27 апреля 2023

Как генеративный ИИ завоюет мир

Одна из главных областей развития искусственного интеллекта – способность к творчеству или самостоятельному созданию оригинального контента. Возможности ИИ сегодня продвинулись настолько, что пришло время говорить о его потенциальном влиянии на общество и экономику.

Автор Алексей Сергеев, руководитель практики машинное обучение и искусственный интеллект компании Axenix (экс-Accenture).

Будущее наступило

В январе 2023 года студент-заочник Российского государственного гуманитарного университета защитил дипломную работу. Она была одобрена научным руководителем, оппонентами и прошла процедуру защиты. Получив диплом, счастливчик рассказал в социальных сетях о том, как писал свой научный труд.

Им действительно была проделана значительная работа. Но совсем не по теме диплома, а в области кооперации человека и искусственного интеллекта. Оказалось, что полученный результат – плод работы ChatGPT – чат-бота на базе искусственного интеллекта от компании OpenAI. Попутно стоит отметить и реакцию руководства университета, которое просто не знало, как комментировать произошедшее.

Можно спорить о том, достоин ли герой скандала диплома о высшем образовании, о ценности дипломной работы, о профессионализме преподавателей и экзаменаторов. Все это теперь предстоит обсуждать чиновникам от образования и науки. Тем не менее, случай в РГГУ стал практическим примером того, как генеративный ИИ дополняет человека в решении действительно емких и комплексных интеллектуальных задач.

Большая роль генеративного ИИ

Генеративный искусственный интеллект – тип ИИ, который отвечает за создание нового оригинального контента. Он стал общественным, а не только технологическим явлением совсем недавно. Появились доступные пользователям программы и сервисы, которые стали применяться сначала для развлечений, а потом и для решения практических задач.

Исследование Base10, к примеру, демонстрирует, что уже существует целая вселенная генеративного ИИ из более чем 300 решений различных вендоров. И это еще один довод в пользу того, что ИИ станет новой платформой для проникновения ИТ в нашу жизнь. То есть, сыграют ту же роль, что ранее выполнили облака, соцсети и мобильные устройства.

Наверное, самая наглядная иллюстрация возможностей генеративного ИИ – его использование в области дизайна. Традиционная задача дизайнера – создание уникальных изображений в спецификациях, необходимых для масштабной медийной компании.

И, чем больше таких спецификаций и шире применяются визуальные средства в бизнесе, тем большее число дизайнеров требуется для такой работы. Генеративный ИИ отчасти решает эту проблему: искусственный интеллект может потеснить дизайнеров в области задач генерации вариантов изображений на заданную тему.

Вместе с тем остается потребность в дизайнере как эксперте, способном выбирать из вариантов на основе вкуса и представлении о том, что есть хорошо/интересно/остроумно или посредственно/второсортно.

Изменение представлений о творческом и интеллектуальном труде – только одна сторона развития генеративного ИИ. С его помощью компании получают возможность трансформировать бизнес-модели.

Пример – автоматизация запросов документов, которую на основе генеративного ИИ добавила в линейку продуктов компания Secureframe. Это экономит время, которое клиенты тратят на заполнение бумаг в процессе продажи сложных товаров, таких как недвижимость или акции компаний.

Рынок генеративного ИИ на хайпе

Если говорить о рынке генеративного ИИ в терминах Gartner, то сегодня он находится в стадии «пика хайпа». В сегменте текстовых решений вложения в технологию выросли на 630%, в решения для работы с изображениями – на 400%, в средства работы с данными – на 370%, в аудио-видео – на 350%.

Можно предполагать, что рынок генеративного ИИ приближается к «плато продуктивности» – фазе зрелости и расцвета технологии. Это период, когда изменения, которые приносит технология, приобретают значение революционного платформенного сдвига в масштабах всего рынка.

Благоприятный прогноз в отношении генеративного ИИ основывается и на ожиданиях в отношении стартапов, которые развивают технологии. Их активность, которая заметна уже сегодня, способна сделать ближайшие пять лет временем расцвета сферы искусственного интеллекта.

Это значит, что множество компаний получат возможность использовать ИИ в развитии, не вкладывая значительные средства в ПО, оборудование и разработку сложных моделей. Такие же процессы мы наблюдали не так давно, когда главным трендом развития стали публичные облака.

Первоначальные затраты можно будет минимизировать благодаря доступу к частным API и моделям с открытым исходным кодом – так было с повышением скорости разработки в период расцвета облаков.

Будущий ИИ-ландшафт

Сегодня мировой рынок ИИ-решений составляет $135,6 млрд. К 2030 году он будет расти средними темпами в 37,7% в год.

Будущее сегмента генеративного искусственного интеллекта во многом будет определено тем, как уникальные технологии будут превращаться в товар с понятными и стандартными характеристиками (коммодити). То есть, в высококачественные ИИ-модели, применимые для решения конкретных практических задач.

Для их построения необходимо привлечение технических талантов, исследователей и специалистов по обработке и анализу данных, что окажет влияние на сферу образования. Нужны и сами большие наборы данных, это будет стимулировать компании и отрасли находить способы объединения, совместного использования и безопасного обмена данными.

Преимущество для работы по этим направлениям получат компании-первопроходцы, занимающиеся адаптацией технологий ИИ. Они сформируют пул ИИ-инструментов для бизнеса и пользователей. По аналогии с рынком публичных облаков их доля на рынке ИИ-решений будет достигать 65-70%.

Сегодня преимуществами раннего продвижения сумели воспользоваться OpenAI, Stability AI и Hugging Face. Однако история только начинается и в ближайшие годы мы станем свидетелями борьбы между игроками с решениями на закрытом исходным коде и компаниями, использующими open source.

В контексте будущего ландшафта необходимо сказать, что гигантские языковые модели типа ChatGPT и Midjourney создаются командами с отчетливым фокусом на фундаментальные разработки, исследования в области ИИ со значительными инвестициями.

Вряд ли рядовая компания на рынке может позволить себе R&D штат из десятков и сотен первоклассных Data Science-специалистов, нацеленных только на эксперименты, коммерческая ценность которых не так прямолинейна и очевидна.

Скорее всего в ближайшем будущем создание таких моделей будет уделом крупных игроков, вокруг решений которых будут формироваться производные продукты и услуги.

Господство ИИ = машина + человек

Растерянная реакция ученых РГГУ на новость об использовании ИИ при подготовке диплома показывает, что не только сама отрасль искусственного интеллекта находится в самом начале технологического развития, в экспертной среде ведутся обсуждения потенциальных сценариев использования и сопряженных рисков.

В «творческих» бизнес-сферах, таких как маркетинг и коммерческий копирайтинг, генеративный ИИ в настоящее время рассматриваются пока как область экспериментов.

Нужно время, чтобы попробовать технологию в действии, найти кейсы с высокой коммерческой эффективностью. Однако с ростом экономики и накопления опыта использования генеративного ИИ, появятся новые возможности для значительного расширения сферы его применения.

И вопреки распространенному опасению, развитие генеративного ИИ приведет скорее к расширению, трансформации рынка труда, формированию новых профессий и целых профессиональных сегментов.

Источник: B-MAG

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend