Мои корпоративные университеты: чему и как в России учат компании

Корпоративные университеты (КУ) стали актуальным форматом предоставления образовательных услуг, особенно в контексте специфических потребностей компаний. О том, как формат развивается в России – в материале Татьяны Галкиной, директора Академии iSpring.
За прошедшие годы корпоративные университеты претерпели значительную эволюцию, адаптируясь к меняющимся потребностям бизнеса. Концепция корпоративных университетов зародилась в начале XX века, когда в 1927 году компания General Motors создала первый такой институт – General Motors Institute. Однако широкое распространение эта идея получила лишь в 1980-1990-х годах. В этот период многие корпорации стали создавать собственные центры обучения и развития, которые часто называют корпоративными университетами. Такие компании, как McDonald’s и Disney, задали стандарт, создав соответственно Hamburger University и Disney University. Эти учебные заведения были созданы для того, чтобы предоставить сотрудникам возможность обучения, непосредственно связанного со стратегическими целями компании.
Сегодня КУ – стратегический инструмент, который помогает компаниям формировать культуру непрерывного обучения и инноваций. Они используются для развития лидерских качеств, повышения эффективности работы и даже для содействия организационным изменениям. Более того, в условиях растущей конкуренции корпоративные университеты могут сыграть решающую роль в привлечении и удержании талантливых сотрудников. Инвестируя в профессиональное развитие кадров, компании повышают удовлетворенность работой, улучшают вовлеченность персонала и демонстрируют свою приверженность делу.
Классика жанра
Среди успешных примеров формата КУ в мире: Googleplex – комплекс компании Google в Маунтин-Вью – пожалуй, самый близкий корпоративный университет к традиционному университетскому образованию, он позволяет сотрудникам компании тратить до 20% рабочей недели на собственные «домашние» проекты и инициативы, которые позволяют им предлагать руководству различные варианты совершенствования существующих решений, а также новинки. Hamburger University – McDonald’s стала первой сетью ресторанов, создавшей глобальный учебный центр для своих сотрудников в 1961 году, университет вооружает персонал инструментами, необходимыми для оптимизации ресурсов при выполнении поставленных задач. Университет Apple – учебная программа этого университета посвящена культуре, истории, структуре и динамике развития компании Apple. Менеджеры также изучают другие компании, чтобы понять, как они преуспели или потерпели неудачу.
A la Russe
Согласно информации ВШЭ, компании в России ежегодно инвестируют свыше 400 миллионов рублей на поддержание работы своих корпоративных университетов, цель которых – подготовка квалифицированных специалистов. В общей сложности корпоративное образование в России охватывает более 4 миллионов людей. Некоторые корпоративные университеты (14%) сосредоточены исключительно на обучении и развитии руководителей всех уровней. Однако, половина этих учебных заведений предлагает свои программы и для внешних слушателей. В частности, 36% из них готовы обучать персонал, связанный с цепочкой поставок (включая клиентов, подрядчиков и другие физические лица), что ведет к повышению эффективности и устойчивости компании. Еще 16% корпоративных университетов занимаются подготовкой студентов и школьников, привлекая молодые таланты и решая задачи по набору на популярные специальности.
В среднем, университеты предлагают около 82,5 программы для внешних клиентов. Также стоит отметить, что из-за различных методик обучения, аудитория корпоративных университетов может варьироваться от 1,5 тысяч до 880 тысяч человек, среднее значение составляет более 73 тысяч человек на один университет. В 2021 году на обучение одного человека в среднем уходило 43,4 часа (от 2,3 до 150 часов), что в общем соответствует средней продолжительности «навыковых» программ университетов в 42,5 часа.
В последние годы доступность программ увеличилась благодаря переходу к онлайн-формату обучения: с 2019 по 2021 год доля онлайн-обучения выросла с 28% до 68%. С уходом больших HRM и ERP ИТ решений в 2022 году, компании сегодня хотят найти новых провайдеров, максимально широко и качественно закрывающих их потребности с тем же уровнем качества. И здесь встает проблема как с широтой функциональности, так и с качеством ИТ-решений.
Из других актуальных тенденций стоит отметить возросшую актуальность вопросов ИБ и хранения данных во внутреннем контуре, а также существенное сокращение бюджетов на обучение и другие саппорт-функции.
Краткий обзор КУ в РФ
Сегодня среди корпоративных университетов России можно выделить лидеров, признанных международным экспертным сообществом в сфере корпоративного образования.
«СберУниверситет» – центр образования, заявляющий о своих амбициях по созданию образовательной среды и системы для подготовки лидеров, предлагающий сочетание очного, дистанционного и онлайн обучения, включая использование виртуальной школы. Имеет более 500 образовательных программ для развития различных навыков. Образовательная платформа «СберУниверситета» разработана внутри компаний экосистемы Сбера и партнерами по модели SaaS. Она используется для организации процессов обучения и развития собственных сотрудников, а также специалистов из пула вендоров и партнеров. Платформа поддерживает современные технологии и обеспечивает гибкое решение, способное быстро адаптироваться к новинкам в области веб-разработки, таким как быстрая разработка новых модулей для изменяющихся бизнес-процессов, быстрая SSO-интеграция, кастомизированный API и т.д.
«Яндекс. Академия» — образовательным подразделением ИТ-гиганта и предлагает широкий выбор качественных онлайн-курсов по различным темам. Эти курсы разработаны экспертами «Яндекса» и ведущими специалистами в соответствующих областях. Студенты могут выбирать курсы по веб-разработке, аналитике данных, машинному обучению, дизайну и многим другим. Помимо этого, существует библиотека практикумов и мастер-классов. Академия проводит практические занятия, где студенты могут применить полученные знания на практике под руководством опытных инструкторов. После успешного завершения курсов и обучения, студенты имеют возможность получить официальные сертификаты, подтверждающие их профессиональные навыки. Эти сертификаты могут быть полезны при поиске работы или продвижении по карьерной лестнице.
«Билайн Университет» – первый корпоративный университет в России, основанный Дмитрием Зиминым в 1999 году. Его задачей стало обучение и развитие навыков не только сотрудников компании, но и предоставление программ, курсов и тренингов для всех желающих. Сейчас здесь предлагается более 1800 программ развития корпоративных и профессиональных навыков. Доступны тренинги, курсы, модульные программы, цифровые форматы обучения, вебинары и лекции. В рамках этих программ учат как hard skills — профессиональным компетенциям, так soft – социальным навыкам для повышения качества взаимодействия в коллективе и совершенствованию методологии работы, а также предоставляют консультации по развитию карьеры. Изначально обучение в «Билайн Университете» было доступно только сотрудникам компании. Однако с 3 сентября 2021 года университет начал предоставлять обучение и другим клиентам. Университет предлагает разнообразные программы.
Как бизнес считает эффективность корпоративного обучения
Корпоративные университеты есть пока далеко не во всех компаниях. Однако нередки случаи, когда бизнес получает реальную измеримую выгоду и от внедрения единичных курсов и систем управления обучением. Так в 2019 году ювелирная компания SOKOLOV запустила платформу онлайн-обучения iSpring для сотрудников своих офисов. Проект помог систематизировать основы знаний в формате единого информационного поля. Также были решены задачи информационного сопровождения стандартного пополнения ассортимента – для использования множества вариантов для менеджеров, которые оперативно рассказывают обо всех новинках.
Доступ к образовательным ресурсам обеспечен по модели 24/7. Приложение позволяет пройти обучение в любом удобном месте, через любое устройство. 72% из почти 5 тыс. пользователей обучаются через мобильное приложение, 71% — через компьютер и 36% — через мобильные браузеры.
В итоге показатель качества обслуживания покупателей с 69% удовлетворенности вырос до 85%. Размер среднего чека увеличился в 2,5 раза. Средний уровень обученности сотрудников составляет сегодня 90–92%. Текучка кадров за 6 месяцев работы платформы упала с 21% до 0,5%.
Технологии, методики, подходы
Сейчас концепция постоянного получения образования на протяжении всей жизни стала приоритетной. Она предполагает, что из-за изменений в технологиях и рабочих практиках, устаревания профессий и появления новых, людям приходится непрерывно учиться и развивать универсальные компетенции и те самые «софт-скиллы», которые важны независимо от сферы деятельности и профессии. В этой концепции обучение становится «студентоцентричным», т.е. в ней учащийся выступает не только в качестве субъекта, но и в роли заказчика и инициатора обучения.
В сфере корпоративного обучения это проявляется в переходе от концепции T&D (training and development) к концепции L&D (learning and development). То есть, вместо «тренинга» в корпоративных университетах ставится четкий акцент именно на обучении. В концепции T&D корпоративная система обучения в первую очередь ориентирована на решение бизнес-задач. Запросы на обучение исходят от руководителей, а учебные программы назначаются сотрудникам независимо от их желания и интересов.
Например, руководитель решает, что его подчиненным необходимо улучшить навыки управления временем и назначает им тренинг. В концепции L&D запросы на обучение исходят от сотрудников, потому что это выгодно как им, так и работодателю. Учебные программы нацелены не только на профессиональное, но и на личное развитие. Например, сотрудник, желая выступать на профессиональных конференциях, просит тренинг по публичным выступлениям, так как считает себя слабым оратором. Это связано с тем, что люди, заинтересованные в своем развитии, считают интересные возможности обучения в компании преимуществом работы в ней. Качественное обучение может быть использовано в качестве инструмента привлечения и удержания активных сотрудников. Еще одной причиной изменения модели является популярность концепции «бирюзовых компаний», когда работодатели стремятся построить неавторитарную горизонтальную модель иерархии, где каждый сотрудник является партнером и равноправным участником процессов, а его вклад ценится.
Роль КУ влияние направления на бизнес меняется. L&D-подход становится частью стратегии развития бизнеса и не только реагирует на текущие потребности компании, но и предвидит ее будущие образовательные потребности, тем самым способствуя развитию.
Еще одной причиной трансформации корпоративных университетов стала цифровизация, которая затронула все отрасли, включая образование. Образовательные мероприятия широко проводятся в онлайн или смешанном формате, и популярным становится микрообучение.
Хотя создание учебных программ остается важной задачей, специалисты в области L&D все больше играют роль кураторов, а компании обращаются к обучению от коллег к коллеге, развитию экспертов и тренеров из числа сотрудников, стимулируя создание собственного образовательного контента на основе уникального личного опыта. Следовательно, модель «самообучающейся компании» становится популярной.
По мнению экспертов, у корпоративных университетов и платформ EdTech есть широкие возможности для сотрудничества, однако в российской практике это направление пока не очень развито.
Источник: HR по-русски
«Стратегия развития Telegram-канала ИТ-компании»: запись онлайн-встречи MCIO и iTrend
25 октября 2023iTrend начал работу с одним из лидеров российского рынка разработки решений на базе нейросетей — компанией «Наносемантика»
20 сентября 2023«Наносемантика» входит в ТОП-10 российских компаний, занимающихся нейросетями, по версии CNews.
Стоп-фразы, или Что никогда нельзя писать в текстах - разбираем на VC
20 сентября 2023Вот лишь поверхностным взглядом слова и фразы-мусор, которые мы стараемся не допускать в текстах.
Маркировка рекламы создаст новую профессию? Комментируем тему для Ъ
13 сентября 2023Рекламщикам понадобились маркировщики: новые правила создали новую специальность
Как мемы и юмор помогают бизнесу. Комментируем для "Делового Петербурга"
29 августа 2023Digital–директор iTrend Ася Шабалина поделилась своим мнением об использовании мемов и юмора в маркетинге.