16 августа 2023

Российский инструмент транспортного моделирования

Что происходит с импортозамещением цифровых инструментов на транспорте и каковы перспективы развития направления? Эти вопросы сегодня в центре внимания разработчиков отечественного программного обеспечения (ПО).

Национальная программа импортозамещения ПО реализуется с 2014 года. Правда, за последние пять лет, по оценке РАН, Россия потеряла 50 тыс. научных сотрудников. Тем не менее задачи по импортозамещению должны быть выполнены согласно Указу Президента России № 250 от 1 мая 2022 года «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации». Указ налагает прямой запрет на использование иностранных решений организациям, управляющим критически важной информационной инфраструктурой (КИИ). Кроме того, согласно указу с 1 января 2025 года в этой сфере использовать зарубежное ПО будет запрещено, поэтому все работы нужно осуществить в течение оставшихся месяцев 2023–го и за 2024 год.

Транспорт под требования указа подпадает в полной мере. Поэтому Минтранс России, основываясь на стратегической роли отрасли для национальной экономики и безопасности, 15 мая 2023 года утвердил перечень объектов КИИ.

Не обновлять старое, а создавать новое

Цифровизация транспортной отрасли России складывалась путем постепенного смешивания элементов доступного западного ПО и российских разработок. Однако введенные в 2022 году санкционные ограничения обусловили вынужденный отход от сложившегося порядка. Впрочем, по определенным направлениям окончательный переход на отечественные решения состоялся раньше и был обусловлен высокой стоимостью иностранных решений плюс их закрытостью для российских инженеров. К примеру, это коснулось подсистем управления светофорами и диспетчеризации.

Еще один вопрос, который не требует срочного решения, это использование иностранных программных продуктов, имеющих бессрочные лицензии (например, для транспортного моделирования). Они не нуждаются в сиюминутной замене на отечественные аналоги. Однако это не снижает важности решения проблемы уже в среднесрочной перспективе. Тем более что введенные в 2022 году санкционные ограничения времени для длительных раздумий не оставляют.

Необходимость замены даже работающих иностранных решений обусловлена невозможностью их обновления из–за прекращения работы многих западных компаний с российскими компаниями.

– Скажу откровенно: учитывая сложившуюся обстановку, обновляться подчас даже страшновато, так как непонятно, к каким последствиям это может привести, – подчеркнул генеральный директор компании SIMETRA Владимир Швецов. – Даже компании с многолетней историей и особым отношением к клиентам в России раскрылись с неожиданной стороны. Например, у владельцев Mercedes–Benz перестало работать приложение meID, с помощью которого можно дистанционно заводить двигатель и парковать машину. Безусловно, это незначительно повлияет на удобство использования автомобиля, и тем не менее. Есть случаи отключения дилеров от зарубежных серверов, в результате чего затруднена диагностика. Надо также понимать, что большие транспортные проекты предполагают принятие решений многомиллиардного масштаба. На повестке дня также вопрос национальной безопасности. На данный момент альтернатив развитию собственных IT–продуктов и частично компонентной базы нет, а обеспечивать безупречную работу по всем показателям – от общей функциональности до информационной безопасности – надо. При этом крайне желательно, чтобы новые решения обеспечивали возможность безболезненного перехода к уже существующим наработкам, но с максимально полной совместимостью с ними.

В помощь – универсальность

Мнение руководителя компании SIMETRA обусловлено почти 20–летним ее пребыванием на рынке высоких технологий как центра компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования. Среди проектов компании – научно–исследовательские работы, выполненные с помощью математического моделирования транспортных и пешеходных потоков, создание комплексных схем организации дорожного движения и схем организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом, прогнозы интенсивности движения для платных дорог.

У компании SIMETRA (ООО «А+С Транспроект») – в арсенале участие в создании самых сложных масштабных инновационных проектов. В том числе модель транспортного обслуживания Олимпийских игр «Сочи–2014», статическая и динамическая модели Московского транспортного узла, модель Санкт–Петербургского транспортного узла, Единая транспортная модель ГК «Автодор», Национальная мультимодальная транспортная модель, разработанная в рамках реализации функциональной задачи АСУ ТК Минтранса России «Моделирование транспортных потоков».

На протяжении нескольких лет SIMETRA наращивала число компетенций, способствующих созданию новых программных продуктов. Один из них – цифровая платформа  RITM³ (Realtime Integrated Transport Monitoring&Modelling&Management), что означает интегрированный мониторинг транспорта, моделирование и управление им в режиме реального времени.

Это исключительно российская разработка, находится она в реестре отечественных продуктов Минцифры России, используется в качестве инструмента для проведения анализа, моделирования, прогнозирования. Цифровая платформа RITM³ объединяет разрозненные системы для эффективного управления мобильностью агломераций и регионов, позволяет решать индивидуальные логистические задачи для обеспечения бесперебойной работы промышленных предприятий и крупных производств.

Модульная структура цифровой платформы RITM³ в зависимости от транспортных задач дает возможность значительно расширять функционал, делая ее универсальным инструментом.

– В части моделирования это универсальный продукт, который уже существенно превосходит имеющиеся на рынке решения, а главное, благодаря своей архитектуре может гибко подстраиваться под требования заказчика, – пояснил технический директор компании SIMETRA и проекта разработки российской платформы управления мобильностью и моделирования транспортных потоков RITM³ Андрей Прохоров. – Благодаря наличию различных модулей города могут полностью закрыть свои потребности в моделировании – начиная от уровня стратегического планирования, когда осуществляется оценка целесообразности тех или иных перспективных проектов, до уровня уже оперативного управления транспортной ситуацией в городе в режиме реального времени. При этом нет необходимости покупать все сразу, в каждом городе система управления мобильностью может создаваться с учетом возможностей и потребностей конкретного города. Также существуют модули с функционалом, который решает задачи, возникающие преимущественно у крупных частных компаний.

Взаимопонимание – залог успеха

Но не все так гладко, как хотелось бы. Цифровизация – это не только программные продукты, но и «железо»: контроллеры, детекторы, датчики и прочее. И вот здесь существует зависимость от импортных комплектующих. Заменить ушедших поставщиков этих продуктов параллельным импортом можно далеко не во всех сегментах.

– Если честно, то не хочется находиться в зависимости даже от дружественных стран, – подчеркнул руководитель московского офиса компании SIMETRA Дмитрий Ставский. – Конечно, до известных событий делался расчет на тесные связи с западными и восточными партнерами, импорт был достаточно обильный. Это упрощало жизнь, потому что мы не тратили годы на разработку аналогов. Мы знали, что есть партнеры, брали продукты, внедряли. Сегодня ситуация иная, но, думаю, разрешимая. Тем более что на рынке появляются отечественные производители, чьи решения распространяются по стране в большом количестве. За их качество мы абсолютно не переживаем, поскольку имидж на рынке стоит дорого.

По мнению эксперта, необходимо тесное сотрудничество бизнеса и государства. Что такое бизнес? Это прежде всего люди, которые оперативно реагируют на изменение рыночной ситуации. Но существующее законодательство такую оперативность проявлять не позволяет. И дело здесь даже не в своевременном субсидировании, налоговых льготах, прочих преференциях. Дело в стабильности законодательства, нормативно–правовой базы.

– Условно говоря, когда определенный путь уже пройден, сделаны наработки, запущены пилотные проекты, в конце концов затрачены средства, и немалые, вдруг обнаруживается, что с законодательной точки зрения путь был выбран неверный, – рассуждает Дмитрий Ставский. – Выходит, из–за меняющего чуть ли не каждые полгода законодательства вся проделанная работу – насмарку? Особенно серьезно ситуация отражается на региональных госзаказчиках. Они зажаты федеральным финансированием, которое потом подлежит проверкам счетной палаты, прокуратуры. В результате выявляются нестыковки между расходами и требованиями, в рамках которых они должны были производиться. Словом, я считаю, что бизнес и государство должны найти общий язык. Тем более в текущей экономической и политической ситуации. Здесь не работает метод кнута, закручивания гаек. Должны быть услышаны посылы, которые сейчас идут от бизнеса. И я надеюсь, что так и будет, ведь мы оптимисты.

LEGO – транспортный конструктор

Действительно, только будучи оптимистами, можно преодолеть перипетии, возникающие на пути реализации столь трудоемкого процесса, и завершить его до конца 2024 года. Поэтому испытания цифровой платформы  RITM³ начались заблаговременно.

В рамках VIII Конференции транспортных инженеров в Санкт–Петербурге, проходившей в начале июня 2023 года, рассматривались цифровые инструменты развития транспортных систем, внедрение инновационных решений на примерах организации дорожного движения для повышения эффективности работы общественного транспорта, уже реализованные проекты.

Принявший участие в конференции Дмитрий Ставский отметил, что проект по созданию единой платформы управления транспортной системой в 2021 году стартовал в Свердловской области и включает Екатеринбургскую и Нижнетагильскую агломерации. Ряд модулей установлен в Челябинске. Проектом предусмотрена интеграция всех подсистем и сервисов ИТС. Первый этап по запуску в работу модулей для анализа и планирования пройден. Второй этап – запущены в работу модули мониторинга и отчетности. Третий этап, запланированный на 2023 год, предусматривает запуск в работу модулей для моделирования, управления и контроля.

Аналогичный проект в течение 2022–2023 годов реализуется в Сургутской городской агломерации Ханты–Мансийского автономного округа. Развернута цифровая платформа с основными модулями «ГИС», «КСОДД», «Ситуационный центр», «Управление дорожными работами», включая веб–приложение. С помощью цифровой платформы в 2023 году осуществляется разработка транспортной модели для Казанской агломерации.

Все это похоже на своеобразный конструктор LEGO. Есть платформенная база, которую в зависимости от потребностей агломерации, города, района можно дополнять определенными модулями, необходимыми для текущего управления и исходя из того бюджета, который есть у региона сегодня. А еще очень важной является возможность интегрироваться и адаптироваться в уже существующую инфраструктуру. При этом ничего не утилизируется, напротив, объединяется в единый контур без какого–либо ущерба.

Еще одним существенным преимуществом RITM³ является возможность использования ее не только в крупных городах, но и на прилегающих к ним территориях, в сельской местности. Здесь речь не столько об управлении и планировании, сколько о таких ежедневных потребностях людей, как своевременное и комфортное передвижение на общественном транспорте с учетом периодичности движения пригородных автобусов, электричек, а также об отслеживании пассажиропотока, который идет в крупный город или возвращается обратно.

Итак, на данный момент платформа RITM³ состоит из более чем 20 модулей, которые решают задачи по трем основным направлениям – это моделирование транспортных систем, работа интеллектуальных транспортных систем и функционирование транспортно–логистических систем на предприятиях. При этом, если говорить о моделировании транспортных систем городов, то, учитывая сложившийся рынок, особое внимание разработчики компании уделили возможности бесшовной интеграции модулей для того, чтобы уже существующие наработки не были утеряны, а переход на новый продукт был максимально удобным и быстрым.

– Вместе с тем мы понимаем, что каким бы замечательным ни было программное обеспечение, оно бесполезно, если нет специалистов, и сейчас активно занимаемся поддержкой российских вузов в части обучения, для того чтобы отрасль не испытывала кадровый голод – первые поставки  RITM³ в вузы вместе с разработанными нами учебно–методическими материалами и программами уже были сделаны в этом году, – подытожил Владимир Швецов.

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 прошел открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend