16 августа 2023

Мобилизация роботов

Уже полтора года идет дискуссия, есть ли будущее у программной роботизации в России после ухода из страны зарубежных вендоров. Практика и ситуация на рынке показывают, что организациям жизненно необходима автоматизация бизнес-процессов. Какова расстановка сил в отечественном сегменте ПО-роботов и какие задачи необходимо решить в ближайшей перспективе, читателям RSpectr рассказал руководитель направления RPA в Axenix Александр Сухарев.

ПЕРЕЗАГРУЗКА ТЕХНОЛОГИИ

Еще полтора года назад отечественный рынок был на 80-90% освоен иностранными компаниями Blue Prism, UiPath, Automation Anywhere, Kryon. Российские RPA-решения (Robotic Process Automation) хотя и были представлены, но внедрялись в основном в компаниях, тесно связанных с государственным сектором.

В 2022–2023 годах ситуация развернулась на 180 градусов. Подавляющее большинство лицензий зарубежных вендоров имеет ограниченный срок. С проблемами столкнулись даже компании – пользователи бессрочных лицензий: они уже больше года работают без технической поддержки и возможности масштабирования.

Бизнес задумался о замене систем. Тем более, за последние несколько лет на рынке появились достойные внимания отечественные продукты: PIX Robotics, Primo RPA, Robin RPA, Sherpa RPA, ORPA и другие, и даже оформились лидеры.

Продукты нашли свои ниши, рынок заговорил об успешных масштабных кейсах. Опытом внедрения начали делиться крупные игроки: «Ростелеком»Росбанк«Лента» и многие другие.

Глобально ситуация с роботизацией не сильно отличается от других ИТ-направлений, где основными игроками были иностранные компании.

С одной стороны, почти всем компаниям, у которых уже есть программные роботы, пришлось или придется переносить их на отечественные платформы. Что приводит к затратам на выбор нового решения, его изучение, приобретение, а также перенос логики и сценариев. С другой стороны, это привело к значительному скачку в развитии функционала и возможностей отечественных платформ.

Axenix сотрудничает почти со всеми основными вендорами российских RPA-решений, и нам на практике удалось убедиться, что, во-первых,

РАЗРАБОТЧИКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЛАТФОРМ БЫСТРЕЕ В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ: ЛЮБЫЕ ВОПРОСЫ МОГУТ БЫТЬ РЕШЕНЫ В СЧИТАНЫЕ ЧАСЫ

Во-вторых, оперативнее проходит фаза заключения договора и переход непосредственно к автоматизации бизнеса.

Более того, отечественные RPA-платформы не только имеют все возможности, которые были у зарубежных, но и ориентированы на российский рынок. То есть могут «из коробки» интегрироваться с востребованными отечественными ИТ-продуктами, например 1С. Этого всегда не хватало импортным решениям.

И, наконец, российские платформы дешевле глобальных – их стоимость привязана к уровню оплаты труда в РФ.

Благодаря всему этому технология стала более доступной, получила второе дыхание.

Неудивительно, что еще прошлым летом аналитики предсказывали: к 2024 году до 90% российских заказчиков перейдет на импортонезависимые RPA-решения.

ЭФФЕКТИВНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

Суть программной роботизации состоит в том, чтобы оптимизировать бизнес-процессы и уменьшить количество ручного труда за счет использования RPA-решений. Роботы могут выполнять множество простых, но трудоемких задач, таких как перенос и ввод данных, проверка и распознавание первичной документации, формирование массовых рассылок и многое другое.

Главное, чтобы бизнес-процесс был строго регламентированным. На таких задачах один или несколько роботов способны экономить сотрудникам ежемесячно до 80% затрат по времени для конкретной задачи, по данным Data Acquisition.

Более того, бизнес может не только экономить на ФОТ, но и ускорить и улучшить бизнес-процессы – роботы не спят, не едят, не делают ошибок, полностью отсутствует человеческий фактор. В условиях кризиса все это крайне важно для бюджета компаний.

Например, RPA-решение позволило в банке принимать большее число заявок клиентов (в три раза по сравнению с человеком), а средняя скорость обработки заявки выросла в пять раз. В итоге удалось снизить рутинную нагрузку для 3 тыс. сотрудников.

