24 мая 2023

Импортозамещение ПО в добывающей отрасли

Автор: Сергей Витяев, руководитель направления «Разведка и добыча в нефтегазовом комплексе» в компании Axenix

Для импортозамещения необходимы матрица приоритезации систем, подлежащих импортозамещению, и дерево принятия решений о возможности замещения конкретного ИТ-продукта.

Нефтегазовая отрасль традиционно относится к технологически зависимым и наукоемким отраслям. Для автоматизации сектора разведки и добычи (upstream) используется широкий спектр программного обеспечения. Сегодня наступил момент менять привычные глобальные инструменты на российские аналоги.
 
Цифровая основа нефтегаза 
 
Высокий уровень цифровизации в добыче связан с самой природой отрасли. Процессы поиска и разведки месторождений углеводородного сырья, а также их разработка и эксплуатация существенно отличаются друг от друга и требуют разных специализированных программных решений. 
 
Для изучения пласта используются дистанционные методы – сейсморазведка, геофизические и гидродинамические исследования скважин. Все они генерируют большой объем данных, требующих интерпретации, необходимости анализа свойств как вмещающих пород, так и флюида. Как и в других областях экономики, от нефтяников требуется обеспечить переход на импортонезависимые программные решения ввиду стратегической роли отрасли в структуре национальной экономики.
 
Например, одним из важнейших вопросов в современной добыче является учет физических свойств сырья не только в статике, но и в динамике. По мере процесса разработки месторождения происходит изменение давления, за счет чего нарушается первичное состояние залежи – выделение растворенного газа, выпадение конденсата, изменение напряжённостей породы: все это влияет на процесс разработки.И что еще важнее, может повлиять на конечный объем извлекаемых запасов за счет увеличения обводненности продукции и снижения дебита добывающих скважин. 
 
Последние десятилетия в разработку вводятся месторождения со значительно усложненной структурой запасов. Также повышаются требования к рентабельности их извлечения, требуется обеспечить и снижение рисков при разработке, в том числе с учетом неопределенности. 
 
Растет количество задач, решение которых требует проведения сложных расчетов по всей производственной цепочке – от пласта до переработки и реализации. Выполнить их с нужной точностью и скоростью без применения специализированного программного обеспечения, которое позволяет оценить множество вариантов разработки и выбрать оптимальный, невозможно. 
 
Одним из ключевых факторов развития рынка программного обеспечения для сектора добычи является растущий спрос на нефть и газ, который побуждает компании исследовать и разрабатывать новые месторождения. В результате компании ищут программные решения, которые помогут им более эффективно управлять этими сложными и дорогостоящими проектами.
 
Традиционно рынок программного обеспечения для нефтегазового сектора разведки и добычи является высококонкурентным, на нем доминируют несколько известных игроков, таких как Schlumberger, Halliburton и AspenTech. Эти компании предоставляют полный спектр программных решений для разведки, бурения, добычи и управления пластами, включая передовую аналитику и возможности искусственного интеллекта.
 
Вызовы импортозамещения
 
В России сегодня возникает ряд затруднений, ограничивающих реализацию проектов по импортозамещению в этом секторе. Прежде всего, совершенно неочевидно, с чего именно следует начинать подобный проект, какие этапы и в какой последовательности должны включаться в его состав. Не существует конкретных разъяснений и перечня шагов по переходу на российские программные решения.
 
В условиях, когда около 90% программных инструментов для задач блока разведки и добычи являются импортными, их единовременное замещение является практически нереализуемой задачей. На это влияет высокая стоимость замещения самих продуктов, высокие трудозатраты по миграции данных и перестроению сложных элементов (3D-моделей), также не ясна реальная зрелость аналогов из пула отечественного отраслевого ПО. 
 
Самое главное препятствие – процессы в upstream очень плотно взаимосвязаны. Если детально не продумать переход на новое ПО и вырвать определенную составляющую программного стека из общего контекста, цепочка бизнес-процессов нарушится и работа предприятияможет оказаться под угрозой. 
 
Полный текст на сайте EnergyLand.Info

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 прошел открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend