30 ноября 2022

Поле возможностей

Агросектор называют одним из наиболее перспективных для развития IT-технологий. Этому, по словам экспертов, способствует эффект низкой базы, широкий диапазон возможностей для внедрения и большой потенциал для роста. В то же время внедрение «цифры» в АПК сдерживает чрезмерная консервативность сельскохозяйственной отрасли, высокая стоимость внедрения, а также антироссийские санкции, из-за которых аграриям приходится отказываться от привычных инструментов и ждать, пока перестроится отечест­венный IT-сектор.

Цифровое земледелие

АПК постепенно становится областью, в которой используются и роботы, и big data, и искусственный интеллект, отмечают эксперты. Такая индустрия носит название «Сельское хозяйство 4.0», эту стадию также называют «цифровое земледелие» (digital farming). На этом этапе сельское хозяйство использует не только возможности механизации и автоматизации, но и новые источники информации, инструменты больших данных, интеграцию с цифровыми сервисами, внедрение высоких технологий (AgroTech), целью которых является повышение урожайности, качества продукции и экономической эффективности производства без нанесения вреда окружающей среде.

«Прежде всего IT-технологии позволяют повышать производительность агробизнеса — от оптимизации числа занятых работников до экономии материальных ресурсов, таких как вода, удобрения, горюче-смазочные материалы. Широкое применение в сельском хозяйстве России и Краснодарского края в частности находят системы компьютерного зрения»,— отмечает декан факультета цифровой экономики и массовых коммуникаций Московского технического университета связи и информатики Сергей Гатауллин.

 

Олег Гиацинтов, технический директор DIS Group (предлагает решения в области управления данными, бизнес-аналитики, защиты информации), добавляет, что использование комбайнов и тракторов, работающих на автопилоте, позволяет значительно снизить себестоимость производства зерна, а роботы-дояры работают значительно быстрее человека. «С помощью IT-технологий компании могут сократить свои издержки. Передав рутинные, повторяющиеся операции от человека машине, мы значительно снижаем число ошибок, а значит, и связанных с ними убытков»,— комментирует он.

По словам Виктории Супруновой, регионального директора Южной локации компании Axenix (консалтинговая технологическая компания, ранее входившая в международную сеть Accenture), в АПК спросом пользуются такие технологии, как мониторинг посевов, управление дронами при формировании карт полей, искусственный интеллект, прогнозирование урожайности, а также проведение аналитики показателей, оптимизация процессов логистики. «Это лишь малая доля технологических примеров, которые могут быть применимы и внедрены»,— добавляет она.

Спикер Законодательного собрания Кубани Юрий Бурлачко отмечает «очень широкие возможности использования в сельском хозяйстве беспилотной авиации». Она, по его словам, позволяет оценивать всхожесть агрокультур, обрабатывать посевы пестицидами для борьбы с вредителями, создавать электронную карту сельхозугодий и охранять их.

Дорого-богато

Одной из основных проблем недостаточно высокого уровня распространения цифровых технологий в АПК в России и в Краснодарском крае в частности эксперты называют высокую стоимость IT-решений. Позволить себе внедрить их могут только крупные предприятия, в то время как у малого и среднего бизнеса нет запроса на цифровизацию.

«АПК — не высокомаржинальный бизнес, в нем нет большого количества свободных денег. Условно говоря, фермеру нужно 500–600 га, чтобы превратить небольшой семейный бизнес в полноценное предприятие и получать несколько миллионов рублей прибыли в год. Но даже для такого предприятия ИТ-решения будут дороги»,— отмечает сооснователь веб-интегратора StepUp Тимур Алимханов.

Он также обращает внимание, что на российском рынке практически нет готовых IT-продуктов, а стоимость отечественных разработок нередко завышена из-за невысокого спроса. Кроме того, эффект от внедрения IT-решений оказывается неочевидным для многих фермеров. «Например, производитель трактора может написать на сайте, что трактор окупит себя через три года, и это будет правдой. Фермер это понимает. С IT-продуктом это не так работает, а если даже это так — доказать это будет непросто»,— добавляет эксперт.

«Сегодня мы наблюдаем, что, несмотря на цены в десятки миллионов рублей за трактор или комбайн, сельхозтоваропроизводители делают выбор именно в пользу оснащения автопарка»,— соглашаются в министерстве сельского хозяйства Краснодарского края.

Основатель проекта сити-ферм Healthy Garden Григорий Болотин добавляет, что АПК — это традиционно достаточно консервативная отрасль, а высокая цена ошибки в виде возможной потери урожая создает дополнительный барьер для тестирования и внедрения инновационных решений в отрасли.

По мнению директора ритейл-направления компании ITentika Сергея Кузнецова, ключевая проблема, которая тормозит повсеместную цифровизацию,— разрозненность данных на разных предприятиях и фермах. «Информация вносится в разные системы, которые не синхронизируются между собой, а на некоторых предприятиях до сих пор записывают полученные сведения и собранную статистику в тетради. Для того чтобы ИТ-продукты развивались, нужно создать единую базу, в которой будет храниться и анализироваться информация от всех хозяйств»,— считает он.

Еще одна проблема, которую озвучивают специалисты,— невозможность использовать иностранные IT-системы в условиях антироссийских санкций и последовавшего за ними ухода зарубежного бизнеса из России. К таким последствиям многие представители бизнеса оказались не готовы, а на переход на отечественные IT-решения потребуется время.

«В условиях санкций и технологической изоляции в сельскохозяйственной индустрии происходит массовая миграция на отечественные сервисы и внедрение импортозамещающих решений. Многие международные технологии с высокой долей вероятности больше не будут доступны на нашем рынке, поэтому компаниям необходимо повышать технологический суверенитет и искать отечественные решения. При этом в отсутствие необходимого объема венчурного капитала отток квалифицированных кадров и фактическое обнуление отечественной экосистемы инноваций в агротехе приведет к очень большой нехватке технологических компаний»,— полагает сооснователь Napoleon IT (специализируется на разработке программного обеспечения и IT-продуктов под ключ) Руслан Ахтямов.

В 2021 году в Краснодарском крае разработана стратегия цифровой трансформации региона. В качестве основных ключевых проектов в области АПК обозначены:

— Создание цифрового реестра земель сельхозназначения

— Создание механизма автоматического прогнозирования урожайности четырех основных сельскохозяйственных культур

— Формирование банка данных в сфере животноводства

— Мониторинг целевого использования земель сельхозназначения

— Создание цифрового двойника растениеводческой и животноводческой ферм

Согласно проекту документа, указанные в стратегии показатели должны быть достигнуты к 2024 году.

Сергей Гатауллин считает, что на помощь малому и среднему бизнесу должны прийти российские власти, которые могли бы разработать соответствующие меры господдержки. При этом эксперт считает, что отечественные IT-разработчики вполне успешно справляются с задачами импортозамещения. «Отечественные ученые и исследователи начинают поставлять альтернативные западным ИТ-решения, которые в скором времени будут соответствовать современным вызовам агроиндустрии»,— уверен он.

Рынок будет расти Несмотря на все сложности, перспективы дальнейшего внедрения цифровых технологий в российском АПК эксперты оценивают положительно. «Сейчас ни одну сферу невозможно представить без внедрения цифровизации и IT-технологий. Я думаю, что в ближайшее время мы увидим рост и развитие отечественных IT-систем, как коробочных, так и разработанных на заказ. Будет увеличиваться количество "умных" производств, и соответственно их производительность»,— уверен Сергей Кузнецов (ITentika).

Директор краснодарской компании «Магротек» (занимается разработкой программного обеспечения) Вячеслав Холодченко считает, что в IT-секторе российские решения быстро догонят, скопируют западные аналоги, в чем-то их превзойдут. Но вне IT-сектора развитие рынка будет сильно отставать от западного формата работы, предполагает он.

В то же время Руслан Ахтямов (Napoleon IT) считает, что сельхозиндустрия будет развиваться даже в условиях тотальных макроэкономических кризисов, но развитие это будет эволюционное, а не революционное. Поэтому внедрение IT-технологий в ближайшей перспективе будет затрагивать только те направления, в которых будет очевидный экономический эффект на коротком горизонте, полагает он.

«Говорить о сколько-нибудь значимых сдвигах в сторону перехода в "Сельское хозяйство 4.0" на горизонте ближайших лет не приходится как минимум потому, что инвестиционный капитал в агротехе — это очень консервативный капитал, и перетекать он будет только туда, где меньше рисков и быстрее возврат инвестиций»,— подчеркивает эксперт.

Источник: Коммерсант

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend