делать его самим, развивать и поддерживать, а позже – вернуть часть работ подрядчику», – заключил Алексей Синица.

Источник: Rspectr.com

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend