Школам не хватает свободного ПО
Миграция учебного процесса российской общеобразовательной школы на отечественный софт ускорилась. Вместе с тем она сталкивается с рядом проблем, одной из которых является дефицит специализированной литературы, посвященной методике эффективного применения свободного ПО (СПО) в учебном процессе. Не учитывает современные реалии и подготовка учителей в педагогических вузах, обращают внимание эксперты.
МАССОВЫЙ СКЕПСИС
Основная проблема, из-за которой многие образовательные учреждения не переходят на Open Source, – это отсутствие мотивации, отметил разработчик в области СПО, робототехники и игрофикации образования, преподаватель ИКТ-дисциплин Александр Казанцев в ходе конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе».
По его словам, хотя государство с 2012 года заявляет о необходимости технологической независимости от зарубежных софтверных компаний и об использовании в госучреждениях, к которым относятся школы, только безопасного ПО, для образовательных организаций все остается на уровне рекомендаций.
Александр Казанцев обратил внимание, что
ДАЖЕ СИТУАЦИЯ 2022 ГОДА С МАССОВОЙ ОТМЕНОЙ ЛИЦЕНЗИЙ И НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ИХ ПРОДЛЕНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НЕ ПОМОГЛА ПРОЦЕССУ ВНЕДРЕНИЯ СПО
По разным данным, к концу 2021 года 85-90% российских школ использовали ОС Windows, рассказал RSpectr руководитель региональных технологических центров Axenix (экс-Accenture) Дмитрий Горынин. Сегодня, по его словам, эта зависимость снижается, но медленно и неравномерно.
Дмитрий Горынин, Axenix:
– До 2022 года отечественные решения и Open Source внедрялись в школах в основном в пилотном режиме или точечно. Уход глобальных вендоров подтолкнул учреждения образования к ускоренному переходу на российский софт, в том числе и на СПО.
Однако многие преподаватели в педагогических вузах относятся к Open Source как к ПО второго сорта, которое недотягивает по своим характеристикам и удобству до решений от Microsoft или Adobe, и зачастую думают, что все вернется на круги своя, отметил Александр Казанцев в беседе с RSpectr. «Такой массовый скепсис приводит к нежеланию внедрять в практики обучения будущих учителей свободное ПО. То же касается и отношения к бесплатности, когда считается, что качественный софт и поддержка может быть только у коммерческих продуктов», – сказал Александр Казанцев.
Эксперт добавил, что многие преподаватели живут в реалиях десятилетней давности и не понимают, как далеко продвинулся Open Source по своим возможностям.
БОЛЬШЕ МЕТОДИЧЕК
Утвержденная базовая линейка учебников по дисциплине «Информатика» построена на Windows-совместимом ПО как примере операционной системы, обратил внимание Александр Казанцев. Что касается книг по СПО, то они издаются в минимальном количестве.
Александр Казанцев, преподаватель ИКТ-дисциплин:
– Должна быть проработанная методика подготовки/переподготовки, учебные планы и методические указания для проведения занятий на СПО в образовательных учреждениях.
На проблему дефицита специализированной литературы, посвященной методике эффективного использования СПО в школьном учебном процессе, также указал на конференции преподаватель информатики школы №1352 г. Москвы Михаил Маркушевич.
Эксперт отметил, что
МНОГИЕ ПЕДАГОГИ НЕ ИМЕЮТ НЕОБХОДИМОГО ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ КАК ПРИКЛАДНОГО, ТАК И СИСТЕМНОГО СПО В СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По словам Михаила Маркушевича, российским педагогам доступна литература, содержащая элементы методик обучения с использованием таких свободных программных сред, как Maxima, Octave, Scilab, и ряда других.
Михаил Маркушевич, школа №1352:
– Однако совершенно очевидно, что многие из свободных программных сред, которые можно успешно использовать в учебном процессе в настоящее время, не имеют соответствующих разработанных и опубликованных методик их эффективного применения.
К таким он отнес операционные системы «Альт Образование», офисный пакет LibreOffice, ПО для трехмерной компьютерной графики Blender и др.
Преподаватель также рассказал, что сам выступает в роли автора таких методик. Подготовленные им материалы содержат поурочные планы и наборы упражнений для лабораторных и домашних работ. По его словам, школьный учитель перегружен текущей работой, и при наличии структурированного материала он получает возможность сразу начать эффективно использовать СПО в учебном процессе в ситуации нехватки времени на подробное ознакомление с новыми для него программными инструментами.
Оперативная разработка и публикация таких методик – это серьезный вызов для сообщества российских специалистов и педагогов-исследователей, работающих в области применения СПО в образовательной сфере, подчеркнул эксперт.
ЕДИНЫМ ФРОНТОМ
Михаил Маркушевич полагает, что помощь могли бы оказать сообщества пользователей этих продуктов.
Александр Казанцев, в свою очередь, посетовал на отсутствие сообществ преподавателей, где они могли бы получить помощь и совет от коллег.
Он также считает, что
НЕОБХОДИМО ВЫСТРАИВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РАЗРАБОТЧИКАМИ ПО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Однако эксперт предупредил, что среди российских разработчиков софта нет сплоченности и общего понимания, в какую сторону должна двигаться отрасль, а процесс перевода школ и вузов на СПО требует единого фронта.
Любую идею надо нести в массы, подчеркнул Александр Казанцев. «Для популяризации СПО необходимо задуматься о наличии евангелистов, то есть людей, профессионально занимающихся продвижением технологий и продуктов путем написания статей, ведения блогов, проведения семинаров и вебинаров, демонстраций и презентаций, ведения переговоров и т.п. Для образовательных учреждений это должны быть специалисты, разбирающиеся как в IТ-области, так и в образовательном процессе», – сказал он.
СИТУАЦИЯ МЕНЯЕТСЯ
Основатель и продюсер компании – разработчика робототехнического комплекса для образования на СПО «РОББО» Павел Фролов в комментарии для RSpectr выразил уверенность в том, что ситуация в школах уже начинает меняться. По его словам, учителя видят, что с российскими программными продуктами работать удобнее. «Что неудивительно, так как интерфейс отечественных систем, как правило, более удобен для них. Также им облегчает жизнь обширное количество справочной информации об этом ПО на русском языке», – пояснил он.
Эксперт добавил, что
OPEN-SOURSE-ПРОДУКТЫ ПРИВЛЕКАЮТ ПЕДАГОГОВ НИЧУТЬ НЕ МЕНЬШЕ, ТАК КАК ПОЗВОЛЯЮТ ИМ БОЛЬШЕ УВЛЕЧЬ ДЕТЕЙ ПРОГРАММИРОВАНИЕМ
Школьники могут развивать эти продукты по-своему и, таким образом, заниматься творчеством.
Павел Фролов также рассказал, что в школах все активнее появляются отечественные роботы, особенно после того, как прекратились поставки Lego в Россию.
При этом школам остро не хватает отечественных аналогов образовательных онлайн-сервисов. Таких, на которых учителя могли бы размещать интерактивные задания, создавать разнообразную инфографику и другие дополнительные материалы.
Павел Фролов, «РОББО»:
– Однако российские EdTech-производители активно развиваются, поэтому нет сомнений, что педагоги смогут оценить достоинства отечественных веб-ресурсов уже довольно скоро. Появиться на рынке они могут примерно через два-три года.
Дмитрий Горынин обратил внимание на финансовые издержки на переоборудование и в целом невысокую скорость адаптации образовательных учреждений к изменениям. Требуется активное участие в этом процессе государства, в том числе заинтересованность властей на местах, заключил эксперт.
Источник: Rspectr.com
Коммуникации компаний на Хабре: привлекаем внимание IT-специалистов. Вебинар Хабра и iTrend
10 сентября 202424 сентября в 16:00 Хабр и коммуникационное агентство iTrend проведут открытый вебинар, в рамках которого эксперты поделятся своим опытом ведения блога на самой популярной технологической площадке.
iTrend организует панельную дискуссию «Российские ИТ на глобальном рынке: стратегия выживших» на Международном технологическом Конгрессе-2024
2 сентября 2024Ключевые игроки ИТ-отрасли и представители профессиональных ассоциаций обсудят перспективы российского технологического бизнеса в контексте расширения БРИКС.
iTrend начал работу с DCLogic
21 августа 2024iTrend начал работу с DCLogic. Компания входит в топ-10 самых эффективных ИТ-компаний страны 2023 года, а также в топ-100 крупнейших интеграторов и разработчиков отечественного ПО по версии CNews.
iTrend выступит информационным партнером Международного технологического Конгресса-2024
20 августа 2024Мероприятие пройдет с 17 по 19 сентября 2024 года в Конгрессно-выставочном центре «Патриот» (Московская область).
iTrend проведет дискуссию о маркетинге и PR в ИТ на ИТ-форуме РУССОФТ
15 августа 20248-10 сентября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится ИТ-форум РУССОФТ-2024, приуроченный к 25-летнему юбилею Ассоциации.