20 апреля 2023

Илья ПАРАМОНОВ, iFellow: Трансформация ИТ-ландшафта банков. Пересмотр стратегий

Последние несколько лет крупные банки, будучи наиболее передовыми с точки зрения ИТ-игроками, создавали обширные стратегии цифровизации на несколько лет вперед. Строили собственные экосистемы, развивали непрофильные сервисы — такси, музыкальные библиотеки, онлайн-кинотеатры и т. п. Но сейчас, в связи с геополитическими событиями, приоритеты изменились. Банки сталкиваются с санкционным давлением, и развитие дополнительных сервисов теперь — не первоочередная задача. Важно стабилизировать бизнесобразующие ИТ-платформы, завязанные на импортных продуктах, снизить риски непрерывности бизнеса и сохранить возможность масштабирования ИТ, полагает операционный директор iFellow Илья ПАРАМОНОВ. Своими размышлениями он делится читателями NBJ.

Уход иностранных вендоров привел к трансформации ИТ-ландшафта и изменению архитектурных подходов. Стратегии пришлось значительно корректировать — как по технологическим, так и бизнес-параметрам — и направлять средства на программы импортозамещения, обновления стека технологий, а также развитие собственных решений.

Крупные банки уже наметили планы и серьезные бюджеты на ИТ, и мы ожидаем достаточно большой спрос на профильных специалистов.

Смена приоритетов

На финансовый сектор, по оценкам НИУ ВШЭ, приходится около 20% суммарных «цифровых» расходов в стране. Но весной и летом прошлого года в отрасли наблюдалась стагнация. Банки, которые использовали зарубежные решения, взяли паузу, чтобы понять намерения иностранных вендоров и проанализировать, какие критичные для ИТ-инфраструктуры продукты исчезнут с рынка.

Главным приоритетом стала необходимость обеспечить непрерывность бизнес-процессов и стабильную работу клиентских сервисов, а также выстроить систему защиты данных. В связи с этим банкам пришлось пересмотреть оценку критичности и уязвимости своей инфраструктуры, а службам информационной безопасности ускоренно менять иностранные средства защиты на российские.

Сейчас финансовый сектор постепенно переходит на собственные решения, меняет офисные приложения на отечественные продукты. К примеру, мы реализовали проект для одного из банков, входящих в ТОП 5: провели миграцию более чем 10 тысяч его сотрудников на пакет «Мой офис». Еще одно российское решение — платформа CommuniGate Pro, работу по внедрению которой наша компания успешно ведет в одной из финансовых организаций. Методология внедрения на базе собственного проекта: в апреле этого года мы сами поменяли сервер электронной почты и знаем обо всех подводных камнях не понаслышке.

По-прежнему актуальны проекты, связанные с большими данными, клиентской аналитикой, а также роботизацией рутинных операций. Крупные игроки RPA ушли с российского рынка, но отечественные вендоры оперативно занимают места западных. Практически сразу определились лидеры сегмента, которые начали активно развивать функциональность своих платформ, наращивать техническую поддержку и работать с комьюнити. Думаю, что буквально через один или два года отечественные решения из роли догоняющих трансформируются в лидеров рынка с точки зрения технологий.

Повысился интерес к облачным сервисам, так как они не подвержены угрозам остановки со стороны западных вендоров.

Но в целом пока российские системы и сервисы не могут в полном объеме заместить иностранные, так как им не хватает зрелости и необходимой функциональности. Это связано с тем, что на разработку нужно больше времени, а также требуются меры поддержки и стимулирования вендоров. Миграция при этом зачастую сопряжена с функциональными или технологическими проблемами. И, конечно, проводя импортозамещение приходится решать задачи по интеграции.

В фокусе внимания

Для развития продуктов в новых условиях, банки повышают ИТ-бюджеты. Прежде всего, на закупку оборудования, цены на которое заметно выросли. Причем не только по параллельному импорту, но и у китайских, и корейских партнеров. Компаниям из банковской сферы необходимо расширять парк серверов, обновлять комплектующие, но из-за ограничений это довольно сложно делать.

Мобильные приложения не могут обновляться как прежде и необходимо настраивать способ доставки дистрибутивов вне магазинов. Крупные банки, находящиеся под санкциями, вынуждены адаптировать свои каналы дистанционного обслуживания под новую реальность. На развитие альтернативных версий и обход ограничений тоже нужны ресурсы.

Изменились условия и в инвестиционном бизнесе. Банки разрабатывают новые продукты, актуальные текущим реалиям рынка — нужны время и усилия для пересмотра продуктовой линейки и создания новых предложений для клиентов.

Решения, касающиеся безопасности, процессинга, АБС, эксплуатации и критичных бизнес-систем, банки по-прежнему разрабатывают самостоятельно. Это особенно актуально в условиях необходимости обеспечения стабильности работы всех внутренних систем.

Зависимость от зарубежного ПО

Хотя банки традиционно сильны в разработке собственных решений, риски здесь все же существуют: у крупных игроков опытные команды, но работают они в зарубежных средах. Например: 90% разработчиков используют IntelliJ IDEA, и ее пока заместить нечем.

Сохраняется проблема с импортозамещением продуктов Atlassian, Jira, Confluence, потому что полноценных российских аналогов пока нет. Множество банковских ИТ и бизнес-процессов построено на Jira, написаны интеграции с другими системами, и чтобы переносить все на новую платформу нужно, во-первых, ее написать, а во-вторых, переделать все взаимосвязи с существующими решениями. Это потребует достаточно больших ресурсов. Но пока продукты работают, хоть и без вендорской поддержки, так что сейчас это не первоочередная задача.

Поскольку сроки для импортозамещения продуктов и перестройки бизнес-процессов у всех чрезвычайно сжаты, требуется объединение отраслевого комьюнити. Участники ИТ-рынка предлагают различные схемы миграции, а компании-партнеры, обладающие обширным продуктовым портфелем, могут сравнить предложения нескольких вендоров и подобрать оптимальный для заказчика вариант.

Важно делиться опытом и кейсами — как успешными, так и вызвавшими затруднения, что позволит российским компаниям оперативнее встать на новые рельсы.

Источник: Национальный банковский журнал

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend