8 октября 2022

Гонконг: врата в Азию для стартапов

Третий по счету финансовый центр мира, Гонконг, манит стартапы из разных стран. Здесь есть все для развития бизнеса: английское право, налоговые преференции, тесные связи с Китаем, развитая экосистема поддержки и множество инвестфондов.

Здесь работают 69 акселераторов и около 3700 стартапов. Гонконг уже вскормил 18 единорогов и имеет все шансы явить миру новых звезд. RB.RU подготовил подробный стартап-гид для технологических предпринимателей, заинтересованных возможностями этого региона.

Сложная геополитическая обстановка вынуждает российских предпринимателей искать новые страны для приземления компании. В пятерку самых востребованных направлений Гонконг, по словам опрошенных RB.RU экспертов, не входит. Впрочем, ввиду глобальной переориентации российских технологических компаний в сторону Азии, становится все более популярным местом для регистрации и развития бизнеса. 

«Запросы действительно выросли, хотя Дубай по-прежнему в лидерах», — говорит Арсен Данелян, младший партнер юридической компании Emet law firm. «Гонконг всегда пользовался большой популярностью, а текущие общемировые условия только укрепили его позиции», — добавляет Яна Шевченко, руководитель отдела международного налогового планирования «Гестион». Гонконгский офис «Гестиона» занимается регистрацией компаний в этом регионе.

«С начала года для российских клиентов мы зарегистрировали более 200 офшорных компаний в Гонконге. Местный банковский счет позволяет бизнесу принимать платежи от партнеров из “недружественных” России стран, работать с российскими юрлицами и не релоцировать команду», — поясняет Сергей Воропаев, основатель Advengene. Компания помогает инвесторам и предпринимателям выходить на новые рынки и искать локальных партнеров. Advengene работает с Гонконгом с 2017 года.

Обособленная, но все же юридически официальная часть Китая, бывшая колония Великобритании — удобная площадка для построения рабочих отношения с «большим братом», только без китайских бюрократических сложностей и необходимости учить язык. Местные жители чаще всего хорошо говорят на английском, на территории продолжает действовать английское право, да и легендарный предпринимательских дух из Гонконга все еще не выветрился: здесь ценят предприимчивость и риск, много продают и много покупают.

«Гонконг подходит для российских стартапов, которые находятся на стадии роста и выше и нацелены на международное масштабирование. Но важно учитывать, что Гонконг — достаточно дорогая локация. Здесь стоимость жизни и ведения бизнеса значительно выше, чем в России. В ежегодном рейтинге международной консалтинговой компании Mercer, выпущенном в 2022 году, Гонконг вновь занял первое место по дороговизне стоимости жизни для иностранцев», — говорит Елена Силинская, директор международного венчурного фонда и стартап–акселератора iDealMachine.

Будучи современным финансовым и деловым центром, Гонконг свято чтит традиции и сохраняет некоторую консервативность. Здесь нет валютного и таможенного контроля, разрешено полное иностранное владение компанией, можно быстро открыть бизнес. Государственная политика направлена на поддержку и развитие бизнеса, регион активно привлекает иностранных инвесторов и зарубежные компании, помогая им встраиваться в локальную систему. 

При этом первые виртуальные банки появились здесь всего несколько лет назад, а архитекторы местных небоскребов до сих пор верят в мудрых летающих драконов и делают для них специальные дырки в конструкции здания, чтобы многоэтажки не мешали древним существам летать на водопой. Они называются «вратами дракона». 

Сегодня у технологических стартапов с русскоязычными основателями есть много шансов сесть на хвост такому дракону и стать частью активно развивающейся индустрии. Стартап-экосистема Гонконга так активно развивается, что по скорости роста сопоставим, по данным Startup Genome, с топ-5 экосистемами мира. 

Деловой климат

«У бизнес-климата Гонконга есть ряд серьезных преимуществ для предпринимательского сообщества. Экономика этого региона — одна из самых быстрорастущих в Азии и в мире. Даже в турбулентности последних лет Гонконг показывает хороший рост. 

Стартап-культура здесь очень развитая, поэтому открыть бизнес и вести его, находясь в Гонконге, максимально выгодно. Особенно если готовый проект уже есть и адаптирован под местный рынок. 

Идеальное расположение на юго-восточном побережье Китая дает компаниям свободный доступ к таким крупным азиатским рынкам, как Индия, Сингапур, Япония, Таиланд. По сути, это окно в Азию», — говорит Мария Лапук, соосновательница Vinci Agency.

Согласно данным местного статистического департамента, в Гонконге живет 7,29 млн человек. При этом интернетом пользуются 93% населения. В России, для сравнения, этот показатель, по данным Mediascope, составляет 80%. Гонконг — небольшой, но удобный и восприимчивый к новым технологиям рынок, на котором легко тестировать идеи, чтобы затем масштабировать их на всю Азию.

По данным местного официального реестра бизнеса, в прошлом году в Гонконге было зарегистрировано 110 840 компаний, 66 538 из них — онлайн. А общее количество компаний в регионе давно перевалило за 1,3 млн. 

«Один из главных плюсов ведения бизнеса для технологических компаний и стартапов в Гонконге — высококвалифицированные специалисты в разных сферах. Образование там бесплатное, а конкуренция большая. Но за рабочую силу нужно будет хорошо заплатить: это связано еще и с тем, что Гонконг является одним из самых дорогих городов для жизни», — говорит Мария Лапук. 

Технологическим предпринимателям действительно есть кого нанимать в команду: в регионе сильная инженерная школа, особенно востребованы выпускники HKUHKUST и polyU. Посмотреть, сколько стоит работа местных ИТ-специалистов, можно здесь
 
«Стоимость открытия компании в Гонконге — в среднем до 3 тыс. евро без учета расходов на открытие банковского счета. Открыть компанию возможно в срок до одного месяца. Физическое присутствие акционера для регистрации юрлица не обязательно. Ежегодное “содержание” компании обойдется примерно в 5-7 тыс. евро», — говорит Арсен Данелян, младший партнер юридической компании Emet law firm. 

Чтобы вывести бизнес в Гонконг с помощью партнера, который обеспечит пакет услуг «под ключ», включая бухгалтерское сопровождение, понадобится около $15 тыс., говорят эксперты. Впрочем, стоимость сильно зависит от сложности конкретного кейса.

«Важно, чтобы у компании был реальный адрес в Гонконге. Впрочем, сам офис арендовать не обязательно. В Китае много компаний, которые предоставляют адреса массовой регистрации», — добавляет Наринэ Беглярова, управляющий партнер консалтинговой компании Sona Private Consulting.

В регионе применяют территориальный принцип налогообложения. «Это значит, что доходы компаний подлежат налогообложению только в тех случаях, когда они получены от источника внутри Гонконга или деятельность по получению дохода осуществлялась на территории Гонконга.

Если компания не вела деятельности внутри страны и не получала доходов от местных источников, то налог на прибыль не взимается. Это один из нескольких плюсов, который делает Гонконг наиболее привлекательным для многих отраслей, например, в сфере торговли с Китаем», — говорит Яна Шевченко.

«Но сейчас банки требуют повышать уровень физического и экономического присутствия организаций для открытия счетов. Физическое присутствие означает, что компания, ее менеджмент и персонал находятся на территории страны. Экономическое присутствие — что компания ведет свою предпринимательскую деятельность на территории Гонконга. Для открытия банковского счета необходимо лично явиться для прохождения KYC-процедур (Know Your Customer, знай своего клиента). 

За последние месяцы процесс открытия банковских счетов в Гонконге российскими резидентами стал более сложным и долгим. Практически в 100% случаев требуется личное присутствие, но и это не гарант успеха. Банки продолжают “закручивать гайки”», — предупреждает Гайк Мартиросян, управляющий партнер консалтинговой компании Quattor Advisory.

Яна Шевченко также подтверждает, что местные банки сейчас охотнее рассматривают заявки, где в структуре компании значатся только местные резиденты, а сами компании имеют реальный офис внутри Гонконга. Это нужно подтвердить договором аренды и оплатой арендных платежей, трудовыми договорами с сотрудниками из региона. 

«Выполнение этих условий сделает бизнес полноценным налогоплательщиком и повлечет дополнительные расходы по содержанию. Но в текущих реалиях у компаний часто возникает необходимость в мультивалютном счете», — говорит она.

Полный текст на сайте Rusbase

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend