30 ноября 2022

Подход в комплексе

IT-эксперт Дмитрий Шилов — о нерешенных проблемах импортозамещения отечественного ПО

Импортозамещение «в лоб» не приносит результат, компаниям нужна осмысленная стратегия перехода на отечественное ПО. Какие основные проблемы достижения цифрового суверенитета стоят перед заказчиками софта и можно ли реализовать полноценную стратегию импортозамещения с тем арсеналом продуктов, который сегодня есть в наличии?

До конца 2022 года на проекты по импортозамещению Минцифры выделит 28 млрд рублей. Еще 155 млрд поступят от бизнеса — якорных заказчиков отечественного ПО.

Это уже не первая попытка властей расшевелить отечественный IТ-рынок. В учреждениях госсектора, госкорпорациях и компаниях с госучастием давно и в больших масштабах используют отечественные программные продукты.

Но в частном бизнесе картина иная. Российских B2B-заказчиков ПО можно условно разделить на две группы: оптимистов и пессимистов.

Оптимисты еще не осознали, что прежний IТ-ландшафт решений окончательно утрачен. Даже если случится санкционная оттепель, и зарубежные вендоры вернутся, это для российского рынка будет, скорее, новым состоянием, чем дословным повторением старого. Но компании пробуют сопровождать и развивать западные решения собственными силами. Или же пытаются заморозить нынешние версии установленных приложений, полагая, что смогут работать так год, два и более.

Заказчики-пессимисты, наоборот, уверены, что возврата к старому не будет ни в какой форме. Такие компании достаточно быстро активизировались и начали выстраивать новый ландшафт прикладных систем на доступных продуктах. Это не только отечественное ПО, но и продукты на Open Source, и разработки дружественных стран.

Позиция пессимистов выглядит более осмысленной и перспективной. Но одно лишь стремление к импортонезависимости, к сожалению, не всегда приводит к ожидаемому результату. У компаний при переходе на отечественный софт возникает ряд проблем.

Первая — скудость предложений. Отечественные прикладные продукты сегодня закрывают не больше половины номенклатуры западных решений. Если же сравнивать их функциональность, это неравенство станет еще более ощутимым. Заказчики при замене ПО вынуждены отказываться от части удобных инструментов.

Вторая проблема — ограниченная практика внедрений. Отечественные IТ-решения никогда еще не внедряли так массово в различных корпоративных средах. Их узкие места еще только предстоит выявить. Компаниям-заказчикам неизбежно придется набить шишки, совместно с вендором накопить практику доработки систем. На это могут уйти годы.

Еще одна проблема — низкий уровень вендорского сервиса. У многих нет грамотно выстроенной технической поддержки. Российские вендоры за редким исключением пока не могут похвастаться отлаженными механизмами размещения технических кейсов, наличием персональных технических менеджеров.

Путь к цифровому суверенитету у каждой компании свой. Но, по нашей практике, есть рекомендации, актуальные для всех. Важно осознать необходимость цифровизации и понимать роль в ней отечественных решений. Нужен комплексный подход к стратегии цифрового развития: от построения верхнеуровневой модели до определения приоритетных направлений и поиска конкретных решений под каждую из бизнес-задач.

Потребуются и инвестиции — не только на закупку и сопровождение, но и на подготовку квалифицированного персонала. Важно тесное взаимодействие заказчиков с производителями ПО. Крупным компаниям стоит развивать собственную экспертизу по импортозамещению — например, создавать у себя песочницы отечественного ПО. Компаниям SMB можно посоветовать обращать больше внимания на облачные технологии.

Также следует обратить внимание на Реестр отечественного ПО, рекомендации ассоциаций «Отечественный софт» и «Руссофт». Наконец, важно обращаться за помощью к системным интеграторам — здесь уже накоплен большой опыт реализации проектов в области импортозамещения.

Источник: Известия

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 прошел открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend