14 января 2023

С низкого кода

Одна из главных тенденций последних лет в IT-отрасли – рост востребованности low-сode, или «низкого кода», то есть разработки с минимальным использованием кода. По прогнозу Gartner, в 2023-м мировой рынок этой технологии вырастет почти на 20% год к году. Ряд экспертов полагает, что рост low-code в России будет даже выше общемирового, в том числе и потому, что с уходом западных конкурентов для отечественных разработчиков открылись новые возможности. Другие же считают, что темпы замедлятся, так как иностранные сервисы ушли, а для появления российских понадобится время.

БЫСТРЕЕ И ДЕШЕВЛЕ

Согласно последнему прогнозу Gartner, в 2023 году мировой рынок технологий low-code-разработки достигнет 26,9 млрд долларов, увеличившись на 19,6% год к году.

Ожидается, что платформы с низким кодом (Low Code Application Platforms, LCAP) будут самым большим сегментом этого рынка. Он вырастет на 25%, достигнув почти 10 млрд долларов в 2023 году.

LOW-CODE-ПОДХОД ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СОЗДАНИИ IT-ПРОДУКТОВ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЛАТФОРМАХ БЕЗ НЕОБХОДИМОСТИ ПИСАТЬ САМ КОД ИЛИ С МИНИМАЛЬНЫМ ЕГО КОЛИЧЕСТВОМ

Такие платформы предоставляют набор блоков-компонентов, из которых можно собрать программу с нужным функционалом, рассказал RSpectr старший разработчик компании BGaming Александр Елистратов. Но там также есть возможность написания кода для исключительных ситуаций. «Самый простой пример: есть готовый блок, который отображает время. Но если нужно, чтобы было не только время, но и дата, то потребуется написать код», – пояснил он.

Как сообщил RSpectr руководитель направления «Автоматизация бизнес-процессов» компании «КРОК» Дмитрий Перепонов,

LOW-CODE СИЛЬНО СОКРАЩАЕТ СРОК ВЫВОДА НОВОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ИЛИ ЕГО ДОРАБОТОК ДО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ И ТРЕБУЕТ МЕНЕЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ПРОСТОЙ И СРЕДНЕЙ СЛОЖНОСТИ

В современных условиях, когда компаниям нужно быстро перейти на импортонезависимые продукты, вопрос быстрой разработки и миграции становится особенно острым, подчеркнул в комментарии для RSpectr исполнительный директор компании Directum Константин Истомин.

В условиях цифровой трансформации требуется постоянно улучшать качество процессов, автоматизировать задачи, добавил в разговоре с RSpectr президент компании «ДоксВижн» Владимир Андреев. По его словам, это проще и легче сделать с low-code, чем покупать отдельные решения.

Владимир Андреев, «ДоксВижн»:

– Low-codeприложения дают заказчику все преимущества opensourceподхода и полностью снимают с разработчика самую сложную часть программирования, связанную с архитектурой системы в целом.

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ

Руководитель практики BPM компании iFellow Владимир Таранченко в беседе с RSpectr предположил, что

СКОРОСТЬ РОСТА LOW-CODE В РОССИИ БУДЕТ ДАЖЕ ВЫШЕ ОБЩЕМИРОВОЙ

Владимир Таранченко, iFellow:

 С уходом западных конкурентов для российских разработчиков открылись новые возможности. Многие отечественные вендоры сейчас перестраивают взаимодействие с партнерами, усиливают разработку продуктов.

Основатель компании «Неотех» Феликс Хачатрян, напротив, считает, что в России этот подход развивается более медленными темпами. Как сообщил он RSpectr, иностранные сервисы ушли, а для появления российских понадобится некоторое время.

Не видит выраженный тренд на применение низкого кода в России и директор по продуктам компании Goodt (входит в группу ЛАНИТ) Константин Саратцев. По его мнению, рынок будет расти, но не экспоненциально. «Предстоит пересобрать архитектуру, на которой можно было бы строить low-code-решения», – пояснил эксперт.

В беседе с RSpеctr он добавил, что

РОССИЙСКОМУ IT-СООБЩЕСТВУ ПРЕДСТОИТ ПОРАБОТАТЬ НАД ТЕМ, ЧТОБЫ LOW-CODE НАЧАЛИ ВОСПРИНИМАТЬ НЕ КАК ОПЦИЮ, А КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПЕРЕСТРОЙКИ И АДАПТАЦИИ РЫНКА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ

Для этого нужно организовывать качественное обучение, проводить конференции.

Константин Саратцев, Goodt:

 Нужна промежуточная модель, которая обеспечила бы, с одной стороны, быструю и недорогую разработку новых решений, а с другой  позволила бы строить их поверх текущей архитектуры, а не сбоку от нее.

Именно в этой точке в России и применим low-code, уверен он.

ДОРОГИЕ КАДРЫ

Нехватка квалифицированных IT-кадров стала дополнительным триггером к развитию этого сегмента в России, рассказал RSpectr генеральный директор компании Zerocoder Кирилл Пшинник.

Сегодня, по его словам, low-code-специалисты – это в основном фрилансеры, работающие преимущественно в проектной деятельности. Однако все больше крупных компаний внедряют подобные решения и ищут сотрудников в штат.

Кроме того, программисты стоят все дороже и дороже, обратил внимание в комментарии для RSpectr директор по развитиюкомпании GoodsForecast Сергей Котик. «Поэтому и растет потребность в инструментах, которые позволяли бы если уж не самостоятельно создавать программы, выстраивать последовательности вычислений, то хотя бы быстро настраивать нужные алгоритмы из заранее подготовленных смысловых блоков», – сказал Сергей Котик.

Менеджер по продуктам компании «Сиссофт» Егор Трисеев при этом подчеркивает:

ЕСТЬ ОШИБОЧНОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ВНЕДРЕНИЕ LOW-CODE ПОЗВОЛЯЕТ СОВСЕМ НЕ НАНИМАТЬ РАЗРАБОТЧИКОВ

«Это совсем не так. Без них нельзя интегрировать разработанное на базе low-code приложение в инфраструктуру или быстро масштабировать его на большую аудиторию», – пояснил он RSpectr.

ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ И РЕШИТЬ

Самое очевидное применение низкого кода – разработка приложений для автоматизации пользовательских процессов: от уведомлений сотрудников о необходимости проверить наличие товаров на полке магазина до исследования данных и формирования регулярных отчетов, привел пример Сергей Котик. Далее – разработка сайтов, систем управления задачами, мобильных приложений, чат-ботов и других инструментов, повышающих эффективность операционных процессов, продаж и коммуникаций с клиентами. Системы бизнес-планирования тоже можно собирать по принципу конструктора, отметил эксперт.

С помощью решений low-code можно эффективно тестировать новые подходы, отслеживать и минимизировать ошибки. Так, можно создать MVP – минимально жизнеспособный продукт, проверить его на реальном рынке и понять, полностью устраивает готовое решение или все же нужна более глубокая разработка с выходом за рамки ограничений системы, рассказал RSpectr директор по развитию бизнеса IT-компании «Формат кода» Александр Жуков.

Помимо очевидных плюсов, у низкого кода есть и немало минусов, утверждают опрошенные RSpectr эксперты.

Прежде чем принимать решение в пользу использования системы low-code, нужно провести тщательный анализ, уверен Александр Жуков.

У этого подхода есть ограничения в возможностях кастомизации и персонализации под конкретные узкоспециализированные задачи – в данном случае все сводится к традиционной разработке, отметил Дмитрий Перепонов.

Low-code не может «все и сразу», подчеркнул Егор Трисеев. Например,

УСКОРИТЬ СПЕЦИФИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОМПАНИИ ЗА СЧЕТ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ НЕ ПОЛУЧИТСЯ. ТАКОЙ ПОДХОД ЭФФЕКТИВНЕЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Сергей Котик, GoodsForecast:

– Если вам нужно построить сложное IТ-решение, то low-code не так сильно упростит эту задачу, но если у вас уже внедрена хорошая LCAP с богатым функционалом, то с ее помощью ваши продвинутые пользователи смогут создавать приложения для множества различных процессов.

С усложнением подобных сервисов разработчикам станет все сложнее стыковать разные блоки системы воедино, полагает Феликс Хачатрян. По мнению эксперта, такая разработка в будущем превратится в программирование, где нужны будут качественные и разбирающиеся специалисты.

Владимир Таранченко, в свою очередь, прогнозирует, что классическая разработка переместится в специфические области или будет обеспечивать необходимую функциональность для low-code-продуктов, которые уже будут создаваться для решения прикладных бизнес-задач.

Источник: Rspectr.com

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 

Как строить личный бренд в 2024 году? Запись вебинара iTrend и РБК Компании

12 марта 2024

27 февраля 2024 года коммуникационное агентство iTrend и сервис РБК Компании провели вебинар «Новая искренность 2.0. Почему личный бренд — это тренд 2024?».

 

Проект «Облакотеки» и iTrend номинирован на премию «ЦОДы.РФ» в номинации «Креатив года»

12 марта 2024

Telegram-канал КучевыеАйТи, проект разработчика облачных сервисов «Облакотека» и коммуникационного агентства iTrend, номинирован на национальную премию «ЦОДы.РФ».

 
Все новости iTrend