2 августа 2023

Корпоративное обучение в ИТ-компании: комплексный процесс с фокусом на функции

Корпоративное обучение в ИТ-компаниях за последний год сохранило высокую актуальность и востребованность, однако несколько поменялся его вектор. Спрос среди сотрудников сместился в сторону более длительных внешних образовательных программ, а также фокусного обучения специалиста под конкретный проект или функциональную роль.

Ольга Саранчина, ведущий специалист по обучению и развитию компании IT_One подробно рассказывает об этом и делится опытом выстраивания эффективного внутреннего образовательного процесса.

Постоянное обучение и самообразование – важная часть корпоративной культуры и одно из главных условий карьерного роста. Для компании из сферы ИТ это особенно актуально: новые технологии и методологии работы с ними появляются постоянно, команды расширяются, а запросы на наличие у сотрудников определенных компетенций меняются от проекта к проекту. Поэтому в компании IT_One, к примеру, уровень спроса на внешние образовательные курсы всегда остается высоким: ими интересуются около 15% от общего числа сотрудников. А если говорить про внутренние программы, то в них задействован практически весь административный и технический персонал.

В этом материале хотелось бы обратить внимание читателей на основные тенденции, которые отчетливо проявились на рынке корпоративного обучения за прошедший год.

Запросы на Soft Skills – прерогатива бизнеса

Количество индивидуальных запросов сотрудников на курсы по Soft Skills остается небольшим: их доля в общем числе запросов на обучение составляет не более 10%. Это объясняется, в том числе, тем, что появляется множество качественных источников знаний по этой теме (литература, периодика, тренинги, вебинары), и необходимость привлекать коуча во многих случаях отпадает.

Тем не менее, со стороны бизнеса остается потребность в профессиональной «прокачке» Soft Skills в рамках определенных проектов. Но это уже не необходимость в абстрактном «взращивании лидеров, которые мотивируют команду», а более точечное и максимально конкретное наращивание скиллов.

Например, в одном из проектов, реализуемых для крупной финансовой организации, мы разработали программу обучения кураторов согласно тем основным функциям, которые они должны выполнять. Перед этим мы долго обсуждали состав этих функций и компетенций. Отталкивались от того, что кураторы должны уметь хорошо проводить групповые встречи – в итоге провели фокусное, концентрированное обучение, тем самым закрыв определенную задачу и проложив мостик к развитию следующих функций.

Внешнее обучение «вдолгую»

Интересной тенденцией можно назвать перераспределение спроса на внешние образовательные курсы в сторону длительных программ (от шести месяцев) с графиком обучения вне рабочего времени. Это происходит несмотря на то, что некоторые сотрудники переоценивают собственные возможности и силы, не справляются с нагрузкой и даже вынуждены брать академический отпуск.

Технарям требуются навыки аналитики

Среди основных технических направлений обучения традиционно выделяются разработка, архитектура, тестирование и аналитика. Курсы по разработке неизменно популярны: запросы на них составляют 30% от общего числа. При этом отмечается интерес сотрудников к развитию технических навыков в части интеграции, наиболее популярный требуемый навык – проектирование архитектуры интеграционных решений. Это обусловлено тем, что проектная деятельность сегодня связана с заменой различных внутрикорпоративных и межкорпоративных систем. Командам необходимо понимание, как правильно интегрировать новые системы друг с другом, встраивать их в ИТ-ландшафт заказчика.

К направлению архитектуры спрос также традиционно высокий. В том числе, растет интерес к микросервисной архитектуре.

Наибольший прирост запросов (с 7 до 30% от общего числа) мы зафиксировали в направлении аналитики, причем как системной, так и бизнес-аналитики. Это связано с необходимостью глубокого понимания требований заказчика, оценки возможностей корпоративной инфраструктуры, выявления критичных бизнес-процессов и выработки целевых показателей. На основе глубокого анализа специалисты могут предлагать более эффективные решения.

Азы тестирования осваивают самостоятельно

От тестировщиков в IT_One наблюдается некоторое падение спроса на повышение квалификации. Тестирование по-прежнему является некой «точкой входа» в ИТ, но в то же время многие специалисты предпочитают самостоятельно изучить эту тему на базовом уровне. В нашей компании также собраны списки литературы, которая позволит освоить различные компетенции, инструменты тестирования – в удобное время и без финансовых затрат.

Вместе с тем в прошлом году пользовалась популярностью тема автоматизации тестирования, бизнес переходил на автотесты во многих проектах.

В текущем году интерес специалистов перешел в область более специфичных задач: например, изучение Java в целях тестирования, освоение тест-менеджмента.

Фокусировка на задаче: от компетенций к функциям

Как мы уже упоминали, фокусировка на определенных задачах и компетенциях оказалась, по нашему опыту, наиболее эффективной при обучении. К примеру, у менеджеров высшего и среднего звена очень много управленческих компетенций: эффективные коммуникации, правильное мотивирование, делегирование полномочий, постановка целей. Если мы возьмемся за них комплексно, то можем вызвать у специалиста разочарование от обучения. Если же сосредоточить их внимание на одной задаче и решать ее в практическом ключе, большинство окажется довольными достигнутыми результатами. Многие из наших сотрудников, например, завершив такой курс, понимали свою дальнейшую зону развития.

Отдельно стоит отметить навык внедрения изменений и донесения информации об изменениях до команд. В ускоренном, зачастую непредсказуемом темпе бизнеса и ИТ руководителям не всегда хватает знаний о том, как правильно вести такой вид коммуникаций.

Интересно также, что от бизнеса поступают запросы не только на развитие Soft Skills административного персонала. Так, в этом году в результате опроса руководителей мы выяснили, что есть большая потребность в обучении команд бэкофиса таким навыкам, как постановка целей по SMART, делегирование, оценка личной эффективности. Дело в том, что техническим специалистам приходится много общаться друг с другом, обучать новых сотрудников, заменять коллег на период отпуска, взаимодействовать с другими подразделениями – закупкой, бухгалтерией, АХО и т. д. Важно, чтобы сотрудники ИТ-подразделения могли правильно понимать и интерпретировать задачи, поступающие из других отделов. Когда мы собственными силами провели это обучение, то отметили большую заинтересованность коллег и практически 100% посещаемость.

В рамках такой фокусировки важно идти именно от функции к компетенции, а не наоборот. Например, если в перечень функциональных обязанностей сотрудника техподдержки входит необходимость грамотно интерпретировать заявки, уточнять детали, описывать задачи и передавать заявки исполнителям, ему может понадобиться знание методики SMART.

Упор на индивидуальные запросы и менторство

В стратегии обучения сотрудников мы в IT_One продолжаем сосредотачиваться на индивидуальных запросах как наиболее эффективном методе. Это позволяет, в том числе, вкладываться в развитие тех специалистов, которые действительно хотят обучаться, набираться опыта и добиваться карьерного роста.

В этом году мы также запустили проект наставничества, в рамках которого наши внутренние эксперты-менторы помогают специалистам прокачать необходимые навыки. Сейчас действительно много информации по любой теме в различных источниках, но ее чаще всего не хватает для того, чтобы отточить навык на практике. Если же проходить курс в учебном центре, – там, наоборот, может оказаться слишком много лишней информации: например, различные общие моменты, которые сотрудник уже знает. Ни одна учебная организация, конечно же, не создаст обучающий курс по индивидуальному запросу.

Менторство же позволяет определить конкретные точки роста для подопечного и буквально в течение нескольких встреч расширить необходимый навык, не распыляясь на ненужную информацию – на практике, с учетом существующего уровня подготовки. У нас создан единый пул наставников на всю компанию. Сотрудник, например, может выбрать ментора-практика из другого проекта, обменяться с ним опытом, получить обратную связь и таким образом развить компетенцию. За последние три месяца мы получили более сотни запросов на такой вид обучения.

Единая профессиональная среда

Наряду с менторством у нас внутри компании продолжают развиваться профессиональные сообщества по таким направлениям, как аналитика QA, Java, фронтенд, DevOps, Big Data, UI/UX-дизайн, project management и другие. Польза таких объединений, во-первых, в безграничных возможностях совершенствования. У нас нет ограничений по вступлению в сообщество. Например, тестировщик, разработчик, архитектор – могут быть участниками всех доступных групп и таким образом повышать экспертизу в смежных областях.

Во-вторых, встречи наших профессиональных сообществ сами генерируют качественный образовательный контент. Часто сотрудники, запрашивающие обучение, обращаются к видеозаписям собраний, и их бывает достаточно для закрытия той или иной темы.

Кроме того, участие в сообществах особенно полезно новым сотрудникам, чтобы влиться в коллектив, понять принципы работы над различными проектами, получить недостающие знания.

Комплексный подход к обучению сотрудников

Стратегия корпоративного обучения должна гибко выстраиваться на основе современных методик и потребностей. Мы рекомендуем руководителям тщательно оценивать запросы сотрудников и предлагать им различные возможности для повышения компетенций.

Например, в IT_One менторство и профессиональные сообщества доступны сотруднику с первого дня его работы. Впоследствии, понимая его перспективы, цели и амбиции, мы можем подобрать для него программу обучения, включающую и платные внешние курсы, и внутреннее обучение с фокусом на конкретных функциях.

Источник: HR по-русски

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар iTrend «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

19 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов». Организаторы — коммуникационное агентство iTrend, ассоциация РУССОФТ и консалтинговая группа BITOBE.

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 
Все новости iTrend