16 декабря 2023

Как российские производители перестраивают систему закупок

Системы закупок на российских предприятиях устарели. Чтобы компании могли выживать в условиях турбулентной экономики, закупки должны стать гибкими, быстрыми и с минимумом согласований. Подробнее — в материале Азимжона Азизова, менеджера компании Axenix, и Леонида Боголюбова, аналитика компании Axenix.

Процесс нарушен

В последние три года отечественным предприятиям было непросто обеспечивать бесперебойное снабжение производства сырьем, материалами и оборудованием.

Сначала пандемия и локдаун привели к удлинению цепочек поставок. Кроме того, они способствовали острому дефициту сырья, материалов, комплектующих и оборудования. Например, из затяжного кризиса полупроводников, возникшего в том числе из-за повышенного спроса на вычислительную технику и медицинское оборудование в начале 2020 года, рынку удалось выйти меньше года назад.

Ситуация усугубилась в 2022 году, когда логистические цепочки были нарушены из-за введенных ограничений и ухода международных поставщиков с российского рынка. Часть ТМЦ компании стали завозить из-за рубежа по схемам параллельного импорта, другие — заменять отечественными аналогами. В обоих случаях увеличились сроки поставок и усложнилось управление закупками.

В начале 2021 года рост цен на контейнерные перевозки составлял до 400% год к году

Тушение пожаров или долгосрочное планирование?

Поначалу компании пошли по двум основным сценариям.

Одни — в основном предприятия с высокой маржинальностью и свободными средствами — начали закупаться «про запас», максимально заполнять склады. Это позволило им работать без перебоев, но негативно повлияло на оборачиваемость запасов.

Другие оставили все как есть, но им приходилось периодически прерывать производство из-за нехватки сырья, материалов, комплектующих, поломок оборудования и прочих непредвиденных обстоятельств.

Ни один из путей не был оптимальным.

В итоге большинство производителей полностью отказалось от долгосрочного планирования. Компании работали в режиме «тушения пожаров»: не приедет сырье или компонент из Европы — надо срочно заменить его на аналог или закупить через параллельный импорт. На это требовались огромные ресурсы: для того, чтобы остановиться, проанализировать ситуацию и подумать наперед, просто не хватало определенности и людей для стратегических задач.

Только сейчас пожары потушили, дыры более-менее залатали, и у закупщиков появилось время снова задуматься о будущем. Они начали анализировать рынок, вернулись к категорийному менеджменту и долгосрочному планированию — и оказалось, что за время работы «в горящем режиме» было упущено много возможностей. Так, в Китае может быть не один релевантный поставщик, а десять. А какие-то товары вообще выгодно закупать не в Китае, а, например, в Индии или Турции: там тоже есть конкурентоспособное производство.

На рынке постепенно сформировались представления о том, как должны выглядеть закупки в будущем, чтобы бизнес не мучался и не закупал товары слишком дорого.

Полный текст на "Бизнес-секреты"

Читайте наш кейс на РБК: как ИТ-компании прокачать бренд работодателя

16 июля 2024

Как вырастить штат ИТ-компании в 15 раз за 3 года - рассказываем в совместном кейсе с IT_ONE

 

Ася Власова – в шоу «Стражи Леса» на радио «ЭХО лОСЕЙ»

10 июля 2024

Ася Власова, сооснователь и управляющий партнёр агентства iTrend, приняла участие в шоу “Стражи Леса” на радио "ЭХО лОСЕЙ". Вместе с Еленой Бочеровой из компании "Киберпротект" поговорили о том, как выстраивать PR и коммуникации в ИТ.

 

Приглашаем на конференцию для директоров по маркетингу и PR-руководителей ИТ-компаний 

5 июня 2024

На мероприятии встретятся директора по маркетингу и PR-руководители крупных российских ИТ-компаний.

 

Экс-редактор Comnews присоединился к команде iTrend

30 мая 2024

На позицию руководителя проектов коммуникационного агентства iTrend вышел Денис Шишулин – ранее многолетний выпускающий редактор издательской группы ComNews, одного из самых авторитетных ИТ-изданий в России. В iTrend Денис будет отвечать за стратегическое руководство ряда PR-проектов с ИТ-компаниями, оперативное взаимодействие со СМИ, координацию работы команд, а также за качество проектов, которыми руководит в агентстве.

 

iTrend — в числе топ-агентств России по версии «Рейтинга Рунета»

28 мая 2024

Опубликованы итоги ранкинга коммуникационных агентств от «Рейтинга Рунета–2024». iTrend занял лидирующие места в ключевых для агентства срезах — PR в ИТ-отрасли, SMM в ИТ-отрасли, PR и SMM на аудиторию b2b enterprise, PR-аналитика, PR первых лиц и др.

 
Все новости iTrend