18 июля 2021

Как выбрать интернет-курсы, чтобы получить работу в ИТ

Популярность работы в ИТ стала хорошей почвой для множества курсов и частных школ. Они обещают, как в «Золушке» обещают превратить обычного человека в принца, строителя в программиста, а вчерашнего бухгалтеры – в бизнес-аналитика. Но стоит ли доверять школам, курсам и обещаниям онланй-платформ. Мы спросили у экспертов на рынке ИТ, готовы ли они брать на работу выпускников многочисленных курсов и школ. И как, на их взгляд, выбирать курсы, чтобы не оказаться в без денег и работы.

Денис Кириллов, HR Business Partner департамента разработки, Selectel.

Онлайн-образование и интернет-курсы, на мой взгляд, сейчас играют огромную роль в развитии IT-сектора в России. По данным более ранних исследований, одним из главным факторов дефицита IT-специалистов в нашей стране является недостаток выпускников вузов соответствующих технических направлений.

 

Онлайн-курсы позволяют в короткое время и точечно познакомиться с определенным IT-направлением (QA, UX, разработка, системное администрирование и множество других), даже если у специалиста нет основного технического или IT-образования. За 3-6 месяцев можно изучить интересующее направление на необходимом для старта карьеры в IT-компании уровне.

 

Стоит понимать, что несмотря на возможность получить на онлайн-курсах хорошую базу знаний, реальные задачи в компании будут значительно отличаться, и маловероятно, что работодатели в IT будут готовы принимать кандидатов с опытом прохождения только онлайн-курсов на позиции уровня Middle или Senior. Однако, если говорить про Junior-позиции, в которых сделан больший акцент на наставничество и помощь молодому специалисту, то, по нашему опыту, многие IT-компании готовы рассматривать выпускников онлайн-курсов. Мы в Selectel сотрудничаем с несколькими платформами онлайн-курсов и имеем успешный опыт трудоустройства их выпускников.

 

Результат подготовки зависит от двух основных факторов: качества самого курса (проработанность, структурность, практикоориентированность, скиллы преподавателей и т.д.) и мотивации студента. Подход к учебе в онлайн-школах схож с учебой в классических вузах тем, что студенту даётся весь необходимый инструментарий (теория, дополнительная литература, практические примеры, возможность задать вопросы преподавателю и прочее) для успешного освоения курса/программы, но ответственность за результат обучения лежит на ученике. Когда мотивированный студент приходит на хорошо проработанный курс, качество его подготовки может быть, действительно, очень высоким и не уступать программам вузовского образования. Если же какого-то из двух “ингредиентов” нет – то результат не будет таким позитивным.

 

Диплом классических учебных заведений все еще воспринимается как что-то более традиционное, фундаментальное, показывающее умение учиться, доводить до конца начинания, работать над проектами в условиях неопределенности и многозадачности, работать как индивидуально, так и в команде, а также разрешать сложные ситуации. Онлайн-курсы – это более прикладное, более осознанное направление: через несколько месяцев после прохождения обучения специалист планирует применять в работе полученные знания. Идеальной ситуацией может быть, когда классическое образование дополняется онлайн-курсами. У нас в Selectel сертификаты и дипломы, всё же, отходят на второй план по сравнению с теми навыками, опытом и мотивацией, которые кандидаты могут продемонстрировать на собеседованиях или при выполнении тестовых заданий.

 

К сожалению, в условиях роста спроса на IT-специалистов среди работодателей и определенной перенасыщенности онлайн-курсов на рынке, растёт вероятность наткнуться на некачественную или фальшивую программу. Конечно, такой курс из-за своей репутации не сможет долго просуществовать, поэтому стабильность онлайн-школы и её “время на рынке” может быть одним из ключевых критериев при выборе онлайн-программы.

 

Я рекомендую по возможности опираться на реальные рекомендации выпускников онлайн-курсов – интересоваться об опыте прохождения конкретных программ и взаимодействия с площадками онлайн-обучения у знакомых, друзей или коллег.

 

Александр Немеров, директор по производству компании Citeck.

 

Мы компания-вендор, поэтому я могу говорить только о разработчиках. Когда человек приходит на собеседование, мне как руководителю не важно, где и как он учился, важно, что он знает. Поэтому мы всегда проводим входное собеседование и тестируем кандидатов, и только по результатам принимаем решение о найме. К сожалению, серьезный процент тех, кто пишет в резюме о прекрасных навыках программирования, на деле ими не обладает.

 

Интернет-курсы в целом рассчитаны на быстрое обучение и быстрое погружение, но для полноценного обучения и овладения навыком программирования этого недостаточно. Нельзя взять и научиться работать на java за два месяца, на мой взгляд, самый минимум обучения – полгода, этого достаточно, чтобы только охватить вершины и что-то в целом понять. Курсы могут дать хороший старт к дальнейшему обучению, закрыть пробелы в знаниях или помочь систематизировать информацию. Получить профессию программиста благодаря одним курсам, увы, не получится. Нужно еще и книги читать, и много. Еще стоит заметить, что все, сказанное выше, относится к hard skills, а ведь есть еще soft skills, о которых на курсах молчат, но которые при этом тоже очень важны. Самый оптимальный вариант – это, освоив базовые знания, пойти на стажировку в компанию. Вот там можно действительно многое освоить и многому научиться на реальных задачах и под руководством хороших наставников.

 

У меня нет кого-то предубеждения против интернет-курсов как явления, важны цель и качество курсов, причем не для меня, как человека, принимающего решения об оффере, а для моего потенциального сотрудника: с пользой ли он потратит деньги и время или нет.

 

Любовь Кулева, руководитель группы внутреннего обучения дивизионов в IBS.

 

Выпускники вузов часто имеют общее представление об IT, им еще предстоит выбрать определенную специфику. Выпускники интернет-курсов – это люди, которые делают осознанный выбор и погружаются в определенную тему глубже, например, они более тесно знакомы с тестированием.

 

Есть руководители, которые не закончили вуз, но достигли больших высот за счет своих soft skills и дополнительной увлеченности профессией, изучения интернет-курсов. Как правило, специалисты IT-сферы много учатся самостоятельно, так как IT-рынок достаточно волатилен и без непрерывного обучения и развития нельзя добиться большого успеха в карьере.

 

Дмитрий Кичко, генеральный директор ИТ-компании «Эдит Про».

 

Ведущие ИТ-компании даже в условиях дефицита трудовых ресурсов не готовы всерьез рассматривать выпускников интернет-курсов как кандидатов на закрытие вакансий из-за низкого уровня их подготовки. Они продолжают доверять образованию в классических учебных заведениях. Тем не менее есть возможность найти работу и после интернет-курсов. Для этого нужно выбирать известные образовательные площадки, которые на протяжении многих лет готовят обучающихся к получению сертификатов международного образца. Стоимость таких курсов обычно значительно выше, но результаты лучше. Кроме того, в таком случае меньше шансов попасть на мошенников.

 

Вероника Голубева, преподаватель на ФКН ВШЭ.

 

Я работаю в сфере IT уже более 5и лет, преподавала на образовательной платформе Гикбренс, много раз проводила открытые вебинары для образовательной платформы в США и сейчас продолжаю свою преподавательскую карьеру на факультете компьютерных наук во ВШЭ. Так что имею экспертизу для ответа на Ваш вопрос.

Качество дистанционной подготовки варьируется от школы к школе. Очень сложно обобщать, потому что сейчас их достаточно большой выбор и это очень конкурентный рынок. В целом программы по разным дисциплинам часто переиспользуются из общедоступных, материалы в программе не очень хорошо структурированы и добираются на усмотрение преподавателя. Очень много зависит от уровня подготовки студента, пришедшего на курс . Маркетологи продают курсы людям с совершено разными способностями и знаниями и это очень сильно сказывается на качестве обучения всего потока. Если в группе много людей которые никогда не занимались программированием, они не читают тематические статьи, видео и так далее, то очевидно им нужно гораздо больше погружения, на которое зачастую не хватает времени в рамках курса. Если группа в среднем сильная, то тем, кто без какой-то подготовки очень сложно следить за ходом занятия и вопросами. Если группа в среднем слабая, то студенты, которые тратят время на доп подготовку скучают и жалеют, что потратили деньги. Курсы полезны тем, что в обилии информации, которое есть почти по каждой теме в интернете, дают схему и материалы по которым можно обучаться и конечно возможность проверки своих решений и получение ответов на все свои вопросы от преподавателя. Самообразование же тут уступает по количеству затраченных часов на поиск материалов и ресурсов с доступными объяснениями. Это в целом тоже возможно, но надо быть сильно мотивированным.

 

ИТ компании уже давно не фокусируются на образовании , можно получить работу не имея диплома высшего учебного заведения и продвигаться по карьере ни чуть не медленнее. Все вопросы и навыки, которые интересуют работодателя и так зададут на собеседовании. Все уже давно выяснили, что можно получить диплом университета не имея никаких особо знаний, так же каки диплом курсов тоже можно получить не сделав самому ни одного задания. Именно поэтому технические собеседования ужесточаются с каждым годом, особенно для джунов. Есть конечно некие “староверы”, которые все же верят, что образование в университете это база, и если человек окончил университет, то он точно обладает какой-то подготовкой. Отчасти это правда, если смотреть статистически, то наверное, люди с образованием чаще получают работу. Но в этой статистике не учтено, что люди приложившие не меньше усилий на свое образование в интернете или переквалификацию проходят с меньшей вероятностью на любую должность. Так что тут вопрос только в качестве подготовки кандидата . Одно скажу точно – просто пройти курсы в интернете мало, так же как мало просто окончить университет. Одно дело иметь знания, а другое уметь проходить собеседования.

 

Виталий Гончарук, разработчик.

 

Начну с того что я разработчик с опытом более 8 лет и работал на европейские и американские компании через посредников и на прямую, был также в роли ведущего разработчика дважды. А образование у меня экономическое, вот так парадокс.

 

Как показывает практика государственные вузы существенно отстают от коммерческих учебных заведений которые формируют свои программы рыночным способом. То есть, основываясь на самых актуальных технологиях и новинках которые пользуются спросом, выхватывая у конкурентов самое лучшее.

 

Дело в том что классические государственные учебные заведения имеют программу которая зачастую была написана давно и возможно не профильными специалистами, которые, как правило, не имеют актуальной практики. Ведь если бы у преподавателей была актуальная практика с передовыми технологиями за которые, как известно, хорошо платят, то они б имели достаточный доход чтоб не работать в вузе. Выходит такой вот порочный круг. Я учился на частных курсах, а также по всем доступным видео и статьям. После того как устроился разработчиком обучение набрало новые обороты. Компании не берут просто так, они либо обращаются на курсы, а те предоставляют информацию о лучших учениках, либо проводят свои курсы с которых выбирают лучших. В любом случае надо пройти предварительный отбор на котором не важно где ты учился, а важно что ты уже знаешь.

 

Али Жагпаров, backend-разработчик в компании Devexperts.

 

Да, готовы брать после курсов, но обычно такие кандидаты проваливаются еще на первых этапах собеседования, когда им задают различные вполне банальные вопросы. В большинстве случаев они не могут ответить на подобные вопросы. Если вы хорошо покажете себя собеседовании, то, конечно, вас примут на работу несмотря на то, что вы просто отучились на ИТ-курсах и не получили какого-либо академического образования. Качество такого обучения очень сильно различается. Существуют места, где очень хорошо обучают программированию, а также академическим дисциплинам, таким как математика и алгоритмы. Но есть и такие курсы, которые обещают сделать из вас специалиста широкого профиля, знающего буквально все и вся на этой планете. Конечно, таким курсам не стоит доверять.

 

Может ли ИТ-образование оказаться фальшивкой? Да, может, так как существует очень большое количество курсов, которые направлены не на то, чтобы вас как-то подготовить по специальности, а лишь на то, чтобы получить с вас деньги. Общая характеристика, которая их всех объединяет – это то, что они обещают за очень короткое время сделать из вас крутого специалиста. Они включают в себя программу обучения очень немногим вещам, которые в современной ИТ-практике особо и не используются. Наверное, стоит разделить эти курсы. Если вы только начинаете заниматься, скорее всего, вам подойдут любые курсы программирования для начинающих. Так как это достаточно легкая программа обучения, данный уровень осваивается с помощью практически любого преподавателя. Вы можете просто выбрать какие угодно курсы около своего дома. В дальнейшем, как только вы получите какие-то базовые навыки, вам уже стоит искать более специализированные курсы и людей, которые больше понимают в этой профессии. На самом деле, существует очень много площадок, которые предлагают очень хорошие курсы. 

 

В любом случае вам стоит с чего-то начинать, и вопрос актуальности надобности тех знаний, которые вам дают преподаватели на различных курсах – это, конечно, тема, о которой стоит заранее подумать. Но, тем не менее, они вам расскажут о технологиях, которые когда-то использовались в ИТ. Если это будет хороший учитель, который расскажет вам о том, как работают старые технологии, это лучше, чем какие-то другие курсы низкого уровня, где он расскажет о пятидесяти новых технологиях, но очень поверхностно. Поэтому я советую вам начинать с курсов, которые вам доступны по карману и не слишком дорогие для вас.

 

Илья Феоктистов, эксперт и тимлидер в облачных технологиях.

 

У меня пять лет опыта в участии найме разных ИТ-специалистов в свои и смежные команды.

 

При подборе сотрудника на Middle или Senior позиции мы в меньшей степени обращаем внимание на образование, если человек имеет релевантный опыт, этого достаточно для того, чтобы он прошел отбор на этапе HR собеседования.

 

Что касается сотрудников на Junior позиции, то сам пункт в резюме хотя бы о каком-то релевантном обучении придает резюме солидности так как с ним кандидат может пройти дальше рекрутера и попасть на собеседование к команде. Когда уже мы с командой отсматриваем эти резюме, то безусловно курс или школа будут иметь значение в выборе тех кого мы позовем на собеседование. Есть школы с уже заработанным на рынке именем, такие как Яндекс, Skillbox или Geekbrains, выпускники которых однозначно заслуживают внимание.

 

Было ли получено образование в классическом высшем заведение или это был онлайн курс влияет на возможность работать в крупных компаниях старой школы, таких как банки, где еще на входе попросят диплом о высшем образовании. В остальном, большинство компаний готовы будут рассматривать новых специалистов и после онлайн-курсов.

 

По своему опыту могу сказать, что не редко встречаю кандидатов уже с опытом, которые не имеют классического технического образования, только онлайн курсы. При этом очень успешно работают разработчиками и QA. Например, у нас был тестировщик, предыдущая работа которого предполагала игру на трубе в городском оркестре.

 

Так как наша сфера постоянно эволюционирует, то и специалистам с высшим образованием тоже часто требуются курсы для углубления знаний определенной области.

 

Я сам являюсь преподавателем в области DevOps и безопасности на платформах Otus и Skillbox и могу сказать, что очень важно правильно выбирать площадку где вы будете получать новые знания.

 

Чтобы не потратить деньги впустую, отдавайте предпочтения большим платформам. Они следят за качеством материалов, которые продают. Детально отсматривают все уроки на качество видео и звука, и на само содержание. Менеджер контролирующий выпуск курса может отправить на перезапись любой урок или попросить переделать задание на более интересное. Также, чтобы стать преподавателем на крупной платформе необходимо тоже пройти конкурсный отбор. Поэтому, вы можете быть уверены, что ваш курс ведет специалист, который точно знает свое дело и информация будет подана в максимально понятном и интересном виде.

 

Ольга Северинова, директор по персоналу ИТ-подразделений MERLION.

 

Многие ИТ-компании организуют собственные программы обучения и стажировки, если говорить о перспективах трудоустройства, то я бы рекомендовала рассматривать и оценивать эти варианты.

 

В настоящее время есть достаточно много качественных курсов в онлайн-формате, которые ничуть не уступают классическим учебным заведениям. Но необходимо помнить, что изначально работодатели оценивают не учебное заведение специалиста, а его уровень знаний и опыт, полученный в предыдущих проектах.

 

Даже при отсутствии фактического опыта работы в какой-либо компании специалист может рассказать о себе чуть больше, используя GitHub, к примеру.

 

Даниил Ганопольский, директор по развитию бизнеса Академии АйТи.

 

Качество может быть полярно разным и вот почему. Любой курс создается для определённой целевой аудитории. Половина частных интернет-школ в ходе реализации своих образовательных программ, нацелена на людей, не имеющих подготовку, от слова «совсем». Бывает, студенты не умеют пользоваться средствами ВКС или медленно печатают. Получаем, что для более-менее подготовленного студента, программа будет скучной, скорее всего, он не доучится до-конца.

 

Есть другая сторона медали, когда человек без базы получает образовательный курс значительно сильнее его уровня. В таком случае после первых занятий слушатель отстает и с большей вероятностью не будет продолжать обучение.

 

При формировании учебных групп очень часто школы не берут во внимание эту переменную – уровень подготовки. Поэтому у многих из них есть проблема с метрикой «дошли до конца курса». Катастрофические цифры. В среднем 70-80% набранной группы отсеивается.

 

Почему? Никто не берет во внимание начальную подготовку и мотивацию. Мотивация – самый важный маркер. Ее нужно оценивать, измерять и стимулировать. Про это забывают, поэтому качество обучения зачастую страдает.

 

ИТ-компании находятся сейчас в таком положении, что вынуждены брать всех. Не важно, будет ли это выпускник курсов или профессор университета – любой, кто может работать в проекте руками – в лодке.

 

Другой вопрос, как много берут выпускников онлайн-курсов? На сколько я могу судить по своей практике, программы большинства онлайн-школ оторваны от бизнес-задач. Более того, часто встречаю откровенно устаревшие образовательные программы. Многие технологии претерпели ребрендинг, но в содержании курсов они не изменились. Работодателю часто предстоит доучивать, а зачастую переучивать сотрудника, ну и конечно адаптировать.

 

До недавнего времени люди больше доверяли исключительно вузам. Но особенности поколения берут свое, Y и Z – диджитальнее, предпочитают удаленное, технологичное, красивое обучение.

 

Если смотреть с точки зрения бизнеса, доверия больше к отраслевым экспертам. Предпочтения отдают учебным центрам, во главе тут стоят качество и эффективность, кроме того, учебный центр более гибкий.

 

Очень важны опыт и компетенции образовательного учреждения, есть множество качественного образовательного контента, главное подбирать его под свои потребности. В России огромное количество онлайн-школ, из них 4-6 действительно продвигают качественный контент, так же и с классическими учебными заведениями.

 

Не существует волшебных таблеток, необходимо любую информацию пропускать сквозь призму критического мышления. Не бывает такого, что после курса продолжительностью 2-3 месяца, бывший каменщик становился руководителем отдела разработки и зарабатывал от 200 тысяч в месяц. Подобная реклама, должна как минимум насторожить.

 

Очень важны критерии: лицензия у школы, сколько людей обучили, сколько существуют на рынке. Работает ли школа с бизнес-заказчиками – тоже значимый индикатор для оценки: если учебный центр работает на корпоративном рынке, вероятность того, что программы адаптированы под потребности бизнесов и слушатели будут учиться с будущими коллегами, многократно возрастает.

 

Катерина Миронова, сооснователь и генеральный директор компании NUT.Tech.

 

Готовы ли ИТ компании брать специалистов после интернет-курсов? Да и вообще, насколько качественной может быть дистанционная подготовка в различных частных интернет-школах?

 

Да, конечно, готовы, но стоит понимать, что подобного рода специалисты могут рассчитывать в основном на позиции не выше уровня Middle. К тому же, подобные курсы должны идти в дополнение к основному очному образованию или к практическому опыту работы, а не являться основным фундаментом образования.

 

Тут совсем не важно — очные это курсы или дистанционные — все решается на собеседовании. Поверьте, если вы качественный специалист и действительно обладаете хорошими навыками и талантами, без работы вы не останетесь.

 

Может ли интернет-образование оказаться фальшивкой и как нужно подходить к поиску площадок с перспективой работать в ИТ?

 

Нужно понимать, что «фальшивки» бывают везде и не в одной отрасли нет 100% рецепта, как застраховать и обезопасить себя, но есть базовый набор инструментов:

 

— проверить рекомендации;

 

— позвонить в компанию, с которой декларируют сотрудничество и уточнить.

 

Ну и, конечно же, насторожитесь, если вы видите, что соискатель указывает курсы или комплект курсы + практика в качестве своего опыта работы, а не в графе образование.

 

Если говорить о нашей команде, то у нас принято расширяться снизу-вверх и мы всегда с радостью обучаем ребят, даже если у них нет реального корпоративного опыта, но есть, например, фриланс-опыт и горящие глаза.

 

Безусловно, до сих пор в массе отдается предпочтение классическому обучению и практическому опыту, но качественным может быть любое образование, так как успех сотрудника зависит, в первую очередь, от его желания учиться и расти. В конце концов, величайшие гении мира, такие как Стив Джобс, Ричард Брэнсон, Билл Гейтс вообще не имели образования.

 

Ярослав Меньшиков, ведущий программист, ГисАвто.

 

Я являюсь ведущим программистом и учителем программирования в онлайн школе.

 

Сегодня на рынке вакансий сформировалась следующая ситуация: свободных профессионалов очень мало так как они все в работе. Работу ищут по большей части начинающие и специалисты среднего уровня.

 

Начинающие специалисты после интернет-курсов вынуждены конкурировать со специалистами среднего уровня на рынке.

 

Реального опыта разработки у них еще нет. С другой стороны, ИТ компании ищут специалистов минимум с опытом одного-двух лет. Хотя и указывают некоторые что ищут человека без опыта. Это связано с тем что многие компании хотят получить минимальный срок ввода в реальную разработку, а платить как начинающему.

 

Начинающий специалист сталкивается с неразрешимой проблемой: чтобы получить работу нужен опыт, но чтобы получить опыт нужна работа. Чтобы решить эту проблему, советую специалисту постоянно поднимать уровень своих знаний и стараться заявить о себе на собеседовании как о разработчике среднего уровня.

 

Александр Коженков, Technical Lead, GridGain.

 

У меня был перерыв после окончания вуза, когда я не занимался ничем, связанным с IT. Поэтому перед тем как вернуться к специальности, я прошел один из онлайн курсов. Затем, собеседуя других ребят, я много раз видел тот же самый курс в резюме кандидатов.

 

На Junior-позицию можно вполне ворваться без профильного образования. По моему опыту, вчерашние выпускники чаще компетентнее, но отсутствие бумажки не является стоп фактором.

 

Разумеется, в резюме кандидат может указать всё что угодно. Только очень крупные компании проводят свой бэкграунд-чек. Тем не менее, приходя на вакансию джуниора, вы практически всегда получите тестовое задание, и это отличная возможность хорошо себя проявить на фоне остальных претендентов. После общения по итогам выполнения задания становится понятно, реально ли то, что указано в резюме, насколько глубоки знания кандидата, и приятно ли будет работать с ним в команде.

 

Элина Кудишина, директор по персоналу компании Oberon.

 

Обучение на ИТ-специалиста – процесс долгий и сложный. Нужно понимать, что базу можно получить только в классическом учебном заведении. Безусловно, отточить свои знания и навыки на точечных онлайн-курсах возможно. Однако азы профессии, например, программирование с его логикой, правилами, терминологией, взаимосвязью подсистем вряд ли можно освоить, пройдя семинар.

 

При поиске сотрудника ИТ-компании смотрят на несколько параметров: базовое образование и вуз, курсы переподготовки, частоту обучения, тематику курсов. То есть если кандидат окончил Бауманский университет 15 лет назад, но не прошел после этого ни одного дополнительного курса, работодатель засомневается в актуальности технических знаний и компетенций.

 

И обратный случай. Если кандидат изучил модные интересные темы на онлайн-курсах, обладает узкоспециализированными навыками, то скорее всего он сможет быть полезен для конкретных работодателей. Пример – гейм-разработчики. Вопрос в том, как строить свое дальнейшее профессиональное развитие и карьеру.

 

Несмотря на большое предложение на рынке обучающих курсов, для дальнейшего трудоустройства выпускников важен правильный старт в вузе с хорошим именем и достойной подготовкой. В процессе работы айтишник либо самостоятельно, либо с помощью компании выбирает определенные темы для специализированного обучения. Онлайн-формат может быть удобен в пандемийное время, хотя привычные занятия тет-а-тет с преподавателем полноценнее и полезнее. Дистанционное обучение – современная версия заочного образования с его плюсами и минусами.

 

Оксана Васильева, руководитель Angara Professional Assistance.

 

При рассмотрении кандидатов мы в первую очередь обращаем внимание на уровень образования. В большинстве случаев минимальный порог – высшее, неоконченное высшее образование (студенты 4-5 курсов) или достаточный опыт по направлению вакансии. Если у кандидата за плечами есть техническое образование и курсы профессиональной переподготовки (в том числе онлайн), мы также готовы рассматривать его на общих основаниях, поскольку все соискатели проходят у нас техническое собеседование на знание профессиональной области.

 

Последние годы способствовали переходу многих сфер жизни в онлайн. Образование – не исключение. И мы, находясь на волне цифровизации, активно направляем наших специалистов на интернет-курсы для повышения hard и soft скиллов. Качество дистанционной подготовки зависит от двух составляющих: непосредственно учебного заведения и его рейтинга, а также от мотивации обучающегося. При выборе интернет-курсов мы ориентируемся на бренд образовательного учреждения, программу курса, отзывы, преподавательский состав. Во второй составляющей очень важна высокая мотивация слушателя: обучение в интернет-школах эффективно для студентов с высокой дисциплиной, которые четко понимают, зачем им эти знания и как они смогут их применить. И, конечно, стоит отметить, что для hard скиллов мы стараемся выбирать курсы с последующей сдачей экзамена и сертификацией, которые позволяют подтвердить уровень полученных знаний.

 

Большинство работодателей, и мы в том числе, продолжают придавать больше значимости дипломам классических учебных заведений, чем дипломам об онлайн-образовании. Ведь классическое образование позволяет получить не только знания в профессиональной области, но и ценный жизненный опыт. Вуз дает социализацию и связи, учит ответственности и самостоятельности, и самое главное – находить выход из сложных ситуаций.

 

Исследования на тему онлайн- и офлайн-образования проводятся с периодичной регулярностью, и выводы, к сожалению, показывают, что офлайн-обучение более эффективно. Так, исследование профессоров из Гарварда и Стенфорда, которое было проведено на базе сотен тысяч студентов, показало: учащиеся онлайн-курсов в среднем показывают результаты ниже.

 

Чтобы не попасть к мошенникам или на некачественные курсы, обратите внимание на длительность присутствия на рынке выбранной школы, наличие очных программ, отзывы студентов, сертификаты и лицензии на обучающую деятельность, квалификацию педагогов (их профессиональное образование, прикладной опыт, наличие соответствующих компетенций) и, конечно, на релевантность контента и программы курса.

 

Сергей Якушевич, Senior Mobile Developer.

 

Подготовка может быть хорошей ибо если план составлен правильно – те если изучены определенные сегменты и также выполнены практические задания – то все гуд.

 

С моей точки зрения, в ИТ должен быть упор на практику. Онлайн курсы просто должны проработать или дать азы определённой части курса. Также важна практическая работа – ибо теория без практики выброшенные деньги. В данный момент большой недобор специалистов, это не только связанно с демографической ситуацией, но хотят людей с опытом.

 

Поэтому надо писать свои проекты с упором на то что есть спрос – какие-нибудь визуальные элементы или анимационные переходы (к примеру если это мобильная разработка).

 

Ирина Сокольская, HR Director компании IT_One.

 

Интернет-курсы полезны, если у специалиста уже есть классическое образование или опыт в смежной специальности. Тогда дополнительное обучение по желаемому направлению можно пройти онлайн. В любом случае, результат собеседования и найма на работу будет зависеть от тех знаний, которыми специалист обладает – неважно, прошел он интернет-курсы или обычные, главное то, чему он в итоге научился, какие знания вынес.

 

Классическое образование вызывает больше доверия, но если к нему плюсом идут курсы в интернете, то это во многом говорит о мотивации специалиста. При этом есть много случаев, когда у сотрудника нет классического профильного образования, но за счет обучения в интернете, тестовым задачам, и конечно мотивации он становится профессионалом в своей области.

 

Николай Хорт, основатель и СЕО сервиса быстрой курьерской доставки Take’N’Go.

 

Честно говоря, мы не видим разницы между очной и дистанционной подготовкой, если речь идет о курсах, а не о фундаментальном высшем образовании. Курсы обычно непродолжительны по времени, не подразумевают массового нетворкинга, и все зависит от самого студента — насколько он способен и желает усваивать знания. Можно и при очном обучении ничего не учить, а сидеть в телефоне.

 

Мы в Take’N’Go в первую очередь всегда смотрим на профессиональный опыт человека. Нашему техническому директору все равно, есть ли у программиста сертификат по разработке или нет. Скорее даже наоборот — если у разработчика много сертификатов, то для нас это скорее минус. Мы подумаем, что он не крутой программист “в полях”, а скорее теоретик. Больше доверия вызовет факт, что разработчик учился на технической специальности и желательно в техническом вузе. Это означает, что человек хорошо знает математику и умеет логически мыслить. Неважно, профильная эта специальность или нет. Для нас это важнее, чем корочка о том, что человек на каком-то языке программирования научился команды писать.

 

А вот плюсом законченные курсы были бы в таких IT-профессиях, как UX/UI дизайнер, тестировщик, Product-менеджер, Project-менеджер. Обычно университеты не успевают за изменениями в этих профессиях, поэтому начинающим специалистам приходится “добирать” знания в интернет-школах.

 

Чтобы отличить полезные курсы от фальшивки или некачественного продукта, надо в первую очередь смотреть на спикеров. Преподаватели должны иметь реальный “свежий” опыт работы в IT-сфере, желательно в крупных известных компаниях. Также следует обратить внимание на наличие проверяемых домашних заданий и промежуточных или итоговых экзаменов – это поможет не расслабляться и действительно хорошо выучить предмет.

 

Но больше всего доверия у нас вызывают программы международной сертификации. Например, ITIL, PMI PMP и др. Эти сертификаты известны во всем мире, у них крайне выверенные стандарты для обучения и сдачи экзаменов. Если ты получил этот сертификат, то можешь работать в любой стране мира, он котируется абсолютно везде.

 

Александр Бочкин, генеральный директор Инфомаксимум.

 

В последние три-четыре года резко увеличилось количество людей, в резюме которых есть отметки о прохождении различных онлайн-курсов. И это не только крупные города, но и регионы. Пласт интернет-образования набирает обороты, и это вполне логично: большой спектр специальностей, акцент на практических навыках, значительная экономия времени и ресурсов.

 

По профессии, образованию и образу мышления я сам программист. Профильное образование – как высшее, так и среднее – хорошо своей базой. Специалист получает не только определенные hard skills, но и крепкую теоретическую основу, фидбэк по своим задачам, опыт работы в команде и пусть даже небольшой, но пул soft skills.

 

Самое главное, что в офлайн, что в онлайн-образовании – за любыми корочками и сертификатами должны скрываться реальные знания и компетенции. Так что да, готовы.

 

Выполнение тестового задания – обязательный этап при трудоустройстве в Инфомаксимум. Этот шаг – возможность показать свои навыки и экспертность. И если человек пришел к нам только с онлайн-курсами за спиной, он может доказать нам и себе, что время и усилия были потрачены не зря. И если брать, например, программиста, то рассматриваются: верно/неверно выполнено задание, соответствует ли оно ТЗ, при помощи каких технологий выполнено. Отдельно изучаются чистота кода, сколько времени было потрачено и задавал ли соискатель какие-то вопросы. Всегда спрашиваем о pet-проектах – где, как, почему, с помощью чего выполнены. И если бэкграунд впечатляет, то до образования на собеседовании речь может и не дойти.

 

Открывая вакансию, любой работодатель ищет определенные навыки. Не знания, а именно навыки. И если видим, что человек с парой ноунейм онлайн-курсов откликнулся сразу на middle-разработчика, то понимаем, что в 99% случаев уровень специалиста максимум “зеленый” junior с большой и сильной натяжкой, которому потребуется длительное внутреннее обучение под руководством ментора. У нас есть несколько подобных кейсов, когда к команде присоединились ребята, в активе которых только онлайн-курсы, но все они показали неплохой уровень знаний на собеседованиях и при выполнении тестового, что приятно удивило.

 

Сейчас рынок предлагает огромное количество разнообразных курсов на любые темы – от этикета до Big Data и 3D-моделирования. Онлайн-университеты, образовательные платформы и даже блоги в инстаграме – вариантов обучения много, и шелухи среди них достаточно. Я бы посоветовал всем желающим обращаться только к проверенным временем платформам, обращая особое внимание на программу и авторов курса, перечень преподавателей, наличие фидбэка по выполненным задачам и формат.

 

В целом я позитивно отношусь к онлайн-образованию: это доступно, перспективно и отвечает повестке дня. Если человек начинает погружение в профессию с нуля, то серьезные релевантные курсы могут дать первоначальные знания и умения, которые в дальнейшем необходимо продолжать развивать уже самостоятельно путем практики, практики и практики.

 

Курсы, даже при самом лучшем раскладе, это только база, и это всегда следует иметь в виду.

 

Ирина Мартос, PR-менеджер в компании EmailMatrix.

 

Мы сотрудничаем с некоторыми образовательными платформами и рассматриваем резюме успешных выпускников курсов. В случае трудоустройства они всё равно будут проходить обучение в компании, просто это помогает сократить срок стажировки и быстрее выйти на больший доход.

 

Из проблем, связанных с курсами, могу отметить неадекватные зарплатные ожидания, которые иногда формируются у выпускников. Создатели курсов в своих рекламных кампаниях обычно показывают зарплатную вилку топовых специалистов рынка, в то время как у новичков без опыта работы доход будет в разы ниже (во всяком случае, в первые годы работы).

 

При выборе курсов я бы посоветовала обращать внимание на:

 

– Репутацию площадки.

 

– Отзывы предыдущих наборов (если они были).

 

– Программу и спикеров. Если сомневаетесь в компетентности преподавателей курса, можно попросить совета в профильных группах и форумах.

 

– Наличие поддержки трудоустройства выпускников.

 

Юлия Санина, директор по персоналу и работе с университетами SAS Россия/СНГ.

 

Я могу сказать только свое мнение – отношусь с сомнением к исключительно дистанционной подготовке. Хотя на более старших курсах вузов онлайн формат показывает свою эффективность – посещение выросло по сравнению с занятиями в классах. Но продуктивность такого обучения высока только для уже более сознательного контингента обучающихся, когда они уже четко знают, для каких целей им нужно обучение

 

Если говорить об IT-специальностях, то обучение в классическом вузе по традиционной системе имеет один серьезный недостаток – студент получает обширные теоретические знания, но они в большей или меньшей степени оторваны от практики. И сами вузы, и компании понимают эту проблему и пытаются решать ее решать – каждая сторона по-своему. Так, вузы в рамках академической программы оперативно меняют учебные планы и подстраиваются под запросы рынка, приглашают в качестве преподавателей специалистов из бизнеса. При этом студенты получают больше практических знаний, а компании, которые участвуют в таких совместных программах, повышают свои шансы получить талантливых молодых специалистов в штат. 

 

Напротив, интернет-курсы обычно заточены под практические навыки, их цель – как можно быстрее научить слушателя решать конкретные практические задачи. Это обучение может быть очень поверхностным, но даже если они проработаны глубоко и качественно, в них, как правило, не будет академической составляющей – той теоретической базы, которая помогает специалисту развивать практические навыки, ориентироваться в тенденциях, критически их оценивать. Теория без практики несет мало пользы, но и практика без теории лишена корней, позволяющих расти дальше. Понятно, что самообразование никто не отменял, но это требует дополнительных усилий, мотивации, времени.

Поэтому, если говорить о доверии со стороны работодателей, то наиболее выигрышно смотрятся студенты вузов, которые прошли дополнительное обучение на базе самих компаний. Оно может быть организовано как офлайн, так и онлайн.  Например, компания SAS сотрудничает с рядом российских вузов, где реализует свою академическую и стажерскую программы. Наши эксперты читают лекции и ведут занятия в профильных университетах, преподаватели университетов получают возможность использовать SAS технологии в учебном процессе, ведут совместные исследования, а студенты стажируются в SAS и у наших заказчиков. В ВШЭ у нас даже есть своя кафедра. Тем самым студенты получают качественное академическое образование, но с серьезным погружением в практику, и, конечно, таких специалистов мы будем рады видеть как будущих коллег – многие начинают работать в компании еще на студенческой скамье.

 

 

Источник: Digital Report

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 

Как строить личный бренд в 2024 году? Запись вебинара iTrend и РБК Компании

12 марта 2024

27 февраля 2024 года коммуникационное агентство iTrend и сервис РБК Компании провели вебинар «Новая искренность 2.0. Почему личный бренд — это тренд 2024?».

 

Проект «Облакотеки» и iTrend номинирован на премию «ЦОДы.РФ» в номинации «Креатив года»

12 марта 2024

Telegram-канал КучевыеАйТи, проект разработчика облачных сервисов «Облакотека» и коммуникационного агентства iTrend, номинирован на национальную премию «ЦОДы.РФ».

 
Все новости iTrend