1 марта 2023

Оценить компетенции и навыки сотрудников «со всех сторон»: метод 360

С помощью этого метода можно выявить сразу три группы компетенций: hard skills, soft skills и управленческие навыки. А еще понять, как команда подходит к своим обязанностям и как оценивает других. Все это — о методе 360.

Анна Мерзлякова, руководитель направления обучения и развития в iFellow, поделилась, как компания внедрила этот метод и как это отразилось на бизнесе и сотрудниках. 

Есть показатели, которые легко измерить:

  • количество продаж, 
  • сделок, 
  • выполненные KPI

Но как «измерить» уровень общения с клиентами и коллегами, умение управлять командой и работать в стрессовых ситуациях? Популярный инструмент — метод 360 градусов. Он дает всестороннюю оценку уровня компетенций сотрудников и позволяет строить планы развития в нужном направлении. В итоге выигрывают как сотрудники, так и бизнес.

В разных компаниях могут использоваться различные модификации метода. 

Например, к оценке привлекаются клиенты, а при необходимости — и если это обусловлено функциональной ролью сотрудника — группа внутренних заказчиков. Так, если в круговом опросе 360 участие принимают руководители, подчиненные, коллеги и сам специалист, то, к примеру, в 180 — только сотрудник и его руководитель.

 

Плюсы и минусы метода

К преимуществам можно отнести: 

  1. Возможность сбора полной обратной связи от разных групп оценивающих.
  2. Проведение индивидуальных встреч по итогам опроса. 

К примеру, мы в своей практике используем персональные отчеты для сотрудников, разбираем и обсуждаем с ними результаты — и затем составляем план развития soft-компетенций.

Пожалуй, главный недостаток метода 360 — субъективность результатов, ведь коллеги оценивают друг друга лишь по тем ситуациям, в которых они пересекаются по работе. 

Могут возникать прецеденты, когда опрос используется как инструмент для излишней похвалы, поощрения из желания угодить. Зачастую это характерно для оценки подчиненными своих руководителей, в том числе из-за страха «штрафных санкций», если баллы окажутся недостаточно высокими.

Может сложиться и обратная ситуация, когда коллеги за счет опроса пытаются свести какие-то личные счеты. 

Мы в компании с этим успешно боремся: 

  • регулярно проводим обучающие вебинары, 
  • рассказываем, что собой представляют методы 360 и 180,
  • какие принципы заложены в их основу.

 

Кому и как использовать такую оценку

Выбор между 360 и 180 зависит от: 

  1. Целей компании.
  2. Внутренней иерархии.
  3. Динамичности процессов. 

К примеру, мы используем оба вида оценки: 

  • Для бэк-офиса — бухгалтерии, отдела кадров, коммерческого отдела и сотрудников сервисных проектов — у нас применяется метод 360. Внутренние процессы этих подразделений менее подвержены частым изменениям, поэтому мы можем на протяжении чуть более долгого периода наблюдать развитие их компетенций.
  • В оценке 180 принимают участие сотрудники, которые работают на проектах наших партнеров. Так как они могут переходить из команды в команду, нам интересно проводить для них более легкую версию оценки с участием представителей заказчиков. Опрос в этом случае содержит намного меньше вопросов и проводится чаще, чем 360.

 

В каких случаях оценка не подходящий инструмент

  • Не стоит использовать результаты оценки 360 для принятия кадровых решений и материальных поощрений

В этом случае сотрудники будут завышать баллы, заранее договорившись друг с другом. Результаты опроса должны быть только мотивацией для повышения личной эффективности и роста компетенций.

  • Не рекомендую применять метод в период кризисов

В момент нестабильного эмоционального состояния персонала оценка может быть просто неэффективна.

  • Метод не годится, если сотрудник еще не прошел испытательный срок, так как пока слишком мало ситуаций, в которых он мог себя проявить

Полный текст на сайте Rusbase

iTrend начал работу с одним из лидеров российского рынка разработки решений на базе нейросетей — компанией «Наносемантика»

20 сентября 2023

«Наносемантика» входит в ТОП-10 российских компаний, занимающихся нейросетями, по версии CNews.

 

Стоп-фразы, или Что никогда нельзя писать в текстах - разбираем на VC

20 сентября 2023

Вот лишь поверхностным взглядом слова и фразы-мусор, которые мы стараемся не допускать в текстах.

 

Маркировка рекламы создаст новую профессию? Комментируем тему для Ъ

13 сентября 2023

Рекламщикам понадобились маркировщики: новые правила создали новую специальность

 

Как мемы и юмор помогают бизнесу. Комментируем для "Делового Петербурга"

29 августа 2023

Digital–директор iTrend Ася Шабалина поделилась своим мнением об использовании мемов и юмора в маркетинге.

 

Открыта вакансия "PR-менеджер в iTrend"

23 августа 2023

Мы в поисках любопытного, активного и общительного PR-менеджера для работы с ИТ-проектами.

 
Все новости iTrend