15 февраля 2024

LMS: признаки качества и правила выбора

Система управления обучением  (LMS) — интернет-сервис, который позволяет проводить обучение онлайн. Проходить курсы и смотреть вебинары здесь можно в любое удобное время с планшета и телефона. Руководителям LMS дают возможность мониторить то, как обучение влияет на бизнес-показатели. О нюансах выбора – в нашем материале.

Суть явления и его особенности

Системы LMS играют все более значимую роль в корпоративном сегменте. Сегодня это цифровые платформы, объединяющие в себе технологии и методы, удаленно предоставляющие доступ к образовательным программам. Среди ключевых аспектов роли LMS в корпоративном сегменте:

 

  • Гибкость и доступность. Системы управления знанием позволяют сотрудникам учиться где и когда угодно. Причем на любом устройстве: ноутбуке, планшете, телефоне.
  • Снижение затрат. Чтобы «прокачать» сотрудников, компании приходится собирать их в учебном центре или отправлять тренеров по филиалам. LMS экономит расходы на проезд, командировки, проживание в отеле и аренду помещения под тренинг – вместо этого достаточно один раз создать онлайн-курс и посмотреть результаты по отчетам.
  • Аналитика. LMS может собирать данные и предоставлять аналитическую информацию о прохождении курсов, успеваемости и интересах сотрудников. Это помогает компаниям лучше адаптировать свои образовательные программы под потребности команды.

 

Задачи, которые помогает решать LMS

Первое – адаптирует новичков. Когда в компанию устраивается новый специалист, система автоматически назначает ему программу обучения в соответствии с должностью. Это помогает быстрее вникнуть во внутренние процессы компании. Обучение не зависит от графика работы тренера или наставника.

Второе – берет рутину на себя: напомнит о вебинаре пуш-сообщением, запишет на мастер-класс, проверит результаты тестирования и сэкономит время HR-отдела. 

Третье — формирует единую базу знаний. Образцы документов, инструкции, стандарты круглосуточно доступны в системе. Это особенно важно, когда кто-то из сотрудников увольняется или происходят изменения в персонале.

LMS справится даже с проверкой квалификации. Чтобы увидеть уровень подготовки сотрудников каждого подразделения, в LMS можно собрать онлайн-тест: она проверит ответы и покажет результаты в отчетах.

Два пути

Системы дистанционного обучения делятся на standalone (серверные) и облачные, или SaaS-системы.

Standalone-система работает по принципу классического ПО: оплата, установка на «железе» покупателя, настройка под его потребности. Запуск занимает от недели до нескольких месяцев — всё зависит от набора функционала и интеграций, нужных для работы. Все данные хранятся на серверах заказчика. Обслуживать и поддерживать работоспособность системы компании придется самостоятельно.

Серверная LMS работает через Интернет и размещена на серверах поставщика (облачное размещение). К работе с ней можно приступать сразу после оплаты, ничего разворачивать и настраивать не нужно: создается корпоративный аккаунт, загружаются обучающие материалы и назначается ответственный, который следит за прохождением обучения. Запуск такого варианта обычно занимает один день. За работой системы следят специалисты поставщика, они же устанавливают обновления, исправляют ошибки и решают технические вопросы пользователей.

Как выбрать?

На старте необходимо определить задачи и желаемые результаты, это позволит оценить эффективность проекта после его запуска. Затем важно расставить приоритеты: какие функции LMS необходимы, а на каких можно сэкономить. Следует учесть и ограничения: сроки, бюджет, количество пользователей, необходимость использования определенной технологии, например установки системы на собственный сервер.

Наконец, составляется ТЗ, учитывающее все вышеперечисленные пункты. Продуманное техническое задание поможет корректно понять задачу и обозначит важные детали, влияющие на выбор решения, реализацию проекта и его стоимость.

Важные аспекты

Информация, которую нужно иметь перед запуском проекта:

 

  • Количество обучающихся сотрудников.
  • Ожидаемое число активных пользователей ежедневно или ежемесячно.
  • Объем уже имеющихся курсов.
  • Планируемые к добавлению материалы.

 

Второй момент: роли пользователей. Количество и типы необходимых ролей обычно соответствуют структуре компании. В небольшой организации один сотрудник часто выполняет несколько функций: самостоятельно настраивает портал, добавляет пользователей и загружает контент. В этом случае двух ролей может быть достаточно – администратора и пользователя. Для больших компаний могут потребоваться пять и более ролей: тимлиды, руководители направлений и др.

Крайне важны и требуемые функциональные возможности. Необходимо определить, какие корпоративные приложения и системы будут интегрированы с LMS.

Что спросить у вендора?

Существует набор критериев, по которым можно оценить компанию-вендора: как долго (и успешно) она работает на рынке, размер и компетенции команды, клиентов, список выполненных проектов и полученных наград. Всё это имеет значение.

Обязательно нужно ознакомиться с отзывами других клиентов вендора. Полезно также запросить контакты представителей двух-трех компаний, которые уже используют данную систему: если вендор готов поделиться такой информацией, это говорит о его надежности.

Далее важно внимательно изучить саму платформу LMS: сопоставить технические требования и характеристики, посмотреть на дополнительные функции, на возможность проведения «пилота» и дальнейшего масштабирования. Отдельное внимание – ИБ-политикам вендора.

Следующий шаг — определиться с планом запуска. Здесь стоит продумать этапы реализации проекта с распределением сроков, список задач, которые вендор берет на себя при запуске, а также подготовить список предварительных шагов, выполняемых самой компанией.

Рассчитывая бюджет проекта, нужно изучить стоимость платформы и затраты на ее внедрение (при использовании коробочного варианта), оценить сложность обучения использованию платформы, а также техническую поддержку.

Пилот как ultimate test

Лучшим финальным тестом перед принятием решения станет пилотный проект. Например, можно развернуть «пилот» и провести обучение с помощью LMS-платформы для одного отдела компании. Показательным будет прохождение всего цикла — от настройки системы до создания курсов и анализа результатов. После этого станет очевидно, какие задачи решает система, каковы ее ограничения, насколько оперативно отвечает техподдержка поставщика и довольны ли ваши сотрудники.

Ошибки, которых можно избежать

Переплата за ненужные функции. При выборе системы дистанционного обучения нужно отталкиваться от бизнес-задач. Грамотное ТЗ поможет правильно расставить приоритеты и выбрать систему под задачу так, чтобы не переплачивать за избыточные возможности.

Выбор системы «по совету друзей». У каждой компании разные задачи и бизнес-процессы, и если одной эта LMS подошла, нет гарантии, что она подойдет и другой. Чтобы не потратить зря миллионы рублей, нужно провести пилотный проект. Слушайте не только похвалы в адрес конкретной системы, но и критические замечания по ее поводу.

Усложненный интерфейс. Лучше не выбирать LMS со сложным интерфейсом. Сотрудник должен сразу понять, куда ввести логин и пароль, где хранятся электронные курсы, как посмотреть оценки за пройденные тесты и место в общем рейтинге успеваемости. Иначе к порталу быстро пропадет интерес и люди начнут саботировать обучение. Имеет также смысл организовать техподдержку внутри компании: нанять одного-двух специалистов, которые хорошо разбираются в учебном портале и проконсультируют сотрудников по всем техническим вопросам, зарегистрируют новых пользователей, выгрузят отчеты по успеваемости. Без этого проект может стать «ничьим» в структуре компании.

Контент всему голова

Наконец, самый главный аспект LMS – контент. Чтобы быстро запустить онлайн-обучение, важно отталкиваться от того, что уже есть. Например, если у компании есть комплект инструкций и регламентов — LMS должна «переваривать» word и pdf. Тогда регламенты можно загрузить в систему и открыть с телефона. Если тренеры строят мастер-классы на презентациях, нужно искать систему, которая «понимает» PPT. К презентации можно добавить аудиосопровождение — так получится уже более-менее готовый курс. Его можно дать новичкам перед вводом в должность, а затем на его базе снимать видео, создавать электронные курсы и VR-тренажеры, чтобы развивать проект.

Помните, что создание контента – отдельное направление, требующее особого внимания, компетенций и вложений. Например, для создания видеороликов придется подумать о качестве камеры, закупить (и правильно расставить) свет, позаботиться о записи звука на должном уровне. Затем всё это свести в качественное видео, которое можно будет показывать учащимся. А это – отдельные бюджеты, ресурсы и ответственные сотрудники.

Чек-лист

  1. Главный критерий выбора – цели и результаты обучения. Стремитесь выбирать системы, которые максимально приближают вас к целевым показателям без избыточной функциональности.
  2. Если ИБ-политики того требуют, выбирайте standalone (серверное) развертывание. Для быстрого и экономичного старта рассмотрите SaaS-опцию.
  3. Изучите вендора LMS: обратную связь от клиентов, партнерскую сеть, реализованные проекты и их результаты, структуру и компетенции команды. Это даст понимание, соответствуют ли система и ее сопровождение требованиям вашей компании.
  4. Используйте возможности работы с демоверсиями LMS. Тестируйте ее в условиях, максимально приближенных к реальности: загрузите учебный материал, проходите курс и оценивайте удобство и детализацию отчетности.
  5. Стартуйте с пилотного проекта: создайте курс для одного отдела и оцените систему на практике. Удовлетворены? Тогда масштабируйте.
  6. Создайте условия для генерации собственного контента. Это отдельный проект внутри проекта LMS, требующий самого вдумчивого отношения, специальных компетенций и ресурсов.

Автор: Татьяна Галкина, директор Академии iSpring
Источник: IT World

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар iTrend «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

19 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов». Организаторы — коммуникационное агентство iTrend, ассоциация РУССОФТ и консалтинговая группа BITOBE.

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 
Все новости iTrend