8 июля 2022

Как мы оптимизировали управление ЦОДами клиента

Чтобы повысить КПД и отказоустойчивость, понадобилось пересмотреть процессы и документацию, уволить пару инженеров и кое-что ещё... Делимся подробным кейсом.

Дата-центр – комплексный ИТ- и инженерный объект, требующий профессионализма на всех уровнях управления: от руководителей до технических специалистов и исполнителей эксплуатационных работ. Рассказываем, как мы помогли клиенту навести порядок в операционном управлении в корпоративных ЦОДах.

В главной роли – управление

Самое современное и дорогое ИТ-оборудование не принесет ожидаемой экономической пользы, если не будут выстроены правильные процессы эксплуатации инженерных систем ЦОДа, где оно располагается.

Роль надежных и производительных дата-центров в современной экономике постоянно растет вместе с требованиями к их бесперебойной работе. Однако на этом направлении существует большая системная проблема.

Высокий уровень «аптайма» – безаварийной работы дата-центра без простоев – очень сильно зависит от команды инженеров, которая занимается управлением площадки. А единой формализованной школы управления ЦОДами не существует.

Нет какого-то сводного канона с правилами, применимыми для любого дата-центра. Есть стандарты международной отраслевой организации Uptime Institute, но они устанавливают рамки и вектор развития, к каждому конкретному дата-центру они будут применяться по-разному.

В масштабах страны

На практике в России ситуация с эксплуатацией ЦОДов выглядит так.

Дата-центры из сегмента коммерческих как правило имеют сертификаты, подтверждающие компетенции в сфере управления. Далеко не все и не всегда, но сама специфика бизнес-модели, когда провайдер отвечает перед клиентом качеством сервиса, деньгами и репутацией на рынке, обязывает владеть предметом.

Сегмент корпоративных ЦОДов, которые обслуживают собственные потребности компаний, по показателям качества эксплуатации заметно отстает от коммерческих дата-центров. К внутреннему заказчику относятся не так тщательно, как к внешнему клиенту, далеко не в каждой компании понимают потенциал хорошо настроенных управленческих процессов.

Наконец, государственные ведомственные ЦОДы – в этом отношении они часто представляют собой неизвестную территорию в силу закрытости. Международный аудит таких объектов по понятным причинам невозможен. Российские госстандарты только разрабатываются.

Все это выливается в ситуацию «кто во что горазд». «Разношерстный» состав команд эксплуатации из специалистов с разным бэкграундом, различные подходы к организации корпоративной архитектуры, взгляды и требования в отношении ИТ-департаментов.

Факторов, приводящих к такому положению дел, много, один из главных – отсутствие систематизированной документации по выстраиванию эксплуатационных процессов. Есть пара вводных статей Uptime Institute, которые дают представление о проблеме и путях ее преодоления. Но дальше необходимо выстраивать систему своими силами. А на это ресурсов и компетенций хватит далеко не у каждого бизнеса.

Между тем, даже небольшая систематизация процессов управления по лучшим отраслевым практикам всегда дает отличный результат в том, что касается повышения отказоустойчивости инженерных и ИТ-систем.

Кейс: через тернии к относительному порядку

Проиллюстрируем на примере реализованного проекта. К нам обратилась крупная международная компания с сетью собственных дата-центров. Запрос был на помощь в оптимизации процессов управления тремя площадками, где на серверах развернуты ИТ-системы и приложения, абсолютно критичные для бизнеса.

Компания недавно прошла аудит головного офиса и получила список несоответствий корпоративным стандартам с предписанием их устранить. Для этого в качестве консультанта привлекли нас как носителя отраслевых компетенций: мы развиваем собственную систему управления ЦОДами и ведем просветительскую работу о роли качества эксплуатационных процессов уже несколько лет.

Началось общение с командой клиента. Специалисты хотели получить выстроенную систему эксплуатации инженерных систем ЦОДов, зафиксированную в документации по процессам мониторинга, обслуживания и устранению неполадок. Все это должно было обеспечить оптимизацию инфраструктурной составляющей с точки зрения непрерывности работы ИТ-оборудования.

И здесь началось самое интересное.

Познай себя

Чтобы оценить уровень работы ЦОДов с точки зрения соответствия стандартам, нужно знать точные требования бизнеса к ИТ-системам: каков уровень внутренних SLA, допустимый период простоя оборудования и т.д.

Сразу же выяснилось – ИТ-департамент не знает, что именно хочет бизнес. Не было внутренних критериев качества сервиса, не было и понимания логики устройства собственной инфраструктуры.

Коллеги просто не представляли, каково допустимое время простоя операций, завязанных на ИТ, каково оптимальное время восстановления систем в случае аварии, как устроена архитектура собственных приложений. Например, пришлось разбираться, будет ли критичным для работы приложения «падение» одного из ЦОДов, или в нем нет компонентов, влияющих на приложение.

Не зная таких вещей, рассчитать какие-то конкретные требования к эксплуатации невозможно. Клиент осознал проблему и усилил координацию между ИТ и бизнесом, чтобы выработать внутренние требования и наладить взаимосвязи для выстраивания работы.

Когда было достигнуто понимание архитектуры ИТ-систем, команда смогла суммировать требования к службе эксплуатации, подрядчикам и к уровню надежности оборудования.

Улучшения в процессе

Наши специалисты выезжали на площадки для оценки инфраструктуры, читали имеющуюся документацию, проверяли уровень соответствия проектов ЦОДов фактической реализации.

Отдельным направлением стали опросы ответственных сотрудников и их руководителей. Они рассказывали, что и как они делают в различных рабочих ситуациях, как устроены ключевые процессы эксплуатации инженерных систем.

После начала работ и знакомства со спецификой задачи клиент немного «сдал назад»: мы услышали просьбу «просто написать всю необходимую документацию», по-быстрому и без глубокого погружения в процессы. 

Однако правильная оптимизация управления «инженеркой» ЦОДа предполагает выполнение задачи научить людей правильно оценивать процессы и писать под них уникальную документацию исходя из специфики конкретного объекта.

Придумать рабочий документ за конкретного начальника участка службы эксплуатации невозможно – если только не проработать в паре с ним на площадке безотрывно несколько месяцев. Поэтому такой подход был отклонен: мы находили лидеров на местах, которые были готовы учиться сами и вести за собой подчиненных.

Объяснив алгоритм создания документов, требования к их содержанию и принципы организации экосистемы инструкций, шесть последующих месяцев мы контролировали процесс детального написания документации и поэтапный переход персонала к работе по-новому.

Далее последовал этап первичной поддержки работ по обновленным регламентам, который в удаленном формате продолжался один год. Затем мы перешли к тренингам и учениям – единственный путь закрепления нового материала на практике.

Что сделано

В процессе работ нам удалось решить несколько серьезных вопросов.

Прежде всего, мы избежали ведения двойной документации, которой опасались сотрудники клиента. Для этого соединили в новых регламентах нормативные требования, применяющиеся к различным инженерным системам стандартно (электрика, охлаждение, контроль доступа), с отраслевыми best practices, создав прозрачную структуру документации с простой и логичной навигацией.

Принцип «просто найти, просто понять, легко запомнить» дополнился тем, что новая информация привязывается к старому опыту и знаниям сотрудников.

Далее мы перетряхнули штат инженеров службы эксплуатации: несколько человек оказались полностью неготовыми к переменам. Сопротивление некоторых успешно преодолевалось по ходу проекта через демонстрацию преимуществ, но определенный процент сотрудников оказался необучаем и невосприимчив к новому.

Но нас удивило легкомысленное отношение компании к своей ИТ-инфраструктуре: от отсутствия резервирования критичных систем до хаоса в структуре и управлении.

За 1,5 года процессы управления инженерными системами были прокачаны до уровня, который позволил специалистам компании успешно отчитаться «за качество» перед аудиторами из головного офиса.

При поддержке темпов развития эксплуатационной составляющей компания сможет самостоятельно пройти любую существующую сертификацию ЦОДов от ведущих международных агентств.

Выводы

В целом перспективы консалтинга в сфере операционного управления дата-центрами, по нашему мнению, самые яркие.

Процесс цифровизации экономики и госсектора идет полным ходом. Да, сейчас будет много корректировок запуска новых проектов и планов по развитию старых, но сути это не изменит – эксплуатацию нужно улучшать хотя бы для повышения КПД уже построенных площадок.

Главная проблема здесь: многие руководители не понимают, по какому тонкому льду они идут, не уделяя этому моменту должного внимания. Человеческий фактор по-прежнему остается главным источником самых неприятных аварий и сбоев. И это нужно объяснять.

Государственные проекты в сфере дата-центров также становятся более актуальны сейчас и требуют повышенного внимания с точки зрения эксплуатации: сфера государственных ИТ-систем растет. Здесь также потребуется разработка и ввод системы стандартизации и сертификации площадок.

Когда требования к государственным ЦОДам в РФ на уровне законодательного акта будут сведены в стандарт, его можно будет применять и для коммерческих дата-центров, в том числе и для размещения государственных ИТ-ресурсов.

Работы по этому направлению ведутся, мы участвуем в этом процессе в рамках консультаций с Минцифры и наращивая компетенции по преподаванию на курсах по эксплуатации дата-центров в АНО ЦОД. Опыта по таким задачам в России не много, и мы считаем, что должны им делиться с коллегами и клиентами.

Авторы: Тарас Чирков, руководитель ЦОД Linxdatacenter в Санкт-Петербурге
Константин Нагорный, главный инженер ЦОД Linxdatacenter в Санкт-Петербурге
Источник: VC.ru

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend