Одним из пионеров цифровой маркировки стала табачная индустрия. Представители этой отрасли утверждают, что не сталкивались с функциональными проблемами ПО. Василий Груздев, директор по работе с органами государственной власти JTI Россия, считает, что система цифровой маркировки и прослеживания эффективно выявляет продажи нелегальных сигарет, то есть эффект от неё есть. Некоторые производители продукции в других отраслях тоже отмечают, что наладить работу с маркировкой у них получилось без проблем, а все вопросы решаются в штатном режиме.
Так или иначе, инструменты для работы с маркировкой становятся нужны всем. Как выяснил "ДП", предложений хватает, причём потенциал рынка разнообразен. Решения есть для производителей, импортёров, дистрибьюторов, розницы. В каждой товарной группе свои особенности (например, маркировка лекарств, обуви и ювелирных изделий довольно сильно отличается), поэтому на рынке есть и узкоспециализированные сервисы, обращает внимание директор по маркировке IT–компании "Эвотор" Вячеслав Предыбайло.
Выбор продукта и способа маркировки зависит и от масштаба компании. Для крупных предприятий сложно представить сервис с готовыми условиями, который можно было бы применить "из коробки", отмечает старший менеджер практики технологического консалтинга для компаний потребительского сектора Accenture в России Евгения Колосовская. Ведь маркировка влияет на сквозные процессы: от производства и логистики до взаимодействия с партнёрами и финучёта.
"Инвестиции нужны не только на внедрение информационных систем и сервисов класса Track&Trace, но и на оборудование для производственных линий, модернизацию и интеграцию систем MES, ERP и WMS. Если производство располагается за рубежом, инвестиции также требуются для оснащения зарубежных площадок либо таможенных складов. Опыт показывает, что на начальных этапах компании часто недооценивают сложность и затраты на проект внедрения маркировки. Хотя для компании–производителя инвестиции в неё могут быть основными в текущем финансовом году", — говорит Колосовская.
Зато в небольших компаниях может вообще не быть проектного менеджера или даже IT–специалистов, поэтому использование готового решения или сервиса будет оптимальным.
Инструменты для работы с маркировкой уже приносят разработчикам неплохой доход. Например, "СберКорус" за 2021 год получил выручку около 2 млн евро по проектам маркировки. У компании есть решение для ручной маркировки, которое использует малый бизнес, в частности импортёры, региональные дистрибьюторы, ретейл, интернет–магазины и службы доставки. Решение создано для производств, где задействован ручной труд, и поставляется в виде ПО и оборудования. Другой продукт — автоматическая маркировка "СберКорус" для автоматизированных производств молочных продуктов, воды, пива, антисептиков, консервов, кормов для животных и т. д.
Руководители проектов Илья Барабаш и Анна Дёмкина рассказали "ДП", что стоимость автоматической маркировки варьируется от одного до десятков миллионов рублей. На заводах обычно есть несколько производственных линий, где фасуется разная продукция. Например, невозможно фасовать на одной линии и молоко в мягкие пакеты из плёнки, и творог в стаканы. Эти процессы разделены. И на каждую из таких линий требуется ПО и оборудование для маркировки.
На молокозаводах оборудование одной линии обходится в 1,5–3 млн рублей. А на производствах воды или пива, при подключении двух ступеней агрегации, цена может превысить 10 млн рублей. Для предприятий с ручным трудом стоимость начинается с 26 тыс. рублей за ПО для одного рабочего места.
Сервис для малого и среднего бизнеса есть у "Эвотора" (для розничной торговли). С его помощью клиенты осуществляют приём электронных накладных, товарный учёт, предоставление данных в личный кабинет "Честный знак" (мониторинг статусов кодов, списание, отображение статусов проверки кодов при добавлении в чек и др.), продажу со сканированием кода маркировки.
"Такие сервисы и ЭДО становятся драйверами цифрового развития торговли на ближайшие годы. Поэтому растёт интерес к связанным с этими направлениями решениям. Мы фиксируем трёхкратный рост подключений клиентов к сервису по работе с цифровой маркировкой товаров год к году, двукратный рост — к системе электронного документооборота", — отмечает руководитель направления "Платформа ОФД" Андрей Ананьев.
Рынок привлекателен и для стартапов, однако основные сливки хищно снимают более опытные игроки. И этому есть объяснения: помимо экспертизы в построении систем Track&Trace (с оглядкой на законодательство) нужно иметь представление о том, как устроено производство в разных отраслях.
"Стартапы вынуждены экспериментировать на своих клиентах без гарантий успеха, что мало кому понравится", — считает Илья Барабаш.
Полный текст на сайте
"Деловой Петербург"