25 октября 2023

Красной строкой: как данные завоевали бизнес

Российские компании осознают ценность данных и переходят от системо-центричной к дата-центричной ИТ-архитектуре. Ключ к успеху такого перехода — качественные и синхронизированные данные, хорошо структурированное хранилище и правильные инструменты анализа, позволяющие хранить данные вне систем бизнес-анализа.

За последние годы российский бизнес наконец осознал ценность данных. В условиях кризисов, когда зашкаливает уровень неопределенности, а горизонт планирования сузился до нескольких часов, именно актуальные и точные данные позволяют топ-менеджерам принимать взвешенные решения, сохраняя самообладание.

Сегодня у руководителей начал меняться как сам подход к данным, так способам управления ими — если раньше многие воспринимали данные лишь как «сырье» для ИТ-систем, то сейчас пришел подход data-driven, при котором данные стали центральным звеном принятия решений на всех уровнях руководства компаний.

Одновременно произошли изменения, связанные с исходом западных вендоров. Ранее импортные ИТ-решения в сегменте бизнес-аналитики, CRM и ERP занимали до 70–80% отечественного рынка, в то время как локальные поставщики были представлены в основном лишь в государственном секторе. Сегодня практически полностью сформировался рынок отечественных решений для продвинутой аналитики — российские вендоры уже готовы предложить компаниям продукты, предназначенные для решения как задач корпоративного уровня, так среднего и малого бизнеса.

Однако отечественные компании, которым пришлось срочно переходить на российское ПО, столкнулись и с рядом трудностей. Одна из основных — потеря данных при миграции. Во многих западных продуктах бизнес-аналитики предусматривалось хранение данных непосредственно внутри системы [1], в связи с чем переход на новые платформы оказался чрезвычайно дорогим процессом, сопряженным с огромными трудозатратами, а также утратой важных исторических данных.

Сегодня руководители бизнеса и ИТ-лидеры прекрасно понимают: как раньше — больше не работает. Нужны другие подходы к организации ИТ-ландшафта, позволяющие в любых условиях сохранять, использовать данные и извлекать из них максимальную пользу — даже если ИТ-архитектура полностью перестраивается. Это означает, что данные должны быть доступны и независимы от других ИТ-продуктов.

От системоцентричных архитектур российская ИТ-индустрия движется сегодня в сторону дата-центричных.

Волшебная пуля

Системы — величина переменная, тогда как данные должны быть стабильны как один из главных активов компаний. Дата-центричность подразумевает переключение фокуса бизнеса на данные с выстраиванием всей архитектуры именно вокруг них. В такой модели можно безболезненно заменить любую из систем без нарушения доступа к информационным потокам. Простой пример — во многих российских компаниях до 2022 года использовалась аналитическая система QlickView и все данные хранились внутри нее — при отключении QlickView в России заказчики фактически потеряли все свои данные. В выигрыше оказались компании, заранее построившие отдельное хранилище, — система бизнес-аналитики перестала работать, а данные остались. Теперь перед компаниями встала задача выбора и внедрения российского решения, которое позволит без потерь мигрировать на новую аналитическую систему.

Сейчас ИТ-ландшафт поддержки бизнеса становится очень подвижным и модульным. Адаптация к любым новым реалиям рынка — будь то уход вендоров или смена ИТ-инструментов — в дата-центричной модели выполняется намного проще и дешевле.

«Три кита» дата-центричной архитектуры

Архитектура, соответствующая целям бизнеса, управляемого данными, должна быть построена вокруг трех ключевых компонентов, составляющих вместе единое ядро.

Система MDM (система управления мастер-данными или НСИ). Данные в компании должны быть точными, полными и актуальными. Именно системы MDM отвечают за то, чтобы справиться с потоком разнородных основных данных, унифицировать их, синхронизировать и очищать. MDM может хранить различные сведения, а также иметь расширенные возможности работы с информацией. Например, предоставлять инструменты low-code, позволяющие оперативно адаптировать MDM к новым задачам, интегрироваться с множеством внутренних и внешних источников и т. д.

Корпоративная сервисная шина (Enterprise Service Bus, ESB). Эта технология позволяет транспортировать данные между различными системами. Без ESB [2] интеграция нескольких систем превращается в «спагетти-код», которым трудно управлять и очень дорого поддерживать. По сути, ESB — «кровеносная система» дата-центричной архитектуры, которая разносит данные по различным ИТ-решениям (см. рис.).

Полный текст на сайте Открытые системы

Клиенты iTrend — в числе лучших ИТ-работодателей России

13 февраля 2024

Клиенты коммуникационного агентства iTrend вошли в рейтинг лучших ИТ-работодателей страны по версии HeadHunter. В сегменте «IT и интернет» были отмечены технологическая корпорация VK, консалтинговая компания Axenix (ранее Accenture), а также компании IT_ONE, Innostage и «Эдит Про» (группа «Борлас»).

 

iTrend начал работу с одним из лидеров в области высокотехнологичных разработок для Интернет-рекламы — компанией Hybrid

16 января 2024

Компанией Hybrid занимает 2 место в рейтинге Программатических закупок в интернете от AdIndex.

 

iTrend займется личным брендингом ИТ-предпринимателей

15 января 2024

Мы запустили новое направление в агентстве — личный брендинг топ-менеджеров и предпринимателей в ИТ.

 

Российские ИТ в эпоху санкционных войн - точки роста и проблемы: вышла наша обзорная статья

7 января 2024

Материал подготовлен специально для авторитетного журнала "Россия в глобальной политике".

 
Все новости iTrend