28 сентября 2023

Как в России развиваются ИБ-стартапы

Кибербезопасность стала одной из самых популярных сфер у начинающих ИТ-предпринимателей. Здесь появляется большое количество стартапов, занимающихся разработкой новых технологий и решений. Однако многие из них сталкиваются со значительными сложностями, вызванными спецификой информационной безопасности. О том, что происходит в сегменте сегодня рассказывает Андрей Тимошенко, директор по стратегическому развитию бизнеса компании Innostage.

Причины бурного роста

Уход из России иностранных вендоров освободил целые продуктовые ниши, в которых российские производители либо не присутствовали совсем, либо их было мало, а выпускаемые решения не были достаточно функциональными. Такая ситуация открыла для российских компаний и стартапов настоящее окно возможностей — так растет и ИТ-рынок в целом, и его ИБ сегмент в частности. Все это создает отличные условия для выхода на рынок новых компаний. В том числе, стартапов — в первом полугодии 2023 года число стартапов, специализирующихся на кибербезопасности, удвоилось по сравнению с данными 2022-го. Сегодня 6% ИБ-рынка в России принадлежит молодым компаниям — свидетельствуют данные MTS StartUp Hub.

Однако успешными окажутся далеко не все новые игроки. Небольшие компании станут первыми кандидатами для покупки технологическими гигантами (часть из них и возникли как перспективные новые направления в рамках крупных компаний), другие пойдут по пути объединения с другими стартапами. Этот тренд объясняется двумя факторами.

Прежде всего, рынки ИТ и ИБ в России вступают в стадию консолидации, когда их крупные участники объединяют в своем составе небольших игроков. А кроме того, будущая продажа стартапов крупным компаниям будет вызвана их технологической особенностью. Дело в том, что молодые компании занимаются разработкой узкоспециализированных нишевых продуктов, которые рано или поздно должны будут стать частью большой экосистемы или комплексного решения.

ИБ — это модно, но…

Рост интереса молодых предпринимателей к сфере информационной безопасности во многом связан с тем, что она в последнее время стала гораздо менее консервативной. ИБ присутствует буквально во всех сферах ИТ, например, безопасная разработка ПО, безопасность облачных платформ и технологий машинного обучения/искусственного интеллекта. Наконец, безопасность «новой нефти» — данных, вокруг которых сегодня возникает множество технологий и решений, связанных с обработкой, анализом, управлением данными.

Более того, кибербезопасность стала модным направлением для молодежи. Различные соревнования в области ИБ становятся массовыми, достаточно вспомнить Standoff и различные CTF (соревнования по взлому различных инфраструктур, развернутых в рамках киберполигонов). Популярность сферы ИБ связана и с активным проникновением в нее современных технологий. ML и AI, больших данные, предиктивная аналитика, автоматизация процессов все чаще применяются при защите ИТ инфраструктур.

Но все это не означает, что «порог» входа на рынок ИБ заметно снизился. Дело не только в общей консервативности сферы кибербезопасности, а еще и в том, что те, кто работают в ней, имеют дело с чувствительной информацией, критически важными информационными системами и инфраструктурами. Это вынуждает заказчиков крайне осторожно подходить к выбору поставщиков ИБ-решений, интеграторов и сервисных компаний. Впрочем, и компетенции, и авторитет, как известно, дело наживное, а опыт вполне успешно нарабатывается со временем.

Шанс ИБ-стартапов — в их способности привнести в сферу кибербезопасности востребованные технологии. Они становятся все более актуальными, поскольку количество и сложность хакерских атак постоянно возрастают, и все это диктует необходимость увеличения эффективности ИБ-систем. А дополнительные шансы молодым командам дают острый кадровый голод в сфере ИБ и недостаточный выбор средств защиты, значительная часть которых в России больше недоступна.

Угрозы для ИБ-стартапов

При всей своей привлекательности ИБ-сегмент нельзя назвать комфортным для молодых компаний — до 80% инноваций в ИБ-сфере оказываются неуспешными. И у этого есть свои причины. Во-первых, это классические сложности, связанные с выходом на рынок: необходимость инвестиций и в развитие продукта, и в развитие самой компании, непростой процесс наращивания технологических компетенций и формирования команды. Серьезным препятствием для развития компании в сфере ИБ может стать отсутствие стратегических партнеров. Отсутствие известного имени или авторитетных экспертов, готовых продвигать новый проект, существенно осложнит жизнь стартапа.

Важный сдерживающий фактор — объяснимый консерватизм заказчиков, которые чаще всего не готовы выступать в роли тестового полигона для нового продукта и ждать реализации в нем всей необходимой функциональности. Тем более, что многие уже успели поработать с ИБ-решениями авторитетных международных вендоров, и это только повысило те требования, которые они предъявляют к потенциальным поставщикам.

Серьезную роль играют и длительные циклы разработки решения, его тестирования и пилотирования у первых заказчиков. От момента начала разработки и до выхода на рынок готового решения с подтвержденной функциональностью могут пройти годы.

Наконец, стоит понимать, что чем привлекательнее рынок, тем выше на нем конкуренция. И сфера кибербезопасности — не исключение.

Самые перспективные ниши

В этой связи стартапам, решившим завоевать свое место на рынке информационной безопасности, стоит сосредоточиться в области разработки продуктов, которые имеют наибольшие шансы на успех.

Прежде всего это решения, в которых применяются технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, предназначенные для выявления аномалий и кибератак, предиктивной аналитики, защиты сетей, данных, серверов, рабочих станций, мобильных устройств, доступа, приложений, а также для анализа киберугроз.

Вторая перспективная ниша — автоматизация ИБ-процессов (рутинных операций, аналитики и реагирования на киберинциденты). Хорошие шансы на успех имеют решения в области безопасности приложений и безопасной разработки ПО, позволяющие тестировать безопасность ПО и программного кода приложений, благо сегмент разработки ПО является сейчас весьма привлекателен для инвесторов.

Востребованы будут продукты для обеспечения безопасности систем управления технологическими процессами, в том числе для защиты систем промышленного Интернета вещей. Интерес у инвесторов и заказчиков вызовут решения и сервисы для тренировки практических навыков детектирования и реагирования на кибератаки. Наконец, имеет смысл заниматься разработкой продуктов для удаленной идентификации и аутентификация на основе биометрии.

Можно перечислить еще несколько категорий решений, которые имеют хорошие перспективы, но относятся больше к сфере ИТ. Это продукты, позволяющие ИБ-службам эффективно выполнять свои задачи и достигать практических результатов — системы управления элементами ИТ-инфраструктуры, настройками и любыми изменениями в них. Такие решения обеспечивают, по сути, автоматизацию процессов инвентаризации и контроля изменений в ИТ-инфраструктуре. Актуальность такой информации — основа эффективной киберзащиты.

Но, ориентируясь на перспективные ниши, не стоит забывать о серьезной уязвимости стартапов, которая связана с их неспособностью разрабатывать комплексные ИБ-решения. Преодолеть это препятствие можно при помощи объединения нескольких стартапов, которые будут совместными усилиями выводить на рынок комплексные продукты. Базой для таких союзов могут стать инвестиционные платформы с возможностью структурирования и управления комплексными проектами.

Рецепт успеха

Для того, чтобы добиться успеха в сфере ИБ, молодым компаниям можно порекомендовать несколько шагов. Прежде всего, нельзя пренебрегать возможностью развития своих компетенций, как технологических, так и управленческих. Для этого стоит принимать участие в программах, которые организуют для стартапов различные корпорации.

Здесь стоит иметь в виду, что компании, работающие в сфере ИБ, уделяют отдельное внимание профильным стартапам. Взаимодействие с такими компаниями может быть интересно в силу разных причин. Прежде всего, они заинтересованы в развитии собственных продуктовых линеек, для чего могут использоваться наработки молодых компаний. Также стартапы могут представлять интерес как потенциальные партнеры при осуществлении различных проектов у заказчиков.

ИБ-стартапы могут быть интересны и «классическим» ИТ-компаниям. Они готовы привлекать их в качестве партнеров, способных реализовать в рамках крупного проекта ИБ-задачи (часто — «под ключ»). Конечно, для такого партнерства отбираются только те молодые компании, которые уже достигли требуемого уровня зрелости. В любом случае, проекты, которые находятся на ранних стадиях развития, будут рассматриваться крупными игроками как рисковые.

Во-вторых, с самого начала работы стоит начать поиск стратегических партнеров, которыми могут стать крупные интеграторы, вендоры или технологические компании. Они позволят получить дополнительную экспертизу, дадут доступ к каналам продаж и непосредственно к клиентам. Партнерство с крупной корпорацией — основа доверия рынка.

Наконец, для ИБ-стартапов верна стандартная рекомендация: работать с рынком еще до того, как команда уйдет в глобальную и долгую разработку. Необходимо изучение и понимание рынка, его объема, особенностей спроса, существующих потребностей. Следует тщательно мониторить и анализировать новые возможности, тренды, деятельность конкурентов и интересы потенциальных заказчиков, особенно тех, которые готовы тестировать новые решения и делиться обратной связью.

Источник: Деловой мир 

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 прошел открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend