28 сентября 2023

Облака разгоняют мифы

Технологический ландшафт изменился, но цифровое развитие бизнеса не остановилось. Компании, которые столкнулись со сложностями закупки вычислительной техники, начали активнее смотреть в сторону облачных сервисов для запуска новых продуктов и масштабирования уже работающих решений. В чем преимущества облачных технологий и какие риски оценивают компании при переходе в облако, разбирался «Ъ».

По данным аналитиков Высшей школы экономики (ВШЭ), затраты на внедрение и использование товаров и услуг, связанных с цифровыми технологиями, за последние 10 лет увеличились в 2,5 раза. По результатам исследования банка «Открытие», посвященного уровню цифровизации российского бизнеса по итогам 2022 года, компании продолжают переходить в онлайн — даже в условиях ограничений на использование иностранных IT-продуктов, а индекс цифровой зрелости достиг 52 п.п., что соответствуют уровню выше среднего.

Так, по итогам 2022 года объем рынка интернет-торговли в России составил 5,7 трлн руб. и 2,8 млрд заказов, оценили в июне 2023 года аналитики Data Insight. Его объем в денежном выражении вырос на 38% относительно 2021 года. Это, в свою очередь, приводит к увеличению нагрузки на IT-системы компании. Важно повышать их отказоустойчивость, развивать и модернизировать IT-инфраструктуру.

Финансовая отрасль, которая уже не первый год остается одной из самых развитых в части IT-систем и услуг, продолжает развивать онлайн-сервисы. Несмотря на экономические вызовы, в прошлом году банковский IT-сектор стал самым быстрорастущим, общий объем совершенных сделок на финансовых платформах достиг 36 млрд руб. и увеличился за год в семь раз, а их количество — в восемь раз, сообщал ЦБ. Сопоставимыми темпами растет нагрузка на банковские IT-системы, что требует инвестиций в их расширение и повышение производительности.

Многие компании, которые сформировали свои цифровые стратегии еще в 2021 году, в 2022 году столкнулись со сложностями при закупке IT-оборудования. В марте 2022 года из-за логистических проблем цены на системы хранения и серверы значительно выросли (см. «Ъ» от 15 марта 2022 года).

Ситуация осложнялась тем, что заказчики серверного оборудования, которое уже было ввезено в Россию, в ряде случаев не могли забрать его со складов. Все это сказывалось на сроках реализации запланированных ранее проектов, их стоимости и рентабельности. В результате ряд компаний весной 2022 года были вынуждены приостановить проекты по цифровой трансформации. В 2023 году ситуация с поставками вычислительной техники стабилизировалась (см. «Ъ» от 19 июля), однако сохраняются сложности с ее обслуживанием. Некоторые отрасли, например, телекоммуникационная, могут использовать только оборудование с лицензиями производителя — из-за этого выбор сильно ограничен.

Облачная альтернатива

В 2022 году самым доступным решением для развития IT стало использование облачных технологий. Российский рынок облаков стремительно рос все последние годы: по данным iKS-Consulting, в 2019 году он составлял 28,5 млрд рублей, а в 2021 году — уже 61,1 млрд, увеличившись на 53,2% относительно 2020 года.

Доля потребителей облачных сервисов выросла за последние два года в 2,3 раза, пишут аналитики ВШЭ: сейчас услугами облачных сервисов пользуется четверть российских организаций. Сегодня основные драйверы роста спроса на облака — недоступность оборудования большинства иностранных поставщиков и ограниченная доступность оборудования отечественных производителей, считает директор практики инфраструктурного консалтинга и информационной безопасности Axenix Николай Ульрих. В России ключевым фактором повышенного спроса на облачные сервисы становится рост цен на вычислительную технику, добавляет партнер департамента управленческого консультирования ДРТ Сергей Кудряшов.

Кроме того, облака позволяют заменить экосистемный подход в построении IT-систем, которого лишились российские компании, когда ушли зарубежные вендоры. По данным iKS-Consulting, по итогам 2022 года рост PaaS (Platform as a Service — платформа как услуга) составил 46%. «Компании получают готовые инструменты, которые не придется настраивать и поддерживать, и могут потратить свои ресурсы на тестирование гипотез и сокращение времени вывода продуктов на рынок», — поясняет управляющий директор, директор по продуктам Positive Technologies Денис Кораблев. Бизнес также переносит в облака разработку, уверен эксперт.

Этому способствует появление облачных инструментов, упрощающих создание IT-решений. Например, VK Cloud строит облачные платформы для разработки ПО и работы с данными, содержащие инструменты для каждого этапа создания решения. В составе платформы – компоненты на базе Open Source и решений российских вендоров, они преднастроены и интегрированы между собой.

Российский рынок облачных сервисов в 2022 году достиг 86,6 млрд рублей, что на 42% больше, чем годом ранее, подсчитали в iKS-Consulting. Облака стали основой для стратегий цифровизации многих российских компаний. Более того, в последние годы в своих IT-стратегиях корпорации все чаще делают ставки на Cloud-Native (подход к созданию и выполнению приложений в публичном или частном облаке). Этот подход Gartner называл одним из технологических трендов 2022 года.

Компании всегда оценивают риски и преимущества от использования новых технологий. Так происходит и с облаками: бизнес оценивает безопасность и надежность облачных сервисов по сравнению с собственной инфраструктурой, а также взвешивает экономическую выгоду от обеих моделей развития IT.

Безопасности бой

По данным исследования VK Cloud, наиболее распространенными страхами, препятствующими миграции в облако, являются несанкционированный доступ к данным (так ответили 40% опрошенных), трудности выявления угроз и устранения последствий ИБ-инцидентов (33%), утрата коммерческой информации (31%).

Действительно, количество киберугроз растет — и не только в России. Глобальное количество утечек информации в коммерческом и госсекторе в 2022 году, по данным InfoWatch, выросло в 3,5 раза, было похищено 20 млрд записей. В России в прошлом году количество утечек выросло в 2 раза, было скомпрометировано около 700 тыс. записей. По оценке Минцифры, 70% утечек персональных данных происходят по вине сотрудников компаний, имеющих доступ к базам данных и системам.

Где данные защищены лучше — в облаке или на собственных серверах, зависит от того, как организована информационная безопасность в каждой компании. Так как основной бизнес облачных провайдеров — предоставление защищенной IT-инфраструктуры и облачных сервисов на ее основе, они вкладывают значительные ресурсы в организацию информационной безопасности на разных уровнях. Не у каждой даже крупной компании есть такая возможность. Однако компаниям важно понимать, где заканчиваются возможности облачной платформы по предотвращению рисков и начинается зона ответственности пользователей облака.

К примеру, для IaaS (инфраструктура как услуга) облачный провайдер обеспечивает безопасность центра обработки данных и его инженерных коммуникаций, IT-оборудования и ПО, которое им управляет. То есть защищает инфраструктуру до уровня виртуальных машин. Безопасность IT-систем и данных, которые компания размещает на виртуальных машинах, она обеспечивает самостоятельно — т. е. организует защиту на уровне прикладного ПО. Для этого внедряет ролевую модель управления доступом и механизмы усиленной аутентификации, устанавливает антивирусные средства защиты, межсетевые экраны или хостовые HDS-системы.

При разграничении зон ответственности и правильной организации процессов ИБ со стороны компании облачная платформа не уступает, а иногда превосходит по безопасности аналогичные локальные инфраструктуры.

Персональные данные и платежи в облаке

Компании хранят и обрабатывают в том числе персональные данные, запуская на их основе различные аналитические сервисы. Возникают сомнения: можно ли запускать подобные проекты в облаке? Закон 152-ФЗ, регламентирующий работу с персональными данными, не запрещает хранить их в облаке. Главное, чтобы дата-центры провайдера находились на территории России, а сама платформа соответствовала требованиям регулятора.

Так, операторы персональных данных должны обеспечивать их защиту, соответствующую определенному уровню защищенности, который зависит от типа ПДн, потенциальных угроз, количества пользователей и их статуса. Облачные платформы также обязаны пройти такую аттестацию.

Для размещения в облаке финансовых сервисов провайдер должен иметь сертификат PCI DSS и аттестат соответствия стандартам по безопасности финансовых (банковских) операций ГОСТ Р 57580. Таким образом, работать в облаке можно с чувствительной информацией — главное, чтобы облачный провайдер выполнял соответствующие регуляторные требования.

Финансовый туман

До сих пор можно встретить мнение, что облачная инфраструктура дороже собственной. Однако при грамотном подсчете TCO видно, что чаще всего облачная модель оказывается выгоднее в долгосрочной перспективе.

Так, компания оплачивает облачные сервисы по Pay As You Go — только за потраченные ресурсы, что позволяет сэкономить на содержании избыточных мощностей. Кроме того, облако позволяет перевести капитальные затраты в операционные — не нужно закупать оборудование для масштабирования IT-систем, настраивать их и обслуживать в дальнейшем. Можно сосредоточиться на основных бизнес-задачах, а заботы об инфраструктуре делегировать провайдеру. При использовании облака не нужен большой штат технических специалистов — это исключает расходы на поиск, подбор и содержание команды. Также облако позволяет быстро развернуть решение (сократить срок вывода продукта на рынок) или протестировать гипотезу, что дает возможность компании быстрее получить финансовую выгоду от проекта.

Крупные облачные провайдеры предоставляют бизнесу продвинутые инструменты для разработки решений, в том числе в области работы с большими данными и технологиями искусственного интеллекта. Многие из этих инструментов требуют их доработки под задачи компании и привлечения высококлассных, а значит, дорогостоящих специалистов, а в облаке эти инструменты можно использовать в виде преднастроенных сервисов.

Развитие собственной IT-инфраструктуры сегодня — процесс непростой и довольно затратный. Поэтому гораздо удобнее использовать инфраструктуру и готовые решения из облака по подписке, считают эксперты «Лаборатории Касперского». По их мнению, в ближайшие годы для новых проектов или тестов бизнес будет все более охотно применять облачные ресурсы. В то же время небольшим компаниям переход в облако даст возможность наращивать темпы цифровизации без роста затрат на специалистов по администрированию решений.

Источник: Коммерсант

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend