28 сентября 2023

Мы всё уронили: Петербург столкнулся с масштабным цифровым сбоем

Петербург пережил один из самых масштабных сбоев в работе городских цифровых сервисов. Почти неделю не работали сервисы оплаты парковок и отслеживания маршрутов общественного транспорта. Через раз открывались официальные сайты Смольного.

Как рассказали "ДП" в комитете по информатизации и связи Санкт–Петербурга, сбой связан с переходом на отечественное оборудование.
 
"В рамках импортозамещения ведутся работы по переходу на современные отечественные аппаратные и программные решения. В процессе перехода могут наблюдаться кратковременные перерывы в обслуживании. Возникающие сложности оперативно решаются совместно с производителями оборудования и программных средств", — пояснили в пресс–службе КИС. Чуть больше подробностей телеканалу "Санкт–Петербург" сообщил директор информационно–аналитического центра Андрей Максименко. По его словам, неполадки произошли из–за частично неисправного оборудования, которое не удалось заменить в запланированные сроки. Группы реагирования уже несколько суток пытаются закончить работы.

Сигнал потерян

В КИС "ДП" пояснили, что оборудование меняют в распределённом региональном центре обработки данных ИОГВ СПб (РРЦОД). Он был запущен в 2022 году на базе машинных залов архивного комитета Санкт–Петербурга и общественно–делового комплекса "Невская ратуша". В центре хранятся и обрабатываются данные государственных информационных систем. В частности, там размещено более 70 информационных систем, порталы, сайты, хранится архив городской системы видеонаблюдения, который контролирует более 70 тыс. камер в Петербурге.
 
Отметим, что сбои в системе городских сервисов также приводят к неполадкам в сторонних частных сервисах.
 
В частности, сбой в городской системе по контролю за передвижением общественного транспорта привёл к тому, что автобусы, трамваи и троллейбусы стало невозможно отследить также в "Яндекс.Картах" и "2ГИС".
В "Яндексе" пояснили, что получают данные непосредственно от перевозчиков. На транспорт операторы устанавливают специальные GPS или ГЛОНАСС–датчики.
 
"Сейчас мы совместно работаем над решением. Метки появятся в “Яндекс.Картах”, как только передача данных будет налажена", — заявили в "Яндексе".
 
Один из основных операторов в Петербурге, обеспечивающих установку и обслуживание датчиков на транспорте, — "Ростелеком". В компании "ДП" сообщили, что не имеют отношения к тому, что данные с датчиков не поступают в сервисы отслеживания транспорта.

Отставание спасло

Масштабные сбои в системе оплаты за городскую платную парковку начались вечером 6 сентября. В течение следующих нескольких дней ответственное за инфраструктуру стоянок СПб ГКУ "Городской центр управления парковками" (ГЦУП) периодически сообщало то о восстановлении работы системы, то о новых неполадках. В конце концов, дабы не перегружать пользователей, учреждение придумало новую систему информирования: если аватарки групп Центра в соцсетях красного цвета, значит, наблюдается нестабильность, если зелёного — всё хорошо.
 
В пресс–службе Центра управления парковками подтверждают, что причиной неполадок в функционировании платного парковочного пространства явился общий сбой в городских информационных системах. "Как известно, это коснулось не только работы зоны платной парковки. Многие сервисы Петербурга вышли из строя. Так, например, МФЦ и “Госуслуги” также в последние дни работали с перебоями", — говорят в ГЦУП.
 
На время сбоев инспектора, отслеживающие недобросовестных граждан, которые не платят за стоянку, не выписывали штрафы. После уведомления о возобновлении работы автомобилистам давали 30 минут вместо обычных 15, чтобы они успели внести средства за парковку. О массовых ошибочных штрафах в период неполадок не сообщалось.
 
Восстановить работу платной парковки удалось к утру 12 сентября, однако другие городские транспортные сервисы, "отвалившиеся" вместе со стоянками, так и остались в нокауте. Например, днём во вторник невозможно было отслеживать маршруты передвижения городского транспорта по спутниковой навигации.
 
Эксперты успокаивают, что массовые сбои в работе городских IT–систем хотя и лишают петербуржцев уже привычных и удобных инструментов для планирования своих поездок, но дорожными коллапсами или значительными бюджетными потерями не грозят.
 
Как поясняет транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов, подавляющее большинство систем, отвечающих за реальное управление движением на транспорте, сегодня остаются нецифровыми. Регулировка осуществляется релейными устройствами (на инфраструктуре ОАО "РЖД"), в ручном или "телефонном" режимах — на общественном транспорте.
 
"В Европе мы часто можем услышать, что из–за выхода какого–то сервера из строя останавливаются поезда или метрополитен. Там системы управления завязаны на несколько крупных компьютеров, если с ними что–то происходит, то возникает большая проблема", — говорит он.
 
По словам завкафедрой безопасности СЗИУ РАНХиГС Александра Дмитриева, в российских мегаполисах городской транспорт всё–таки во многом завязан на цифровую систему управления, и при переходе на отечественное ПО сразу проявляются нюансы совместимости между программными продуктами. "Плюс нужно всё настроить, а также обучить персонал. Это фактически перезапуск всей системы, что является довольно сложным процессом, особенно в таком масштабе", — говорит эксперт.
 
В то же время, признаёт Дмитриев, петербургская транспортная отрасль цифровизирована в значительно меньшей степени, нежели во многих европейских городах. Это касается и удобства взаимодействия с ней горожан — в Петербурге до сих пор не все остановки оборудованы электронными табло, которые показывают время прибытия автобусов или троллейбусов.
 
"По сравнению с Москвой также наблюдается небольшое отставание, потому как инвестиции в IT–инфраструктуру в столице значительно превышают петербургские. Пока мы только догоняем лидеров в этих вопросах", — считает специалист.

Не в первый раз

Стоит заметить, что это уже как минимум пятый случай сбоев в системе городских сервисов с начала 2023 года. Первый случился в начале февраля, тогда в течение 2 дней не обновлялась информация по передвижению городского общественного транспорта, а также был недоступен сервис "Здоровье петербуржца". Тогда в Смольном заявили, что виноват сбой в работе РРЦОД.
 
Второй случай произошёл 22 февраля. Тогда перестали работать сайты Смольного и его структурных подразделений, приложение для оплаты парковки, кроме того, стали недоступны порталы "Здоровье петербуржца", "Наш Санкт–Петербург" и система отслеживания передвижения общественного транспорта. При попытке зайти на сайты комитетов Смольного высвечивалась ошибка 502. Тогда в КИС заявили, что ведутся технические работы, поэтому сервисы будут временно недоступны.
 
В начале июля некоторое время была недоступна оплата парковки в центре города. Как заявило тогда СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт–Петербурга", причиной стал технический сбой. По похожей причине оплата парковки стала недоступна на один час 28 июня.
 
Полный текст на сайте "Деловой Петербург"

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 прошел открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend