23 декабря 2022

Как мы использовали открытый стандарт для создания российского сервера

Больше половины решений из реестра отечественного ПО написаны с применением Open Source. Точно также можно использовать разработки мирового ИТ-сообщества для создания «железа». Мы в GAGAR>N выпустили сервер по стандартам Open Compute Project. Расскажем, что это за подход и как нам удалось за полтора года превратить стартап из семи человек в высокотехнологичную производственную компанию.

Меня зовут Алиса Гатауллина, я - архитектор программного обеспечения в компании GAGAR>N. Мы — довольно молодая российская команда, которая разрабатывает и производит серверное оборудование — серверы, серверные стойки, полки питания, дисковые массивы JBOD и JBOF. Компания появилась в 2019 году, а в 2021-ом первые промышленные образцы встали в ЦОДы заказчиков. За полтора года мы прошли путь от идеи до серийного производства — в том числе благодаря тому, что не разрабатывали все технологии «с нуля», а использовали решения открытого стандарта OCP.

OCP — это Open Source для «железа»

Концепция Open Compute Project (OCP) появилась в 2011 году, когда крупнейшие мировые ИТ-компании поняли, что их расходы на ИТ-инфраструктуру растут невероятными темпами. И дело не только в необходимости бесконечного расширения мощностей. Обслуживание гигантских ЦОДов с разномастным оборудованием требовало все больше людей и ресурсов. Инженерам приходилось помнить, с какой стороны подойти к каждой стойке, где располагаются разъемы и элементы управления, какие манипуляции необходимо совершить в каждом конкретном случае.

Идея OCP одновременно проста и гениальна: чтобы упростить обслуживание оборудования в ЦОДах, нужно его унифицировать. А заодно и оптимизировать все конструкции таким образом, чтобы максимально удешевить эксплуатацию. В итоге крупнейшие технологические компании стали делиться своими разработками в области оборудования для дата-центров, совместными усилиями формируя стандарт OCP. За более чем 10 лет к проекту присоединились IBM, Google, Apple, Microsoft, Dell, Huawei, Schneider Electric, Cisco, Alibaba Group, Samsung и многие другие.

 

Open Compute Project — это стандарт, объединяющий открытые технологии для строительства и оборудования центров обработки данных (ЦОДов). Он регламентирует, как проектируется дата-центр и его инженерные коммуникации, а также унифицирует физические и технические параметры всей «начинки» ЦОДа — от стоек и шкафов до серверов и сетевого оборудования. Аппаратное и программное обеспечение разрабатывается на основе открытых спецификаций.

 

Какое оно — «железо» OCP?

В итоге благодаря постоянному обмену опытом мировые «монстры» ИТ-рынка сформировали стандарт OCP. С одной стороны, он позволяет использовать унифицированное (взаимозаменяемое и совместимое) оборудование от разных производителей в ЦОДах. С другой стороны — помогает снизить расходы на масштабирование и обслуживание ИТ-инфраструктуры.

Чего удалось достичь в рамках стандарта OCP:

  • Увеличенная плотность размещения: благодаря особой конструкции шкафов, на том же пространстве можно разместить больше серверов.
  • Высокая энергоэффективность: сервер запитывается от источника питания стойки посредством общей шины.
  • Упрощенное обслуживание: доступ к оборудованию производится только с фронтальной стороны (холодного коридора) и без использования инструментов.
  • Понятная стоимость: за счет стандартизации, упрощенной конструкции и отсутствия избыточного аппаратного функционала стоимость решений прозрачна для покупателей.
  • Отсутствие зависимости от вендора (vendor lock-in). Оборудование и комплектующие производятся по открытым спецификациям, все компоненты могут быть интегрированы между собой и изначально взаимозаменяемы.
Как GAGAR>N использует технологии OCP

OCP уникален тем, что предлагает комплекс открытых аппаратных и программных решений для ЦОДов. С инженерной точки зрения получилась очень стройная система. За проектом стоит огромная коллективная работа. По сути, это первый в мире открытый комплексный «железячный» проект.

Технологии опробованы на сотнях и тысячах инсталляциях по всему миру — не нужно изобретать велосипед, когда можно взять инструкцию к его созданию.

Алиса Гатауллина, архитектор программного обеспечения в GAGAR>N

Когда в 2019 году стал очевиден спрос на серверы российского производства, основатели GAGAR>N решили действовать. Тогда же они познакомились с концепцией OCP. Помимо прогрессивного подхода привлекало то, что использование международного стандарта снижало первоначальные риски бизнеса — провала на стадии разработки быть не должно. Кроме этого, подход OCP ускорял и упрощал вход в такую сложную технологическую сферу как серверное оборудование. Казалось, что нужно просто выбрать платформу, скачать открытую документацию и наладить производство комплектующих и сборку на территории России. Однако на практике все оказалось не так просто.

Полный текст на сайте VC.ru

iTrend начал работу с одним из лидеров российского рынка разработки решений на базе нейросетей — компанией «Наносемантика»

20 сентября 2023

«Наносемантика» входит в ТОП-10 российских компаний, занимающихся нейросетями, по версии CNews.

 

Стоп-фразы, или Что никогда нельзя писать в текстах - разбираем на VC

20 сентября 2023

Вот лишь поверхностным взглядом слова и фразы-мусор, которые мы стараемся не допускать в текстах.

 

Маркировка рекламы создаст новую профессию? Комментируем тему для Ъ

13 сентября 2023

Рекламщикам понадобились маркировщики: новые правила создали новую специальность

 

Как мемы и юмор помогают бизнесу. Комментируем для "Делового Петербурга"

29 августа 2023

Digital–директор iTrend Ася Шабалина поделилась своим мнением об использовании мемов и юмора в маркетинге.

 
Все новости iTrend