8 октября 2022

Гонконг: врата в Азию для стартапов

Третий по счету финансовый центр мира, Гонконг, манит стартапы из разных стран. Здесь есть все для развития бизнеса: английское право, налоговые преференции, тесные связи с Китаем, развитая экосистема поддержки и множество инвестфондов.

Здесь работают 69 акселераторов и около 3700 стартапов. Гонконг уже вскормил 18 единорогов и имеет все шансы явить миру новых звезд. RB.RU подготовил подробный стартап-гид для технологических предпринимателей, заинтересованных возможностями этого региона.

Сложная геополитическая обстановка вынуждает российских предпринимателей искать новые страны для приземления компании. В пятерку самых востребованных направлений Гонконг, по словам опрошенных RB.RU экспертов, не входит. Впрочем, ввиду глобальной переориентации российских технологических компаний в сторону Азии, становится все более популярным местом для регистрации и развития бизнеса. 

«Запросы действительно выросли, хотя Дубай по-прежнему в лидерах», — говорит Арсен Данелян, младший партнер юридической компании Emet law firm. «Гонконг всегда пользовался большой популярностью, а текущие общемировые условия только укрепили его позиции», — добавляет Яна Шевченко, руководитель отдела международного налогового планирования «Гестион». Гонконгский офис «Гестиона» занимается регистрацией компаний в этом регионе.

«С начала года для российских клиентов мы зарегистрировали более 200 офшорных компаний в Гонконге. Местный банковский счет позволяет бизнесу принимать платежи от партнеров из “недружественных” России стран, работать с российскими юрлицами и не релоцировать команду», — поясняет Сергей Воропаев, основатель Advengene. Компания помогает инвесторам и предпринимателям выходить на новые рынки и искать локальных партнеров. Advengene работает с Гонконгом с 2017 года.

Обособленная, но все же юридически официальная часть Китая, бывшая колония Великобритании — удобная площадка для построения рабочих отношения с «большим братом», только без китайских бюрократических сложностей и необходимости учить язык. Местные жители чаще всего хорошо говорят на английском, на территории продолжает действовать английское право, да и легендарный предпринимательских дух из Гонконга все еще не выветрился: здесь ценят предприимчивость и риск, много продают и много покупают.

«Гонконг подходит для российских стартапов, которые находятся на стадии роста и выше и нацелены на международное масштабирование. Но важно учитывать, что Гонконг — достаточно дорогая локация. Здесь стоимость жизни и ведения бизнеса значительно выше, чем в России. В ежегодном рейтинге международной консалтинговой компании Mercer, выпущенном в 2022 году, Гонконг вновь занял первое место по дороговизне стоимости жизни для иностранцев», — говорит Елена Силинская, директор международного венчурного фонда и стартап–акселератора iDealMachine.

Будучи современным финансовым и деловым центром, Гонконг свято чтит традиции и сохраняет некоторую консервативность. Здесь нет валютного и таможенного контроля, разрешено полное иностранное владение компанией, можно быстро открыть бизнес. Государственная политика направлена на поддержку и развитие бизнеса, регион активно привлекает иностранных инвесторов и зарубежные компании, помогая им встраиваться в локальную систему. 

При этом первые виртуальные банки появились здесь всего несколько лет назад, а архитекторы местных небоскребов до сих пор верят в мудрых летающих драконов и делают для них специальные дырки в конструкции здания, чтобы многоэтажки не мешали древним существам летать на водопой. Они называются «вратами дракона». 

Сегодня у технологических стартапов с русскоязычными основателями есть много шансов сесть на хвост такому дракону и стать частью активно развивающейся индустрии. Стартап-экосистема Гонконга так активно развивается, что по скорости роста сопоставим, по данным Startup Genome, с топ-5 экосистемами мира. 

Деловой климат

«У бизнес-климата Гонконга есть ряд серьезных преимуществ для предпринимательского сообщества. Экономика этого региона — одна из самых быстрорастущих в Азии и в мире. Даже в турбулентности последних лет Гонконг показывает хороший рост. 

Стартап-культура здесь очень развитая, поэтому открыть бизнес и вести его, находясь в Гонконге, максимально выгодно. Особенно если готовый проект уже есть и адаптирован под местный рынок. 

Идеальное расположение на юго-восточном побережье Китая дает компаниям свободный доступ к таким крупным азиатским рынкам, как Индия, Сингапур, Япония, Таиланд. По сути, это окно в Азию», — говорит Мария Лапук, соосновательница Vinci Agency.

Согласно данным местного статистического департамента, в Гонконге живет 7,29 млн человек. При этом интернетом пользуются 93% населения. В России, для сравнения, этот показатель, по данным Mediascope, составляет 80%. Гонконг — небольшой, но удобный и восприимчивый к новым технологиям рынок, на котором легко тестировать идеи, чтобы затем масштабировать их на всю Азию.

По данным местного официального реестра бизнеса, в прошлом году в Гонконге было зарегистрировано 110 840 компаний, 66 538 из них — онлайн. А общее количество компаний в регионе давно перевалило за 1,3 млн. 

«Один из главных плюсов ведения бизнеса для технологических компаний и стартапов в Гонконге — высококвалифицированные специалисты в разных сферах. Образование там бесплатное, а конкуренция большая. Но за рабочую силу нужно будет хорошо заплатить: это связано еще и с тем, что Гонконг является одним из самых дорогих городов для жизни», — говорит Мария Лапук. 

Технологическим предпринимателям действительно есть кого нанимать в команду: в регионе сильная инженерная школа, особенно востребованы выпускники HKUHKUST и polyU. Посмотреть, сколько стоит работа местных ИТ-специалистов, можно здесь
 
«Стоимость открытия компании в Гонконге — в среднем до 3 тыс. евро без учета расходов на открытие банковского счета. Открыть компанию возможно в срок до одного месяца. Физическое присутствие акционера для регистрации юрлица не обязательно. Ежегодное “содержание” компании обойдется примерно в 5-7 тыс. евро», — говорит Арсен Данелян, младший партнер юридической компании Emet law firm. 

Чтобы вывести бизнес в Гонконг с помощью партнера, который обеспечит пакет услуг «под ключ», включая бухгалтерское сопровождение, понадобится около $15 тыс., говорят эксперты. Впрочем, стоимость сильно зависит от сложности конкретного кейса.

«Важно, чтобы у компании был реальный адрес в Гонконге. Впрочем, сам офис арендовать не обязательно. В Китае много компаний, которые предоставляют адреса массовой регистрации», — добавляет Наринэ Беглярова, управляющий партнер консалтинговой компании Sona Private Consulting.

В регионе применяют территориальный принцип налогообложения. «Это значит, что доходы компаний подлежат налогообложению только в тех случаях, когда они получены от источника внутри Гонконга или деятельность по получению дохода осуществлялась на территории Гонконга.

Если компания не вела деятельности внутри страны и не получала доходов от местных источников, то налог на прибыль не взимается. Это один из нескольких плюсов, который делает Гонконг наиболее привлекательным для многих отраслей, например, в сфере торговли с Китаем», — говорит Яна Шевченко.

«Но сейчас банки требуют повышать уровень физического и экономического присутствия организаций для открытия счетов. Физическое присутствие означает, что компания, ее менеджмент и персонал находятся на территории страны. Экономическое присутствие — что компания ведет свою предпринимательскую деятельность на территории Гонконга. Для открытия банковского счета необходимо лично явиться для прохождения KYC-процедур (Know Your Customer, знай своего клиента). 

За последние месяцы процесс открытия банковских счетов в Гонконге российскими резидентами стал более сложным и долгим. Практически в 100% случаев требуется личное присутствие, но и это не гарант успеха. Банки продолжают “закручивать гайки”», — предупреждает Гайк Мартиросян, управляющий партнер консалтинговой компании Quattor Advisory.

Яна Шевченко также подтверждает, что местные банки сейчас охотнее рассматривают заявки, где в структуре компании значатся только местные резиденты, а сами компании имеют реальный офис внутри Гонконга. Это нужно подтвердить договором аренды и оплатой арендных платежей, трудовыми договорами с сотрудниками из региона. 

«Выполнение этих условий сделает бизнес полноценным налогоплательщиком и повлечет дополнительные расходы по содержанию. Но в текущих реалиях у компаний часто возникает необходимость в мультивалютном счете», — говорит она.

Полный текст на сайте Rusbase

Читайте наш кейс на РБК: как ИТ-компании прокачать бренд работодателя

16 июля 2024

Как вырастить штат ИТ-компании в 15 раз за 3 года - рассказываем в совместном кейсе с IT_ONE

 

Ася Власова – в шоу «Стражи Леса» на радио «ЭХО лОСЕЙ»

10 июля 2024

Ася Власова, сооснователь и управляющий партнёр агентства iTrend, приняла участие в шоу “Стражи Леса” на радио "ЭХО лОСЕЙ". Вместе с Еленой Бочеровой из компании "Киберпротект" поговорили о том, как выстраивать PR и коммуникации в ИТ.

 

Приглашаем на конференцию для директоров по маркетингу и PR-руководителей ИТ-компаний 

5 июня 2024

На мероприятии встретятся директора по маркетингу и PR-руководители крупных российских ИТ-компаний.

 

Экс-редактор Comnews присоединился к команде iTrend

30 мая 2024

На позицию руководителя проектов коммуникационного агентства iTrend вышел Денис Шишулин – ранее многолетний выпускающий редактор издательской группы ComNews, одного из самых авторитетных ИТ-изданий в России. В iTrend Денис будет отвечать за стратегическое руководство ряда PR-проектов с ИТ-компаниями, оперативное взаимодействие со СМИ, координацию работы команд, а также за качество проектов, которыми руководит в агентстве.

 

iTrend — в числе топ-агентств России по версии «Рейтинга Рунета»

28 мая 2024

Опубликованы итоги ранкинга коммуникационных агентств от «Рейтинга Рунета–2024». iTrend занял лидирующие места в ключевых для агентства срезах — PR в ИТ-отрасли, SMM в ИТ-отрасли, PR и SMM на аудиторию b2b enterprise, PR-аналитика, PR первых лиц и др.

 
Все новости iTrend