1 марта 2023

Школам не хватает свободного ПО

Миграция учебного процесса российской общеобразовательной школы на отечественный софт ускорилась. Вместе с тем она сталкивается с рядом проблем, одной из которых является дефицит специализированной литературы, посвященной методике эффективного применения свободного ПО (СПО) в учебном процессе. Не учитывает современные реалии и подготовка учителей в педагогических вузах, обращают внимание эксперты.

МАССОВЫЙ СКЕПСИС

Основная проблема, из-за которой многие образовательные учреждения не переходят на Open Source, – это отсутствие мотивации, отметил разработчик в области СПО, робототехники и игрофикации образования, преподаватель ИКТ-дисциплин Александр Казанцев в ходе конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе».

По его словам, хотя государство с 2012 года заявляет о необходимости технологической независимости от зарубежных софтверных компаний и об использовании в госучреждениях, к которым относятся школы, только безопасного ПО, для образовательных организаций все остается на уровне рекомендаций.

Александр Казанцев обратил внимание, что

ДАЖЕ СИТУАЦИЯ 2022 ГОДА С МАССОВОЙ ОТМЕНОЙ ЛИЦЕНЗИЙ И НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ИХ ПРОДЛЕНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НЕ ПОМОГЛА ПРОЦЕССУ ВНЕДРЕНИЯ СПО

По разным данным, к концу 2021 года 85-90% российских школ использовали ОС Windows, рассказал RSpectr руководитель региональных технологических центров Axenix (экс-Accenture) Дмитрий Горынин. Сегодня, по его словам, эта зависимость снижается, но медленно и неравномерно.

Дмитрий Горынин, Axenix:

– До 2022 года отечественные решения и Open Source внедрялись в школах в основном в пилотном режиме или точечно. Уход глобальных вендоров подтолкнул учреждения образования к ускоренному переходу на российский софт, в том числе и на СПО.

Однако многие преподаватели в педагогических вузах относятся к Open Source как к ПО второго сорта, которое недотягивает по своим характеристикам и удобству до решений от Microsoft или Adobe, и зачастую думают, что все вернется на круги своя, отметил Александр Казанцев в беседе с RSpectr. «Такой массовый скепсис приводит к нежеланию внедрять в практики обучения будущих учителей свободное ПО. То же касается и отношения к бесплатности, когда считается, что качественный софт и поддержка может быть только у коммерческих продуктов», – сказал Александр Казанцев.

Эксперт добавил, что многие преподаватели живут в реалиях десятилетней давности и не понимают, как далеко продвинулся Open Source по своим возможностям.

БОЛЬШЕ МЕТОДИЧЕК

Утвержденная базовая линейка учебников по дисциплине «Информатика» построена на Windows-совместимом ПО как примере операционной системы, обратил внимание Александр Казанцев. Что касается книг по СПО, то они издаются в минимальном количестве.

Александр Казанцев, преподаватель ИКТ-дисциплин:

– Должна быть проработанная методика подготовки/переподготовки, учебные планы и методические указания для проведения занятий на СПО в образовательных учреждениях.

На проблему дефицита специализированной литературы, посвященной методике эффективного использования СПО в школьном учебном процессе, также указал на конференции преподаватель информатики школы №1352 г. Москвы Михаил Маркушевич.

Эксперт отметил, что

МНОГИЕ ПЕДАГОГИ НЕ ИМЕЮТ НЕОБХОДИМОГО ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ КАК ПРИКЛАДНОГО, ТАК И СИСТЕМНОГО СПО В СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По словам Михаила Маркушевича, российским педагогам доступна литература, содержащая элементы методик обучения с использованием таких свободных программных сред, как Maxima, Octave, Scilab, и ряда других.

Михаил Маркушевич, школа №1352:

 Однако совершенно очевидно, что многие из свободных программных сред, которые можно успешно использовать в учебном процессе в настоящее время, не имеют соответствующих разработанных и опубликованных методик их эффективного применения.

К таким он отнес операционные системы «Альт Образование», офисный пакет LibreOffice, ПО для трехмерной компьютерной графики Blender и др.

Преподаватель также рассказал, что сам выступает в роли автора таких методик. Подготовленные им материалы содержат поурочные планы и наборы упражнений для лабораторных и домашних работ. По его словам, школьный учитель перегружен текущей работой, и при наличии структурированного материала он получает возможность сразу начать эффективно использовать СПО в учебном процессе в ситуации нехватки времени на подробное ознакомление с новыми для него программными инструментами.

Оперативная разработка и публикация таких методик – это серьезный вызов для сообщества российских специалистов и педагогов-исследователей, работающих в области применения СПО в образовательной сфере, подчеркнул эксперт.

ЕДИНЫМ ФРОНТОМ

Михаил Маркушевич полагает, что помощь могли бы оказать сообщества пользователей этих продуктов.

Александр Казанцев, в свою очередь, посетовал на отсутствие сообществ преподавателей, где они могли бы получить помощь и совет от коллег.

Он также считает, что

НЕОБХОДИМО ВЫСТРАИВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РАЗРАБОТЧИКАМИ ПО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Однако эксперт предупредил, что среди российских разработчиков софта нет сплоченности и общего понимания, в какую сторону должна двигаться отрасль, а процесс перевода школ и вузов на СПО требует единого фронта.

Любую идею надо нести в массы, подчеркнул Александр Казанцев. «Для популяризации СПО необходимо задуматься о наличии евангелистов, то есть людей, профессионально занимающихся продвижением технологий и продуктов путем написания статей, ведения блогов, проведения семинаров и вебинаров, демонстраций и презентаций, ведения переговоров и т.п. Для образовательных учреждений это должны быть специалисты, разбирающиеся как в IТ-области, так и в образовательном процессе», – сказал он.

СИТУАЦИЯ МЕНЯЕТСЯ

Основатель и продюсер компании – разработчика робототехнического комплекса для образования на СПО «РОББО» Павел Фролов в комментарии для RSpectr выразил уверенность в том, что ситуация в школах уже начинает меняться. По его словам, учителя видят, что с российскими программными продуктами работать удобнее. «Что неудивительно, так как интерфейс отечественных систем, как правило, более удобен для них. Также им облегчает жизнь обширное количество справочной информации об этом ПО на русском языке», – пояснил он.

Эксперт добавил, что

OPEN-SOURSE-ПРОДУКТЫ ПРИВЛЕКАЮТ ПЕДАГОГОВ НИЧУТЬ НЕ МЕНЬШЕ, ТАК КАК ПОЗВОЛЯЮТ ИМ БОЛЬШЕ УВЛЕЧЬ ДЕТЕЙ ПРОГРАММИРОВАНИЕМ

Школьники могут развивать эти продукты по-своему и, таким образом, заниматься творчеством.

Павел Фролов также рассказал, что в школах все активнее появляются отечественные роботы, особенно после того, как прекратились поставки Lego в Россию.

При этом школам остро не хватает отечественных аналогов образовательных онлайн-сервисов. Таких, на которых учителя могли бы размещать интерактивные задания, создавать разнообразную инфографику и другие дополнительные материалы.

Павел Фролов, «РОББО»:

– Однако российские EdTech-производители активно развиваются, поэтому нет сомнений, что педагоги смогут оценить достоинства отечественных веб-ресурсов уже довольно скоро. Появиться на рынке они могут примерно через два-три года.

Дмитрий Горынин обратил внимание на финансовые издержки на переоборудование и в целом невысокую скорость адаптации образовательных учреждений к изменениям. Требуется активное участие в этом процессе государства, в том числе заинтересованность властей на местах, заключил эксперт.

Источник: Rspectr.com

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 

Как строить личный бренд в 2024 году? Запись вебинара iTrend и РБК Компании

12 марта 2024

27 февраля 2024 года коммуникационное агентство iTrend и сервис РБК Компании провели вебинар «Новая искренность 2.0. Почему личный бренд — это тренд 2024?».

 

Проект «Облакотеки» и iTrend номинирован на премию «ЦОДы.РФ» в номинации «Креатив года»

12 марта 2024

Telegram-канал КучевыеАйТи, проект разработчика облачных сервисов «Облакотека» и коммуникационного агентства iTrend, номинирован на национальную премию «ЦОДы.РФ».

 
Все новости iTrend