28 сентября 2023

Мои корпоративные университеты: чему и как в России учат компании

Корпоративные университеты (КУ) стали актуальным форматом предоставления образовательных услуг, особенно в контексте специфических потребностей компаний. О том, как формат развивается в России – в материале Татьяны Галкиной, директора Академии iSpring.

За прошедшие годы корпоративные университеты претерпели значительную эволюцию, адаптируясь к меняющимся потребностям бизнеса. Концепция корпоративных университетов зародилась в начале XX века, когда в 1927 году компания General Motors создала первый такой институт – General Motors Institute. Однако широкое распространение эта идея получила лишь в 1980-1990-х годах. В этот период многие корпорации стали создавать собственные центры обучения и развития, которые часто называют корпоративными университетами. Такие компании, как McDonald’s и Disney, задали стандарт, создав соответственно Hamburger University и Disney University. Эти учебные заведения были созданы для того, чтобы предоставить сотрудникам возможность обучения, непосредственно связанного со стратегическими целями компании.

Сегодня КУ – стратегический инструмент, который помогает компаниям формировать культуру непрерывного обучения и инноваций. Они используются для развития лидерских качеств, повышения эффективности работы и даже для содействия организационным изменениям. Более того, в условиях растущей конкуренции корпоративные университеты могут сыграть решающую роль в привлечении и удержании талантливых сотрудников. Инвестируя в профессиональное развитие кадров, компании повышают удовлетворенность работой, улучшают вовлеченность персонала и демонстрируют свою приверженность делу.

Классика жанра

Среди успешных примеров формата КУ в мире: Googleplex – комплекс компании Google в Маунтин-Вью – пожалуй, самый близкий корпоративный университет к традиционному университетскому образованию, он позволяет сотрудникам компании тратить до 20% рабочей недели на собственные «домашние» проекты и инициативы, которые позволяют им предлагать руководству различные варианты совершенствования существующих решений, а также новинки. Hamburger University – McDonald’s стала первой сетью ресторанов, создавшей глобальный учебный центр для своих сотрудников в 1961 году, университет вооружает персонал инструментами, необходимыми для оптимизации ресурсов при выполнении поставленных задач. Университет Apple – учебная программа этого университета посвящена культуре, истории, структуре и динамике развития компании Apple. Менеджеры также изучают другие компании, чтобы понять, как они преуспели или потерпели неудачу.

A la Russe

Согласно информации ВШЭ, компании в России ежегодно инвестируют свыше 400 миллионов рублей на поддержание работы своих корпоративных университетов, цель которых – подготовка квалифицированных специалистов. В общей сложности корпоративное образование в России охватывает более 4 миллионов людей. Некоторые корпоративные университеты (14%) сосредоточены исключительно на обучении и развитии руководителей всех уровней. Однако, половина этих учебных заведений предлагает свои программы и для внешних слушателей. В частности, 36% из них готовы обучать персонал, связанный с цепочкой поставок (включая клиентов, подрядчиков и другие физические лица), что ведет к повышению эффективности и устойчивости компании. Еще 16% корпоративных университетов занимаются подготовкой студентов и школьников, привлекая молодые таланты и решая задачи по набору на популярные специальности.

В среднем, университеты предлагают около 82,5 программы для внешних клиентов. Также стоит отметить, что из-за различных методик обучения, аудитория корпоративных университетов может варьироваться от 1,5 тысяч до 880 тысяч человек, среднее значение составляет более 73 тысяч человек на один университет. В 2021 году на обучение одного человека в среднем уходило 43,4 часа (от 2,3 до 150 часов), что в общем соответствует средней продолжительности «навыковых» программ университетов в 42,5 часа.

В последние годы доступность программ увеличилась благодаря переходу к онлайн-формату обучения: с 2019 по 2021 год доля онлайн-обучения выросла с 28% до 68%. С уходом больших HRM и ERP ИТ решений в 2022 году, компании сегодня хотят найти новых провайдеров, максимально широко и качественно закрывающих их потребности с тем же уровнем качества. И здесь встает проблема как с широтой функциональности, так и с качеством ИТ-решений.

Из других актуальных тенденций стоит отметить возросшую актуальность вопросов ИБ и хранения данных во внутреннем контуре, а также существенное сокращение бюджетов на обучение и другие саппорт-функции.

Краткий обзор КУ в РФ

Сегодня среди корпоративных университетов России можно выделить лидеров, признанных международным экспертным сообществом в сфере корпоративного образования.

«СберУниверситет» – центр образования, заявляющий о своих амбициях по созданию образовательной среды и системы для подготовки лидеров, предлагающий сочетание очного, дистанционного и онлайн обучения, включая использование виртуальной школы. Имеет более 500 образовательных программ для развития различных навыков. Образовательная платформа «СберУниверситета» разработана внутри компаний экосистемы Сбера и партнерами по модели SaaS. Она используется для организации процессов обучения и развития собственных сотрудников, а также специалистов из пула вендоров и партнеров. Платформа поддерживает современные технологии и обеспечивает гибкое решение, способное быстро адаптироваться к новинкам в области веб-разработки, таким как быстрая разработка новых модулей для изменяющихся бизнес-процессов, быстрая SSO-интеграция, кастомизированный API и т.д.

«Яндекс. Академия» — образовательным подразделением ИТ-гиганта и предлагает широкий выбор качественных онлайн-курсов по различным темам. Эти курсы разработаны экспертами «Яндекса» и ведущими специалистами в соответствующих областях. Студенты могут выбирать курсы по веб-разработке, аналитике данных, машинному обучению, дизайну и многим другим. Помимо этого, существует библиотека практикумов и мастер-классов. Академия проводит практические занятия, где студенты могут применить полученные знания на практике под руководством опытных инструкторов. После успешного завершения курсов и обучения, студенты имеют возможность получить официальные сертификаты, подтверждающие их профессиональные навыки. Эти сертификаты могут быть полезны при поиске работы или продвижении по карьерной лестнице.

«Билайн Университет» – первый корпоративный университет в России, основанный Дмитрием Зиминым в 1999 году. Его задачей стало обучение и развитие навыков не только сотрудников компании, но и предоставление программ, курсов и тренингов для всех желающих. Сейчас здесь предлагается более 1800 программ развития корпоративных и профессиональных навыков. Доступны тренинги, курсы, модульные программы, цифровые форматы обучения, вебинары и лекции. В рамках этих программ учат как hard skills — профессиональным компетенциям, так soft – социальным навыкам для повышения качества взаимодействия в коллективе и совершенствованию методологии работы, а также предоставляют консультации по развитию карьеры. Изначально обучение в «Билайн Университете» было доступно только сотрудникам компании. Однако с 3 сентября 2021 года университет начал предоставлять обучение и другим клиентам. Университет предлагает разнообразные программы.

Как бизнес считает эффективность корпоративного обучения

Корпоративные университеты есть пока далеко не во всех компаниях. Однако нередки случаи, когда бизнес получает реальную измеримую выгоду и от внедрения единичных курсов и систем управления обучением.​​ Так в 2019 году ювелирная компания SOKOLOV запустила платформу онлайн-обучения iSpring для сотрудников своих офисов. Проект помог систематизировать основы знаний в формате единого информационного поля. Также были решены задачи информационного сопровождения стандартного пополнения ассортимента – для использования множества вариантов для менеджеров, которые оперативно рассказывают обо всех новинках.

Доступ к образовательным ресурсам обеспечен по модели 24/7. Приложение позволяет пройти обучение в любом удобном месте, через любое устройство. 72% из почти 5 тыс. пользователей обучаются через мобильное приложение, 71% — через компьютер и 36% — через мобильные браузеры.

В итоге показатель качества обслуживания покупателей с 69% удовлетворенности вырос до 85%. Размер среднего чека увеличился в 2,5 раза. Средний уровень обученности сотрудников составляет сегодня 90–92%. Текучка кадров за 6 месяцев работы платформы упала с 21% до 0,5%.

Технологии, методики, подходы

Сейчас концепция постоянного получения образования на протяжении всей жизни стала приоритетной. Она предполагает, что из-за изменений в технологиях и рабочих практиках, устаревания профессий и появления новых, людям приходится непрерывно учиться и развивать универсальные компетенции и те самые «софт-скиллы», которые важны независимо от сферы деятельности и профессии. В этой концепции обучение становится «студентоцентричным», т.е. в ней учащийся выступает не только в качестве субъекта, но и в роли заказчика и инициатора обучения.

В сфере корпоративного обучения это проявляется в переходе от концепции T&D (training and development) к концепции L&D (learning and development). То есть, вместо «тренинга» в корпоративных университетах ставится четкий акцент именно на обучении. В концепции T&D корпоративная система обучения в первую очередь ориентирована на решение бизнес-задач. Запросы на обучение исходят от руководителей, а учебные программы назначаются сотрудникам независимо от их желания и интересов.

Например, руководитель решает, что его подчиненным необходимо улучшить навыки управления временем и назначает им тренинг. В концепции L&D запросы на обучение исходят от сотрудников, потому что это выгодно как им, так и работодателю. Учебные программы нацелены не только на профессиональное, но и на личное развитие. Например, сотрудник, желая выступать на профессиональных конференциях, просит тренинг по публичным выступлениям, так как считает себя слабым оратором. Это связано с тем, что люди, заинтересованные в своем развитии, считают интересные возможности обучения в компании преимуществом работы в ней. Качественное обучение может быть использовано в качестве инструмента привлечения и удержания активных сотрудников. Еще одной причиной изменения модели является популярность концепции «бирюзовых компаний», когда работодатели стремятся построить неавторитарную горизонтальную модель иерархии, где каждый сотрудник является партнером и равноправным участником процессов, а его вклад ценится.


Роль КУ влияние направления на бизнес меняется. L&D-подход становится частью стратегии развития бизнеса и не только реагирует на текущие потребности компании, но и предвидит ее будущие образовательные потребности, тем самым способствуя развитию.

Еще одной причиной трансформации корпоративных университетов стала цифровизация, которая затронула все отрасли, включая образование. Образовательные мероприятия широко проводятся в онлайн или смешанном формате, и популярным становится микрообучение.

Хотя создание учебных программ остается важной задачей, специалисты в области L&D все больше играют роль кураторов, а компании обращаются к обучению от коллег к коллеге, развитию экспертов и тренеров из числа сотрудников, стимулируя создание собственного образовательного контента на основе уникального личного опыта. Следовательно, модель «самообучающейся компании» становится популярной.

По мнению экспертов, у корпоративных университетов и платформ EdTech есть широкие возможности для сотрудничества, однако в российской практике это направление пока не очень развито.

Источник: HR по-русски

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 прошел открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend