30 ноября 2022

Размер ЦОДа имеет значение

В Сибири по итогам 2022 года аналитики ожидают рост отрасли на 10%, однако уже в 2023-м операторы могут снизить объемы ввода новых мощностей.

Санкции и уход иностранных компаний из России не привели к коллапсу на рынке ЦОДов в 2022-м. В Сибири по итогам года аналитики ожидают рост рынка на 10%. Планы по вводу новых мощностей провайдерами будут выполнены в полном объеме. Впрочем, в 2023 году операторам придется все-таки пересмотреть поставленные ранее цели по вводу в эксплуатацию гораздо большего объема стоек. По мнению аналитиков CNews, к этому моменту количество стоек у топ-30 российских провайдеров составит примерно 55 тыс. при планах в 69 тыс. штук.

В Сибири по итогам 2022 года рост рынка провайдеров услуг ЦОДов составит 8–10%, полагает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. В компании «Ростелеком-ЦОД» прогнозируют положительную динамику в пределах 13% год к году. «Мы наблюдаем активный интерес крупного бизнеса и государственных структур к облачным сервисам на базе ЦОДов. По сравнению с 2021-м спрос на услуги вырос почти в два раза — бизнесу требуется все больше мощностей и сервисов»,— говорит директор дата-центра «Новосибирск» компании «Ростелеком-ЦОД» Сергей Васильев и ожидает в ближайшее время расширения присутствия поставщиков услуг дата-центров в регионах Сибири. Компания также намерена расширить дата-центр в Новосибирске к 2025 году, в частности запустить новую очередь объемом 400 стоек и мощностью 4 МВт.

По оценке операционного директора компании «Крок» Павла Колмычека, в среднем стоимость строительства ЦОДа на 200 стоек в России составляет $70–80 тыс. Сроки окупаемости при этом оцениваются в пределах 10–15 лет.

 

В компании «Мегафон» рассказали, что из-за возросшего в 2022 году спроса количество стойко-мест было увеличено. «В связи с ростом потребностей компаний в цифровых сервисах, хранении и обработке данных, а также из-за миграции клиентов, которые ранее пользовались зарубежными продуктами, мы фиксируем значительный рост спроса на услуги ЦОДов в Сибири.

В марте этого года «Мегафон» закупил дополнительное оборудование, которое позволило масштабировать мощность облачного сервиса для бизнеса и госсектора в семь раз»,— уточнили в пресс-службе оператора. Также компания продолжает работу по созданию нового ЦОДа в промышленно-логистическом парке Новосибирской области, сейчас ведется подготовка проектной документации. «Для всех проектов по модернизации центров обработки данных, запланированных на текущий год, у нас выбраны поставщики»,— прокомментировали в пресс-службе «Мегафона».

Компания МТС, запустившая в Новосибирске в августе 2022 года новый дата-центр — второй по счету, подтвердила увеличение спроса на услуги ЦОДов и рассказала, что в ближайшее время планирует реализовать все ранее озвученные планы по строительству новых площадок и модернизации существующих. Однако новое оборудование оператор планирует закупать уже по новому маршруту. «В условиях ограничений на поставки вендорского оборудования мы разрабатываем и тестируем решения в партнерстве с альтернативными поставщиками — как российскими, так и производителями из других стран. Такие проекты требуют больших, чем ранее, инвестиций и профессиональной команды, способной к собственной разработке»,— сообщили официальные представители филиала ПАО «МТС» в Новосибирской области.

Крупными операторами рынка ЦОДов в Сибири Леонид Делицын называет «Ростелеком», «Мегафон» и МТС.

В целом по России к концу текущего года провайдеры введут в эксплуатацию примерно на 4–5 тыс. стойко-мест больше, чем в 2021-м. «Что соответствует 10%-му росту и, вероятно, не уменьшится даже при реализации наиболее негативных сценариев для национальной экономики»,— считает профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, руководитель департамента бизнес-информатики Евгений Зараменских.

Железо из-под полы

Если в 2022 году проблем с реализацией проектов ЦОДов не возникло, то в 2023-м эксперты ожидают снижения активности операторов. Из-за проблем с импортом оборудования провайдерам придется пересмотреть свои изначальные планы по вводу в эксплуатацию гораздо большего объема стоек. По мнению аналитиков CNews, в 2023 году количество стоек у топ-30 российских провайдеров составит примерно 55 тыс. при планах в 69 тыс. «Для проектов, запуск которых запланирован на 2022 год, значительная доля оборудования была закуплена еще до реализации санкционных рисков. Компании, успевшие получить аппаратные и инженерные решения, продолжают реализацию проектов, приобретая недостающие компоненты у российских или азиатских поставщиков, а также за счет механизмов параллельного импорта. Но реализация более поздних проектов требует существенных изменений в цепочках поставок: задержки могут составить от нескольких месяцев до года»,— считает Евгений Зараменских.

Часть инженерного оборудования в России пока не производится. Так, к примеру, продукты, ранее поставляемые международными компаниями вроде Schneider Electric, Siemens, Hitec и пр., либо не имеют отечественных аналогов, либо более низкого качества, указывают представители отрасли. В особенности это заметно в вопросе поставок систем охлаждения, подчеркивает господин Зараменских. Также сложно найти замену системам безопасности (контроль доступа, видеонаблюдение, пожарная сигнализация, оповещение), так как в них остается большая доля импортных компонентов.

При тестировании российских продуктов достаточно часто возникают замечания, указывают игроки рынка. «Например, многие поставщики утверждают, что их продукция — копия стоек известного иностранного производителя, но во время тестирования мы замечаем немало существенных отличий: хуже качество покраски, невозможно разместить PDU в задней части стойки так, чтобы она не выходила за пределы направляющих и др.»,— комментирует генеральный директор сети дата-центров 3data Илья Хала.

Российских заводов-производителей оборудования для ЦОДов единицы, их производственные мощности не справляются с текущими потребностями отрасли, говорит управляющий партнер Hign Energy (ООО «Энерготех») Павел Савранский. «Это влияет на увеличение сроков реализации проектов, качество оборудования, и на это не всегда готов идти заказчик»,— указывает он.

«Поэтому приходится искать аналоги, произведенные в дружественных странах, например, в Китае, Турции, Южной Корее, либо покупать оборудование через параллельный импорт»,— добавляет Илья Хала.

Из-за удлинения цепочки поставок импортное оборудование в 2022 году подорожало на 30–50%, при этом поставщики стали работать по 100%-й предоплате, отмечают игроки рынка. Это в свою очередь повлияло на увеличение конечной стоимости услуг. «Если ранее рост цен на услуги colocation и IaaS составлял 10–15% в год, то в ближайшие пару лет он будет не менее 25%, так как провайдеры закладывают возросшие расходы в цену стоек. На рост цен также влияет увеличение спроса на услуги на фоне ограниченного предложения»,— комментирует руководитель ЦОДа Linxdatacenter в Санкт-Петербурге Тарас Чирков.

По данным CNews, весной 2022 года многие провайдеры повысили цены на свои услуги на 30–60%. Причинами стали дефицит свободных стойко-мест, задержки в запуске новых проектов и рост стоимости оборудования.

Расчет на отзывчивость

Опрошенные участники рынка ЦОДов говорят о необходимости масштабных финансовых вливаний со стороны государства с целью создания производственных мощностей, способных производить оборудование, отвечающее требованиям национальных и международных стандартов. «Без мощной государственной поддержки, только силами бизнеса обойтись не получится — очень велики затраты на разработку и запуск „с нуля“ современного производства»,— считает Павел Савранский.

Формирование суверенной экономики, ускоренный перенос данных с иностранных облаков, рост спроса на услуги ЦОДов в ближайшем будущем подстегнет отечественных производителей оборудования увеличить мощности. Однако на запуск производственных линий и последующий вывод продукта на рынок даже при условии господдержки понадобится не один год, отмечают аналитики. Часть железа — менее 30% — будет заменена уже в 2022-м, этому способствует рост цен на импортные решения, нарушение гарантийных обязательств иностранными поставщиками и долгая логистика. Поиск остальных аналогов может растянуться на годы.

В 2023 году операторам придется приложить немало усилий, чтобы российский рынок смог получить новые стойко-места в указанном объеме. Ожидается, что на этом фоне перечень провайдеров, запускающих новые мощности, изменится. Расширением займутся только те лидеры рынка, которые смогут найти возможности обеспечить надежное функционирование ЦОДов в условиях дефицита оборудования, в том числе за счет параллельного импорта и активной работы с отечественными поставщиками. «Негативно на строительстве новых коммерческих ЦОДов скажутся и финансовые риски: резкие изменения ставки ЦБ, а значит, и стоимости кредитов, курса рубля и т.д.»,— говорит заместитель технического директора по комплексным проектам Step Logic Андрей Кондратьев.

Вместе с тем рост спроса на услуги ЦОДов ожидаемо продолжится, он будет сохраняться благодаря глобальному тренду — цифровизации, которая затрагивает все секторы экономики и государственного управления. Объем данных растет и будет увеличиваться год от года, что потребует расширения серверных в России, которые сегодня имеют меньшую по сравнению с западными аналогами плотность вычислительной мощности.

Источник: Коммерсант

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 прошел открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend