15 сентября 2022

Подземка 2.0: как будет развиваться петербургское метро в ближайшие десятилетия

Количество станций метро Петербурга удвоят, а протяжённость линий увеличат на 139 километров. Планами по строительству 89 новых станций поделился губернатор Александр Беглов. Также в городе намерены возвести 39 транспортно-пересадочных узлов и создать два железнодорожных диаметральных маршрута, которые свяжут север и юг Петербурга. «Диалог» выяснил, сколько в среднем будет стоить одна станция, и сколько потребуется лет на строительство сразу 89.

«Двери закрываются»

Первые составы отправились с «Площади Восстания» в 1955 году, а за следующие 70 лет было проложено пять основных линий петербургского метрополитена. Однако за последние годы работы по строительству станций, особенно в отдалённых районах, сильно замедлились.

В 2018 году были открыты только две новые станции на «зелёной» линии – «Новокрестовская» и «Беговая», в 2019-ом – «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Словом, в Москве только за 2018 год в эксплуатацию ввели 17 станций, а в 2019-ом – ещё 14.

Уже спустя несколько месяцев после запуска двух станций Невско-Василеостровской линии, специалисты выявили там более тысячи дефектов: усиленная вибрация на наклонных спусках, протечки, а порой и настоящие потопы, некачественно смонтированная облицовка.

«Медленные темпы строительства новых станций можно объяснить хроническим недостатком средств и низким уровнем организации всего процесса. Плохое планирование и многолетние проблемы между городом (как заказчиком) и головной подрядной организацией строительства не способствуют быстрому расширению метрополитена. На протяжении последних 30 лет средний темп ввода новых участков в Санкт-Петербурге составляет одну станцию в год», — отметил в беседе с «Диалогом» директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин.

По данным на 2022 год, в Санкт-Петербургской агломерации проживают порядка 6 200 000 человек, а работающих станций — 72. По очень грубым подсчётам, в среднем на одну станцию приходится более 85 тысяч граждан. В Москве с населением 11 920 000 построено 250 станций, нагрузка на одну – 47 тысяч человек, что почти в два раза меньше петербургских значений.

89 новых станций чиновники обещали городу ещё в 2013 году в рамках программы «Стратегия-2030». Тогда построить их планировали к 2030-ому году. Если исходить из расчётов «один год – одна станция», то открытие последней из обещанных губернатором придётся уже на новое столетие, а именно 2111 год. При условии, что «Метрострой Северной Столицы» возьмёт на себя открытие сразу трёх станций в год, то к 2052-ому город действительно будет обеспечен необходимым количеством станций. Пока поверить в такое несколько сложно.

По словам Владимира Валдина, стоимость одного километра линий (включая станции) составляет не менее 10 миллиардов рублей. Депо и подвижной состав, а также услуги проектировщиков и строителей в эту цифру, конечно, не входят.

Кто крайний?

Контракт между Смольным и единственным подрядчиком по строительству подземки – «Метростроем» – был расторгнут в январе 2019 года по инициативе правительства. Официальная причина – срыв сроков по вводам станций в эксплуатацию и большое количество дефектов. Также ссылались на задержки в подготовке проектной и инженерной документации, затягивание фактических работ.

«Метрострой» в свою очередь обвинял Смольный в задержке платежей по некоторым объектам, из-за чего предприятие не могло укомплектовать штат. Кроме того, чиновникам припоминали продолжительный процесс согласования документации, приёмку и многомиллионные долги по госконтрактам, которые, как утверждали в «Метрострое», привели к задержкам по выплатам заработной платы работникам.

Напряжённые отношения между сторонами и вытекающие из этого проблемы привели к тому, что Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области признал генерального подрядчика по строительству метрополитена банкротом. В компании было введено конкурсное управление. Уже в августе 2021 года президент Владимир Путин направил поручение главе правительства Михаилу Мишустину определить единственного поставщика по проектированию, реконструкции и строительству метрополитена в Петербурге.

Перед этим для возведения новых станций Смольным совместно с банком ВТБ была создана новая компания «Метрострой Северной Столицы». Ей руководит экс-чиновник и бизнесмен Владимир Шмидт.

В конце октября 2021 года эта компания и подписала с Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры государственный контракт на строительство объектов метрополитена. Он включает задачи по строительству и реконструкции объектов метрополитена, а также инженерные изыскания и подготовку необходимой проектной и рабочей документации. На возведение 37 объектов метрополитена предусмотрено 602,7 млрд рублей. В 2024 году предполагается сдать в эксплуатацию три станции: «Казаковская» («Юго-Западная»), «Путиловская» и «Горный институт» — их строительство уже ведётся.

«У нового подрядчика уже есть всё для того, чтобы успешно строить метро в Санкт-Петербурге. Это и опытный коллектив, перешедший из ОАО «Метрострой», и оборотные средства, которые выделяет ВТБ, и поддержка правительства города. А работы с каждым годом у него будет всё больше, учитывая, что город намерен серьёзно увеличить финансирование в ближайшие годы», — говорил председатель КРТИ Андрей Левакин.

Куда едем?

Обновлённый проект Генплана Петербурга впечатляет – до 2050 года появятся не только десятки новых станций, но и множество дополнительных вестибюлей у уже действующих.

«Проект предусматривает усовершенствование работы метрополитена — увеличение протяженности линий на 139 километров. Будет открыто 89 новых станций метро, из них 31 станция запланирована на первую очередь», — сообщил губернатор Александр Беглов в своих соцсетях.

Новые станции появятся в Юнтолово, в Парголово, в Буграх, в Стрельне, в Пулково. Обозначена в обновлённом Генплане кольцевая линия, куда войдут вторые вестибюли «Лесной», «Петроградской», «Нарвской» и «Международной», новые станции «Фарфоровская», «Дальневосточный проспект», «Арсенальная».

Уже через два года об успешности или неуспешности программы можно будет сделать предварительный вывод. На 2024 год запланировано открытие «Путиловской», «Юго-Западной» («Казаковской») и «Горного института». В 2026-м должны начать работу станции «Богатырский проспект», «Планерная» и «Театральная», а также депо «Красносельское», а к 2028 году фиолетовая линия дотянется до станции «Шуваловский проспект», где пересечётся с зелёной.

В 2029 году запланировано открытие четырёх станций Красносельско-Калининской линии: «Каретная», «Броневая», «Заставская» и «Боровая». Тогда же должна запуститься станция «Кудрово».

На 2030 намечен ввод в эксплуатацию девяти станций: «Гавань», «Морской Фасад», «Лиговский проспект-2», «Знаменская», «Суворовская-1», «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» и «Сосновая поляна».

«Как на выставку»

Метро Петербурга – это не только скорость и возможность передвижения. Некоторые подземные и наземные вестибюли нескромно называют «дворцами», ведь над ними трудились лучшие архитекторы и художники своего времени.

Большинство станций отличаются архитектурно-художественным оформлением, отражающим исторический облик города. В 2014 году, по версии американского издательства «Guardian», «Автово» попала в список 12 красивейших станций мира. Плоский потолок зала в ней поддерживают 46 колонн, из которых 30 облицованы мрамором, остальные — пластинами из литого стекла с обратным рельефом.

А «Бухарестскую» строили около 20 лет. Колонны и стены станции облицованы белоснежным мрамором, пол выстелен полированным гранитом. Кроме того, в вестибюле расположено смальтовое панно «Осень в парке», где самым внимательным пассажирам авторы оставили сюрприз – среди лиственных орнаментов спрятана синичка. Разглядеть её – значит поймать удачу на весь день.

Многие горожане отмечают, что новые станции значительно уступают старым в оформлении и предлагают выносить идеи интерьеров подземки на народные слушания.

«Не вижу смысла сохранять такой подход при строительстве новых станций. Современный уровень строительства и подход к архитектуре утилитарных сооружений за 40 с лишним лет сильно поменялся», — отмечает директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин.

Эксперты отмечают, что пока в приоритете в срок завершить строительство станций, запланированных на 2024 год, а также обеспечить метро густонаселённые и отдалённые районы. В «Метрострое Северной столицы» считают все поставленные цели вполне достижимыми. Главное, чтобы необходимый размер финансирования и обеспеченность строительными материалами сохранялись.

Источник: Диалог

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend