9 ноября 2021

Новая эра: ЭДО в медицинских организациях

Регуляторы подталкивают медорганизации к ведению документации в электронном виде. Это приведет к росту спроса на услуги хранения и обработки медицинских данных, что станет еще одним стимулом развития рынка ЦОДов и облачных сервисов.

В течение последнего года участники системы здравоохранения получили сразу два правовых акта, которые приближают эру безбумажного документооборота в медицинских организациях. Первый – Приказ Минздрава России от 07.09.2020 № 947н, вступивший в силу с 1 февраля 2021 г., – касается порядка ведения медицинской документации в форме электронных документов. Этот документ участники системы здравоохранения ждали давно, поскольку именно он позволяет вести медицинскую документацию исключительно в электронном виде, без дублирования на бумажном носителе. В настоящее время приказ носит рекомендательный характер и определяет требования к формированию, подписанию, хранению и визуализации электронных документов медицинского учреждения. Второй акт, изданный 1 июня 2021 г., уже носит обязательный характер – это Постановление Правительства РФ № 852 о лицензировании медицинской деятельности, которое предписывает медицинским учреждениям передавать данные об оказанной медицинской помощи на федеральный уровень – в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) – в электронном виде.
 
Иными словами, в настоящее время действуют два взаимодополняющих правовых акта: один разрешает вести документацию медучреждения в электронном виде, другой обязывает именно в таком виде передавать сведения из медицинской организации на федеральный уровень. Стоит отметить, что перечень сведений, которые медорганизация должна передавать на федеральный уровень, постоянно расширяется: сегодня в него входят около 80 документов, но ожидается, что уже к концу текущего года  к ним добавятся еще 30.
 
По сути, эти правовые акты открывают для медицинских организаций новую эру электронного документооборота (ЭДО), который даст возможность клиникам оперативно обмениваться данными не только между собой, государством, но и с пациентами. А это значит, что в не столь отдаленной перспективе можно будет забыть про архивы бумажных карт, бумажные выписки из историй болезни, которые пациент должен был носить с собой при консультации у разных специалистов в разных клиниках, и т.п.
 
Как клинике перейти на ЭДО?
 
Чтобы начать вести ЭДО, клиника первым делом должна подключиться к ЕГИСЗ. Сегодня существуют три способа: прямое подключение медицинской информационной системы клиники (МИС) к ЕГИСЗ, подключение МИС клиники к региональной системе (ГИСЗ), которая взаимодействует с ЕГИСЗ, и наконец, третий способ, оптимальный для большинства частных клиник с точки зрения удобства, оперативности и минимизации финансовых и трудовых затрат – подключение к ЕГИСЗ через оператора иной информационной системы. Способ подключения к ЕГИСЗ клиника выбирает самостоятельно. 
 
Следующий этап – издание в клинике локального акта (приказа) о том, что она будет вести медицинскую документацию в электронном виде. Если речь идет о коммерческих клиниках, оказывающих пациентам платные услуги, то в договор об оказании медицинских услуг необходимо добавить пункт, информирующий пациента о ведении медицинской документации в электронном виде и предоставлении сведений об оказанной помощи в ЕГИСЗ, а также включить этот пункт в согласие на обработку персональных данных пациента.
 
Электронные медицинские записи имеют ту же юридическую силу, что и бумажные документы, заверенные подписью и печатью. При этом электронные документы всегда доступны для пациента и его лечащего врача.
 
Итого, в два несложных шага значительный объем бумажной документации клиники может быть переведен в электронный вид. Однако и тут есть нюансы.
 
Медицинскую документацию в зависимости от ее характера положено хранить от одного года до 50 лет, а связанную с медико-социальной экспертизой – 75 лет. Вся документация, за редким исключением, содержится в выдавшей ее организации. Причем не важно, государственное это учреждение или частная клиника, правила оформления и хранения документов одинаковы, а за их несоблюдение предусмотрена административная ответственность. Как только клиника переходит на ЭДО и издает первый электронный документ, который выдается пациенту, она должна хранить его не менее 25 лет. С одной стороны, с этим нет особых проблем – современные технологии позволяют хранить данные и более длительный период. Однако, если хранение электронного медицинского архива ложится на плечи медицинской организации и ее ИТ-специалистов, то нужно учитывать, что процесс этот будет весьма затратным с точки зрения и финансовых, и технологических, и людских ресурсов. Стоит также отметить, что в настоящее время нормативных актов, регулирующих порядок архивирования медицинских документов в электронном виде, не существует. Эти регламенты пока находятся в стадии формирования и должны будут появиться в течение ближайшего года или двух.
 
Еще один момент – срок годности электронного медицинского документа, подписанного ЭЦП врача. Сегодня срок действия ЭЦП составляет один год. Чтобы обеспечить юридическую значимость электронной медицинской документации в последующем периоде на федеральном уровне (в ЕГИСЗ), реализована подсистема Реестра электронных медицинских документов (РЭМД). Подписанный ЭЦП врача электронный документ регистрируется в РЭМД, что подтверждает его неизменность и легитимность при хранении в системе на протяжении 25 лет и более. Таким образом решается вопрос юридической значимости электронных медицинских документов.
 
Как массовый переход клиник на ЭДО скажется на ИТ-рынке?
 
Во-первых, можно смело прогнозировать, что развитие и повсеместное внедрение ЭДО в медицинских учреждениях в ближайшей временной перспективе приведет к количественному и качественному росту спроса на услуги дата-центров. Уже сегодня размещать свои ресурсы в надежных ЦОДах взамен создания собственных серверных считается хорошим тоном. 
 
Во-вторых, однозначно вырастет спрос на размещаемые в ЦОДах дисковые массивы, в которых организуется архивное хранение. В настоящее время на рынке функционируют примерно 60 тыс. клиник частных форм собственности и около 15 тыс. государственных медорганизаций. Учитывая, что около 50% медпомощи оказывается частными клиниками, несложно подсчитать потенциальный объем электронных документов, генерируемых в сегменте частной медицины. Если отталкиваться от объемов данных, хранящихся в ЦОДах, которые работают с информацией ЕГИСЗ и в которых объем дисковых хранилищ сегодня исчисляется петабайтами, то становится понятно, что частная медицина может сгенерировать данных в три-четыре раза больше. 
 
В-третьих, появится спрос и на обработку медицинских данных. Формировать обезличенные статистические массивы, подключать системы искусственного интеллекта и машинного обучения захотят многие игроки этого рынка.
 
В-четвертых, появятся новые сервисы для пациентов. Например, предоставление доступа к медкарте пациента для клинических исследований, удаленных консультаций с нужными специалистами, оптимизации процессов здоровьесбережения, скоринга  для банков и страховых компаний за дополнительную скидку и прочее.
 
Налицо тренды к упрочению позиций и укрупнению рынка ИT-услуг в здравоохранении.
 
Автор: Владимир Соловьев, эксперт «Нетрика Медицина», генеральный директор, «ЭлНетМед»
Источник: Иксмедиа

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар iTrend «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

19 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов». Организаторы — коммуникационное агентство iTrend, ассоциация РУССОФТ и консалтинговая группа BITOBE.

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 
Все новости iTrend