Автор: Денис Бильданов, руководитель практики поддержки продаж iFellow
Сотрудник iFellow пришел к начальству с предложением разработать внутренний портал отпусков. Компания могла бы просто принять идею и обнаружить определенные ошибки уже потом, когда промах будет стоить дороже. Нужна система, чтобы оценить все риски — и потом эффективно выстроить отношения с заказчиком, внутренним или внешним.
Какие критерии для определения трудозатрат, эффективности и бюджета используют в компании и как в команде проходит каждый этап этой оценки, рассказывает руководитель практики поддержки продаж Денис Бильданов.
Методы оценки ИТ-инициатив
Есть несколько основных аспектов, определяющих конечную стоимость и условия сотрудничества с клиентами:
- Качество и полнота поступающих требований;
- Ориентиры по бюджету и срокам от заказчика;
- Опыт аналогичных или схожих проектов.
В зависимости от полноты вводных выбирается модель оценки:
Подходит для случаев, когда данных много — тогда производственная практика или центр компетенций дают реальную оценку проекта. При работе с неопределенностью, когда есть большое число допущений и ограничений, экспертная оценка не будет иметь устойчивого основания.
Он позволяет просчитать оптимистичный, реалистичный и пессимистичный варианты и получить среднее значение, нивелирующее все отклонения.
Важно понимать, что допущений должно быть минимальное количество, потому что это потенциальный риск как для команды, так и для заказчика. Необходимо постоянно коммуницировать, выясняя и прорабатывая дополнительные требования. Оценка PERT помогает свериться с ожиданиями клиента.
Если инициатива поступает изнутри, используется упрощенный подход, так как обычно для запуска внутренних проектов уже есть готовая команда и сотрудники сразу участвуют в оценке совместно с будущим руководителем проекта.
А если инициатива потребует более двух-трех недель работы, привлекаются центры компетенций. Они выступают в качестве регуляторов, проверяющих внутреннее качество оценки, совпадение по срокам и ожиданиям, и помогают в выборе технологий.
Реальный пример взаимодействия внутри нашей компании: сотрудник пришел с инициативой разработать внутренний портал отпусков.
У нас ведется регламент проектной деятельности, поэтому проект прошел все стадии: инициацию, защиту оценки сроков и бюджетов перед руководством компании.
Любой заказчик — и внешний, и внутренний — должен понимать:
- во что он инвестирует средства;
- сколько ресурсов и времени потребуется;
- какую выгоду и пользу он получит;
- какие цели будут достигнуты.
Подготовка к оценке
Прежде всего рекомендуется предложить заказчику провести короткий этап предпроектного анализа, в ходе которого можно погрузиться в детали и акцентировать внимание на основных задачах. Это как раз та самая коммуникационная составляющая, которая позволяет выстроить прозрачное и понятное взаимодействие, и управлять ожиданиями заказчика.
Полный текст на сайте Rusbase