Начинаем с нуля: что такое Zero-based и как его внедрить компании, которая устала тратить деньги впустую
![](/media/photo/news/b5919.jpg )
Подход Zero-based («нулевая база») применяют для того, чтобы найти максимальный потенциал для оптимизации бизнес-процессов. Его суть заключается в том, чтобы сместить фокус с прошлого опыта на будущие возможности. То есть опираться не на предыдущие показатели и привычные подходы и алгоритмы, а на стратегические и операционные цели бизнеса. И каждый раз просчитывать все расходы и действия, необходимые для достижения цели, «с нуля». Про особенности подхода Zero-based рассказала Виктория Брязгина, руководитель практики «Стратегия управления цепями поставок» Axenix.
Что такое Zero-based
Термин Zero-based введён американцем Питером Пирром в 70-е годы XX века применительно к процессу бюджетирования в организациях. В своей книге Zero-based budgeting он объяснил необходимость ежегодной оценки и обоснования каждого пункта расходов. Составлять годовой бюджет, просто прибавляя к прошлогодней сумме определенный процент, неэффективно, — считал он. А именно так было принято в большинстве крупных компаний. Идея бюджетирования с нулевой базой заключается в том, чтобы формировать бюджеты так, как будто прошлогодних цифр не существовало. Каждый пункт нужно переосмыслить, а затем обосновать.
Сегодня подход Zero-based чаще всего применяется в четырёх областях, связанных с P&L (Profit and Loss) — отчётом о прибылях и убытках компании за определённый период. Перечислим эти области:
- Zero-Based Spend (ZBS) — анализ и пересмотр косвенных расходов, которые нельзя включить в себестоимость продукции (кроме затрат на персонал).
- Zero-Based Organization (ZBO) — проектирование организационной структуры с чистого листа, включая расходы на сотрудников.
- Zero-Based Supply Chain (ZBSC) — трансформация и оптимизация цепочек поставок.
- Zero-Based Front Office (ZBFO) — оптимизация маркетинга, продаж, обслуживания клиентов и ценообразования.
В бизнес-среде подход Zero-based обозначают ZBX — «всё с нуля». При реализации проекта ZBX в любой области важно обеспечить прозрачность финансовых потоков и сформировать ценность — набор инициатив для оптимизации процессов.
Для обеспечения прозрачности необходимо найти ответы на три вопроса: кто тратит, сколько и на что.
Чтобы выяснить, кто тратит, нужно проанализировать расходы в разрезе подразделений:
Полный текст: RB.ru
Читайте наш кейс на РБК: как ИТ-компании прокачать бренд работодателя
16 июля 2024Как вырастить штат ИТ-компании в 15 раз за 3 года - рассказываем в совместном кейсе с IT_ONE
Ася Власова – в шоу «Стражи Леса» на радио «ЭХО лОСЕЙ»
10 июля 2024Ася Власова, сооснователь и управляющий партнёр агентства iTrend, приняла участие в шоу “Стражи Леса” на радио "ЭХО лОСЕЙ". Вместе с Еленой Бочеровой из компании "Киберпротект" поговорили о том, как выстраивать PR и коммуникации в ИТ.
Приглашаем на конференцию для директоров по маркетингу и PR-руководителей ИТ-компаний
5 июня 2024На мероприятии встретятся директора по маркетингу и PR-руководители крупных российских ИТ-компаний.
Экс-редактор Comnews присоединился к команде iTrend
30 мая 2024На позицию руководителя проектов коммуникационного агентства iTrend вышел Денис Шишулин – ранее многолетний выпускающий редактор издательской группы ComNews, одного из самых авторитетных ИТ-изданий в России. В iTrend Денис будет отвечать за стратегическое руководство ряда PR-проектов с ИТ-компаниями, оперативное взаимодействие со СМИ, координацию работы команд, а также за качество проектов, которыми руководит в агентстве.
iTrend — в числе топ-агентств России по версии «Рейтинга Рунета»
28 мая 2024Опубликованы итоги ранкинга коммуникационных агентств от «Рейтинга Рунета–2024». iTrend занял лидирующие места в ключевых для агентства срезах — PR в ИТ-отрасли, SMM в ИТ-отрасли, PR и SMM на аудиторию b2b enterprise, PR-аналитика, PR первых лиц и др.