Какие технологии работают в ритейле, а какие — нет

Что из цифровых решений сработало и продолжает работать на развитие ритейла, а что оказалось «пшиком»? Почему далеко не все технологии подходят для задач развития бизнеса в сфере торговли? На что делать ставку в 2023 году?
Рассказывает директор технологических проектов ритейла компании Axenix Григорий Акулов.
Ритейл представляет собой одну из самых динамичных отраслей в плане потенциала цифровизации. По крайней мере, так считалось еще совсем недавно. Количество хайтек-стартапов в ритейле в пандемийные годы зашкаливало.
Ставка делалась на все — от AR/VR-решений для «умных» зеркал, примерочных комнат и шоурумов до различных модификаций «умных полок», интерактивных ценников и возможностей метавселенных. Миллиарды вкладывались в цифровизацию торговли.
Однако сегодня стало очевидно, что эпоха «романтических» инвестиций в модные технологии для развития ритейла завершена. Многие громкие и разрекламированные направления не взлетели, и отраслевая цифровизация свернула на путь, по которому двигается общая цифровизация экономики.
Хайп завершился, все перешло к рациональности и оптимизации в рамках понятных для бизнеса циклов «инвестиции-отдача». В «футуристические» проекты инвестиций все меньше. Все хотят ответа на один простой вопрос: что конкретная технология реально изменит в моем бизнесе.
Факторы изменений: подлинные и мнимые
На подлинную глубокую трансформацию ритейла влияет не так много факторов или событий. Прежде всего, это непосредственно развитие интернета и компьютеризация — повсеместный широкополосный доступ, соцсети и платформы медиаконтента.
Далее, огромный импульс торговле в цифровом пространстве придала пандемия и вызванная ею «удаленка» во всех ее проявлениях (интернет-шоппинг, доставка).
Наконец, сегодня мы наблюдаем появление еще одного ключевого фактора влияния — генеративного ИИ (ChatGPT, Midjourney и др.).
Все остальные факторы являются следствием эволюционного развития — появляется конкретная задача, которая отрабатывается наиболее подходящей технологией. Сценариев, при которых технология меняет характер отраслевых задач и пути самого развития целой индустрии, исторически всегда было крайне мало.
Так, весьма внушительные (на бумаге) возможности дополненной и виртуальной реальности на деле ни к какой революции не привели. Хотя профильные стартапы активно развивались последние пять лет, конвертировать прототипы в практические решения в массе своей не удалось. Не получилось масштабного перехода на роботизированную доставку — курьеры пока гораздо надежнее и дешевле.
Пока в ритейле не прижились и метавселенные: даже самоизоляция не стала достаточным драйвером развития технологии. Скорее наоборот, люди пресытились виртуальными пространствами и стремятся общаться в реальном.
Полный текст на сайте New Retail
iTrend начал работу с одним из лидеров российского рынка разработки решений на базе нейросетей — компанией «Наносемантика»
20 сентября 2023«Наносемантика» входит в ТОП-10 российских компаний, занимающихся нейросетями, по версии CNews.
Стоп-фразы, или Что никогда нельзя писать в текстах - разбираем на VC
20 сентября 2023Вот лишь поверхностным взглядом слова и фразы-мусор, которые мы стараемся не допускать в текстах.
Маркировка рекламы создаст новую профессию? Комментируем тему для Ъ
13 сентября 2023Рекламщикам понадобились маркировщики: новые правила создали новую специальность
Как мемы и юмор помогают бизнесу. Комментируем для "Делового Петербурга"
29 августа 2023Digital–директор iTrend Ася Шабалина поделилась своим мнением об использовании мемов и юмора в маркетинге.
Открыта вакансия "PR-менеджер в iTrend"
23 августа 2023Мы в поисках любопытного, активного и общительного PR-менеджера для работы с ИТ-проектами.