ОДНИМ ИЗ ВЫЗОВОВ, С КОТОРЫМ СТАЛКИВАЕТСЯ ТЕХНОЛОГИЯ RPA, ЯВЛЯЕТСЯ ПОИСК ПРОЦЕССОВ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ, ОСОБЕННО КОГДА НАИБОЛЕЕ ОЧЕВИДНЫЕ УЖЕ РОБОТИЗИРОВАНЫ

С этой проблемой помогает справиться другая технология, нашедшая новое применение в связке с RPA, – process mining (поиск эффективного алгоритма).

Процесс-майнинг в контексте направления означает использование методов, основанных на данных, для выявления, анализа и улучшения бизнес-процессов с помощью технологии RPA. Он сочетает в себе добычу данных и моделирование процессов, чтобы получить представление о специфике их выполнения, выявления узких мест и их оптимальной автоматизации.

Анализ процессов начинается со сбора данных о событиях с рабочих станций, которые включают информацию о действиях пользователей, временные метки, логи событий и сопутствующие данные.

Собранные данные о событиях могут потребовать предварительной обработки для обеспечения качества и согласованности данных. Этот этап включает в себя очистку данных, обработку отсутствующих значений и преобразование данных в формат, подходящий для анализа.

На этапе обнаружения алгоритмы поиска процессов анализируют данные о событиях для автоматического обнаружения моделей процессов, лежащих в их основе. Эти модели представляют собой последовательность действий, точки принятия решений и возможные потоки процессов. Целью обнаружения процесса является выявление реального процесса на основе наблюдаемых данных о событиях.

Таким образом, эффект от использования process mining совместно с технологией RPA очевиден: экономия финансовых и кадровых ресурсов компаний как для поиска и оптимизации процессов, так и для их автоматизации.

В условиях кадрового голода на рынке – по оценкам ЦБ, сейчас наиболее высокие показатели дефицита кадров с 1998 года – компании стараются удержать специалистов. Им важно повышать вовлеченность работников и их удовлетворенность. Этому сильно мешают стресс-факторы: по результатам недавнего исследования «Работа.ру» и «СберЗдоровье», более 50% россиян испытывают постоянный стресс на работе из-за накопленной усталости (36%) и большого количества задач (25%). Выгоревшие сотрудники часто уходят с работы и начинают искать себя.

Одним из способов, позволяющих снизить влияние данной проблемы, является технология RPA, позволяющая устранить рутинные операции, которые более всего утомляют сотрудников, переложив их выполнение на программных роботов.

По данным глобальных вендоров RPA, с помощью технологии можно сократить рабочую нагрузку сотрудников на 30% и более

В результате фокус их внимания смещается на более сложные и креативные задачи – те, что их «зажигают».

ТРЕНД НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Таким образом, польза RPA в условиях нестабильной экономической ситуации очевидна. В 2023–2024 годах ожидается восстановление российского RPA-рынка до уровня 2021-го. Это произойдет за счет новых RPA-проектов, которые станут возможными благодаря более доступным ценовым политикам российских вендоров.

Сейчас для этого нужно решить вопрос миграции. Почти всем компаниям, у которых уже есть программные роботы, необходимо перенести их на отечественные платформы.

Фактически нужно переписать уже реализованный проект заново. Это не требует таких больших объемов работ, как роботизация с нуля. Некоторые RPA-платформы имеют собственные конвертеры, которые переносят сценарии работы роботов в новую систему.

Тем не менее большую часть процесса, логики и нюансов необходимо проанализировать и перенести вручную, опираясь на имеющуюся реализацию. Кроме того, необходимо выбрать вендора RPA-решения, проанализировав имеющиеся на рынке платформы и сравнив их возможности и функционал.

Еще одним вызовом здесь можно назвать отсутствие зрелого рынка и проверенных временем платформ-лидеров, задающих тренды. Однако эти условия помогают создавать здоровую конкуренцию, в которой формируются по-настоящему рабочие и востребованные решения.

Источник: Rspectr.com

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 прошел открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend