24 мая 2023

Какая цифровая трансформация нужна Евразийскому экономическому союзу

Цифровая трансформация стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) станет одной из тем Евразийского экономического форума, который пройдет 24-25 мая в Москве.

Термин цифровая трансформация возник вместе с появлением широкополосного интернета в конце 90-годов и поначалу обозначал простой переход на безбумажный документооборот. Сегодня это процесс, который государство, бизнес и общество применяет для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни, а формирование единого цифрового пространства, инфраструктур и экосистем ЕАЭС определено в качестве одного из стратегических направлений евразийской интеграции.

В 2022 году перед бизнесом и госструктурами стран ЕАЭС встали новые вызовы. Российская Федерация - государство с самой большой экономикой и самым развитым технологическим сектором среди стран ЕАЭС - попало под санкции, что изменило характер товарооборота высокотехнологичных товаров и услуг между Россией и остальными странами, входящими в Евразийский Экономический Союз.

Еще одним фактором изменившим цифровой ландшафт ЕАЭС стал уход американских и европейских технологических компаний из России. Он поднял старую бизнес-проблему Vendor lock-in (зависимость от поставщика) до уровня цифрового суверенитета стран.

Триггером переосмысления концепции цифрового суверенитета и информационной безопасности стали характер и причины ухода западных вендоров из РФ. То, как стремительно Microsoft, Apple, AWS, Cisco, Fortinet и другие компании прекратили свою работу в России, насторожило и государственные организации, и частный бизнес в странах ЕАЭС. Сегодня западные, в первую очередь американские компании поставляют в страны ЕАЭС значительную часть используемых там IT и ИБ-решений. Даже теоретическая вероятность одномоментно остаться без высокотехнологичных продуктов и сервисов информационной защиты из-за политически мотивированных решений заставила страны ЕАЭС задуматься о диверсификации рисков. В свою очередь, российские технологические компании, отрезанные от рынков США, ЕС и Великобритании, перенесли свой бизнес-фокус на новые регионы, в том числе и на государства, входящие в ЕАЭС.

"Сегодня в страны ЕАЭС выйти достаточно просто, в отличие, например, от Европы и США, куда российскому бизнесу путь сейчас заказан. Поэтому многие отечественные компании в прошлом году начали экспансию на международные рынки именно с них", - говорит партнер и директор по развитию компании HRlink Дмитрий Махлин. - Например, в Армению можно въехать по российскому паспорту и находиться там в течение полугода. Кроме того, нет языкового барьера, а для запуска бизнеса достаточно нескольких недель. В прошлом году в Армении открылось 2,5 тысячи юрлиц с российскими участниками и еще около 4 тысяч ИП. Разительное отличие от Дубая, где только создание юрлица и открытие счета в банке может затянуться на месяцы".

Заместитель генерального директора Positive Technologies Максим Филиппов отмечает, что рынок стран, входящих в ЕАЭС, отличается друг от друга. "Если говорить о решениях в области информационной безопасности, без которых цифровая трансформации вообще невозможна, то у разных стран ЕАЭС есть свои специфические особенности. Например, рынок Казахстана очень высококонкурентный. Мы там конкурируем и с российским, и с иностранными компаниями. А если посмотреть на Республику Беларусь, то стоит обратить внимание на их новую регуляторику в области кибербезопасности, которая перенимает лучшие мировые практики. Там есть на что посмотреть и России".

По мнению Филиппова, некоторые страны ЕАЭС могут использовать для своей цифровой трансформации стратегию "опережающего развития", минуя эволюционные технологические этапы и переходя сразу на самые современные решения: "Если, к примеру, в 2023 году вы где-то строите новую сеть мобильной связи, то вам не нужно модифицировать уже существующую инфраструктуру 2G, 3G, 4G, думая об окупаемости установленного оборудования. Вы сразу устанавливаете станции 5G и получается все преимуществами новых технологий".

Эксперты считают, что одним из драйверов цифровой трансформации стран ЕАЭС может стать законодательная и технологическая унификация. Для многих российских компаний это даст возможности быстро масштабировать свой бизнес. Так, например, во всех пяти странах ЕАЭС и Узбекистане запускается система маркировки, которая охватывает различные категории товаров: от медикаментов до автомобильных покрышек. Во всех странах союза эта система построена на единых принципах - Евразийская экономическая комиссия установила единые правила, с которыми согласились все участники. Это позволяет унифицировать рабочие процессы и упростить программные продукты, необходимые для производства и дистрибуции товара.

"Мы занимаемся решениями для управления маркировкой товаров, и это крайне актуальная тема для региона. Поэтому мы видим огромные перспективы для развития в регионе и инвестируем в это направление. Для рынка ЕАЭС мы даже специально локализовали наш флагманский продукт, предназначенный для комплексного управления маркировкой", - говорит директор по международному развитию компании Utrace Ариф Гаджиев.

Представители российских компаний также отмечают значительное влияние государственных структур стран ЕАЭС на развитие бизнеса в вопросах цифровизации, особенно там, где речь идет о пользовательских данных. По мнению руководителя QA-направления компании SimbirSoft Анастасии Леонтьевой, разработка соответствующих ИТ-систем, скорее всего, будет ориентирована на внутренний ИТ-рынок.

"С другой стороны, по информации с форума EADF-2023 до конца года планируется организовать техническую возможность информационного обмена между странами ЕАЭС с обеспечением принципов информационной безопасности. Это может разогреть интерес бизнеса и позволит странам ускорить и обезопасить процесс обмена опытом", - отмечает Леонтьева.

Опрошенные "РГ" представители бизнеса отмечают, что такие страны, как Армения и Казахстан, становятся хабами для глобальной международной экспансии технологических компаний из РФ, а приезд в эти страны высококвалифицированных специалистов и размещение там офисов российских IT-компаний способствует цифровой трансформации этих стран.

Источник: Российская газета

Приглашаем на конференцию для директоров по маркетингу и PR-руководителей ИТ-компаний 

5 июня 2024

На мероприятии встретятся директора по маркетингу и PR-руководители крупных российских ИТ-компаний.

 

Экс-редактор Comnews присоединился к команде iTrend

30 мая 2024

На позицию руководителя проектов коммуникационного агентства iTrend вышел Денис Шишулин – ранее многолетний выпускающий редактор издательской группы ComNews, одного из самых авторитетных ИТ-изданий в России. В iTrend Денис будет отвечать за стратегическое руководство ряда PR-проектов с ИТ-компаниями, оперативное взаимодействие со СМИ, координацию работы команд, а также за качество проектов, которыми руководит в агентстве.

 

iTrend — в числе топ-агентств России по версии «Рейтинга Рунета»

28 мая 2024

Опубликованы итоги ранкинга коммуникационных агентств от «Рейтинга Рунета–2024». iTrend занял лидирующие места в ключевых для агентства срезах — PR в ИТ-отрасли, SMM в ИТ-отрасли, PR и SMM на аудиторию b2b enterprise, PR-аналитика, PR первых лиц и др.

 

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 
Все новости iTrend